Китай без боя топит планы ВМС США
«Враг у ворот»
Когда такое было, чтобы крупные американские военачальники с растущей тревогой всматривались в то, что происходит в такой малозначимой с точки зрения удельного веса в мировой политике стране, как Перу? Но именно так сегодня и происходит: всматриваются, и с большим подозрением.
А причиной всему - завершающее строительство первой очереди огромного глубоководного мегапорта Чанкай на перуанском участке побережья Тихого океана, всего в 60 километрах к северу от столичной Лимы. Недавно его торжественно открыли президент Перу Дина Болуарте и председатель КНР Си Цзиньпин, который специально прилетел в Перу по этому случаю.
Между тем всего несколько лет назад на этом месте стояла захудалая рыбацкая деревушка. Но пришли китайцы со своими почти неисчислимыми капиталами и предложили в рамках известного проекта «Один пояс - один путь» за 3,5 миллиарда долларов превратить Чанкай в главные торговые ворота из Латинской Америки в КНР. И, естественно, обратно. С 18 причалами, способными принимать гигантские океанские контейнеровозы осадкой до 17,3 метра каждый. С грузооборотом для начала - до миллиона стандартных морских контейнеров ежегодно. А там, дескать, посмотрим...
Казалось бы, что в этом плохого? Но в США мгновенно завопили: «Враг у порога!» Среди них была и отставной четырёхзвёздный генерал армии США Лора Ричардсон, которая с 2021 по 2024 годы занимала пост командующего Южным командованием Вооружённых сил США. На самом деле, подозревает воинственная Лора, китайцам Чанкай необходим ещё и в качестве военной базы в самом что ни есть «мягком подбрюшье» её страны.
По мнению генерала Лоры Ричардсон, «порт Чанкай может служить не только торговым пунктом, но и военным оплотом Китая на континенте». Во всяком случае, важнейшим опорным пунктом китайской разведки, работающей против Америки, - это точно.
Как-то сразу вспомнилось, что аналогичные опасения в 2019 году в США звучали и в отношении Кубы. Тогда Белый дом заявлял, что на Острове Свободы начала действовать крупная китайская военная база для радиоэлектронной слежки за США. «Это хорошо задокументировано в разведданных», - отметил тогда представитель Белого дома. Пекин, как обычно, ничего такого не подтвердил. Что, естественно, не внесло ясности по поводу наличия или отсутствия на Кубе нового разведцентра КНР.
…Что же происходит? Откуда у Штатов при взгляде на свои геополитические окрестности возникают страхи загнанного волка, наглухо «зафлаженного» китайскими охотниками?
Кто в Мировом океане хозяин?
На мой взгляд, объяснение простое. В Вашингтоне чем дальше, тем чётче осознают, что на любых широтах без боя проигрывают Пекину всё более и более ожесточающуюся глобальную холодную войну за господство в Мировом океане. И тому с каждым годом всё больше подтверждений.
Ещё в 2020 году Пентагон опубликовал доклад, в котором констатировал, что по количеству боевых кораблей ВМС НОАК впервые вышли на первое место в мире: 350 единиц различных классов у китайцев против 293 у ВМС США. И с той поры, несмотря на титанические усилия Штатов, разрыв только увеличивается.
Чуть позже аналитики вашингтонского Центра стратегических и бюджетных оценок США (CSBA) пришли к выводу, что Китай, скорее всего, сможет увеличить свой авианосный флот с трёх до пяти единиц уже к 2030 году. Причём два авианосца ВМС НОАК в обозримой перспективе выйдут в море, скорее всего, с ядерными энергетическими установками и самыми современными электромагнитными катапультами. А общее количество крейсеров и эсминцев на китайском флоте возрастёт до 60 вымпелов.
Далее. Очень вероятно, что к 2035 году, как полагают в Минобороны США, Китай будет иметь в арсенале до 80 подводных лодок, включая дизель-электрические. Тогда как численность американского подводного флота не превысит 57 субмарин. Об этом с нескрываемой тревогой сообщает штатовское же издание 19FortyFive.
Но и этим множащиеся год от года бедствия военных моряков-подводников Соединённых Штатов, весьма вероятно, не ограничатся. Потому что из-за недостаточного финансирования и хронической нехватки ремонтных мощностей у промышленности почти 40% состава подводного флота США на данный момент уже непригодно к эксплуатации. И пока ничто не указывает, что дальше станет лучше.
После долгих горестных размышлений по этому поводу и поисков по американским бюджетным сусекам новых миллиардов, летом 2022 года в опубликованном за океаном «Навигационном плане ВМС США» было обещано к 2045 году построить фактически новый военный флот для Штатов - дополнительно 350 боевых кораблей. Впрочем, в это, очень похоже, не слишком верят даже сами американцы. Проблема заключается в том, что не только американские ВМС, но и кораблестроительная промышленность США с каждым годом всё больше отстают от своих китайских коллег по производительности и техническим возможностям.
Вот что пишет по этому поводу, к примеру, The Times, ссылаясь на данные военной разведки США: «Китай - ведущая судостроительная держава в мире. Причём, отрыв его настолько велик, что затмевает возможности Соединённых Штатов по производству боевых кораблей и подводных лодок. В частности, у КНР судостроительные мощности в 230 (!) раз выше, чем у США».
Но вот, возможно, самый зубодробительный факт в этом отношении. Как летом 2023 года горестно посетовал лично министр Военно-морских сил США адмирал Карлос Дель Торо, все скопом верфи ВМС Соединённых Штатов просто-напросто уже не поспевают за китайскими верфями в плане производства боевых кораблей. И это притом, что в Китае только 13 верфей участвуют в начавшейся гонке флотских вооружений. Однако мощность каждой из них значительно превышает возможности всей американской судостроительной промышленности в целом.
По прогнозам адмирала, только в ближайшие годы военно-морской флот НОАК пополнится примерно 400 новыми военными кораблями.
Не к 2045 году, про который говорится, как теперь стало понятно, в едва ли реальном «Навигационном плане ВМС США», а гораздо раньше. К 2035 году ВМС НОАК планирует иметь 475 боевых кораблей, то есть на 125 единиц больше, чем сейчас. В том числе не менее пяти многоцелевых авианосных групп.
Хуже того. Даже если бы волшебным образом все кораблестроители в Штатах внезапно заработали с таким же энтузиазмом, как наши Павки Корчагины в Гражданскую войну, и превзошли бы самые смелые планы, позиции Соединённых Штатов в Мировом океане всё равно продолжали бы падать. А численность американского военного флота неуклонно сокращалась бы. Всему виной нарастающие бюджетные трудности Пентагона, которые заставляют поскорее отправлять из корабельного состава в утиль всё, что обременительно.
Например, в бюджетном запросе на 2025 финансовый год американские ВМС объявили, что запланировали вывести из эксплуатации сразу 19 крупных военных кораблей и судов. Причём девять из них досрочно. Речь идёт о двух ракетных крейсерах класса «Тикондерога» («Шайло» и «Лэйк-Эри»), четырёх скоростных десантных транспортах типа EPF («Спирхед», «Чоктау-Каунти», «Миллинокет» и «Фолл-Ривер»), десантно-вертолётном корабле-доке класса «Уидби-Айленд» («Джермантаун») и двух кораблях прибрежной зоны типа «Индепенденс» («Джексон» и «Монтгомори»).
А всего год назад ведомство Дель Торо было намерено в ближайшие шесть лет под списание отправить 11 ракетных крейсеров типа «Тикондерога». В те же сроки и все четыре гигантских атомных подводных крейсера типа «Огайо», переоборудованных под носители крылатых ракет большой дальности типа «Томагавк» (по 154 КР на каждой субмарине). Заодно и целую флотилию (27 единиц) ракетных эсминцев типа «Арли Бёрк».
Если завтра Тайвань, если завтра в поход?
Но тут, как можно понять, подоспели согласованные прогнозы высокопоставленных американских политиков и военных о том, что битва за Тайвань с Китаем может начаться уже в 2027 году или в ближайшее время после этого. Иными словами, сразу после прогнозируемого Вашингтоном окончательного завершения военных событий на Украине, в которых американцы усилиями администрации Байдена погрязли достаточно плотно.
Возникает вопрос: какие силы будут задействованы ВМС США в случае крупномасштабного конфликта за Тайвань? Ведь в такой ситуации на Тихом океане именно Соединённым Штатам отводилась бы ведущая роль. Ведь если всё пойдёт так же, как сегодня, к 2027 году боевое превосходство китайцев над американцами (да и всеми прочими) в Мировом океане станет выглядеть подавляющим. Настолько, что Вашингтон окажется просто не в состоянии оборонять Тайвань в случае, если на остров когда-нибудь и в самом деле будет высажен китайский десант.
В свете этих опасений обнародованное в нынешнем ноябре решение Пентагона видится единственно возможным. А потому и легко прогнозируемым. Сначала в первых числах текущего месяца стало известно, что из 27 единиц «Арли Бёрк», приготовленных было «на заклание», морское ведомство попытается вернуть к жизни 12 эсминцев управляемого ракетного оружия из самой ранней серии Flight I. С этой целью в рамках бюджета на 2026 финансовый год у Вашингтона уже запрошено 1,3 миллиарда долларов.
Однако и недели не прошло, как американские адмиралы объявили, что против китайцев и этого, пожалуй, маловато будет. В середине ноября Пентагон объявил: три из отправленных было «под нож» ракетных «Тикондерог» тоже ещё пригодятся для всё более вероятной вооружённой борьбы с Китаем за Тайвань.
Срок службы этих крейсеров УРО «конторой» адмирала Дель Торо только что вынужденно продлён до 2029 года. После, правда, соответствующих восстановительных и модернизационных работ с корпусами, оружием и оборудованием этих кораблей.
Кстати: а почему, рассуждая о ближайших перспективах отстоять или сдать Пекину Тайвань, Штаты столь скромны в сроках? Почему назван 2029 год, до которого, можно сказать, уже рукой подать?
Похоже, потому, что недавно ощущавший себя подлинным владыкой морей американский военный флот на глазах стремительно и бесповоротно дряхлеет. Американские адмиралы, полагаю, давно всё подсчитали и теперь точно знают: флотского «пороху» у них осталось на считанные годы. И лет через пять в боевом противоборстве с ВМС НОАК ловить американцам будет окончательно нечего.
И не только у побережья Тайваня. Всюду. Как говорили древние: «Sic transit gloria mundi» - «Так проходит мирская слава». Морская тоже.