Боевой экраноплан: скользящий над водой
В далёком 1965 году американская космическая разведка обнаружила огромных размеров «чудовище», парящее над Каспием. Информация об этом необычном летательном аппарате появилась в журнале «Джейнз интеллидженс ревю», а вскоре по тем же каналам выяснилось, что речь идёт о советском экраноплане под индексом «КМ». То есть - корабль-макет, однако на западе предпочли другое прочтение - «Каспийский монстр».
Змеей Горыныч
Всё началось в Советской России с публикации в 1923 году работы, посвящённой влиянию экранирующей поверхности на аэродинамические свойства крыла. Автор - известный учёный в области аэродинамики и вертолётостроения Борис Юрьев. А первый проект экраноплана-амфибии был выполнен в 1938 году изобретателем парашютной и воздушно-десантной техники Павлом Гроховским. Машина предназначалась для полёта над водной поверхностью, льдами, снегами и песками.
Но это, что называется, была проба пера. Расцвет строительства экранопланов в нашей стране пришёлся на 1960-1970 годы. Первыми успеха добиваются инженеры Центральной лаборатории новых видов спасательной техники ОСВОДа. В инициативном порядке они построили одноместный спасательный экранолёт ЭСКА-1, который десять лет добросовестно трудился на Волге. Это был первый аппарат, летающий с использованием экранного эффекта. Только организационные причины помешали молодым энтузиастам довести образец до запуска в серию.
Но их идея не погибла втуне. К разработке экранопланов подключились специалисты отраслевых судостроительных и авиационных НИИ, в том числе ОКБ морского самолётостроения в Таганроге, возглавляемое Георгием Бериевым, и судостроительное ЦКБ в Горьком, которым руководил Ростислав Алексеев. Оригинальный летательный аппарат создал известный авиаконструктор Роберт Бартини.
«Самолёт хорошо летает, но плохо поднимается и садится, - писал Бартини, - вертолёт хорошо поднимается и садится, но медленно летает. Я полагаю, выход в том, что вместо шасси надо использовать аэродинамический экран под корпусом летательного аппарата. Образующаяся при этом воздушная подушка сделает машины будущего - экранопланы - всеаэродромными или, если угодно, безаэродромными: они смогут садиться и взлетать всюду».
Идеи Бартини были применены в таганрогском ОКБ при разработке экранолётов - разновидности экранопланов, способных подниматься, как самолёты, на большую высоту. Под руководством конструктора Анатолия Богатырёва были спроектированы 750- и 1200-тонные «летающие крылья» - десантные и авианесущие экранопланы, способные подниматься на значительную высоту. Сам же Бартини в середине 60-х - начале 70-х годов построил вертикально взлетающую амфибию ВВА-14, получившую за необычный вид прозвище «Змей Горыныч». Но после смерти авиаконструктора летательный аппарат превращают в плавлабораторию, а затем отправляют на вечную стоянку - в Музей ВВС.
Главная же роль в разработке и реализации проектов экранопланов принадлежит Ростиславу Алексееву - доктору технических наук, лауреату Ленинской и Государственной премий, создавшему Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ныне АО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева» в Нижнем Новгороде). Экранопланы - второе после судов на подводных крыльях («Ракета», «Метеор», «Комета» и др.) выдающееся достижение в биографии известного конструктора.
22 июля 1961 года состоялся первый полёт первого отечественного экспериментального экраноплана - СМ-1. Его пилотировал сам Ростислав Алексеев. К осени техника пилотирования СМ-1 была отработана настолько, что Алексеев считает возможным показать экраноплан секретарю ЦК КПСС по оборонным вопросам Дмитрию Устинову, председателю Госкомитета по судостроению Борису Бутоме и главкому ВМФ адмиралу Сергею Горшкову. Показ был настолько эффектным, что гости сами прокатились на СМ-1.
В мае 1962 года по инициативе Дмитрия Устинова экраноплан был показан на Химкинском водохранилище Никите Хрущёву. И хотя аппарат не вышел на проектную мощность, по воле впечатлённого увиденным главы государства было принята госпрограмма по экранопланам, предусматривавшая создание ряда новых пилотируемых самоходных моделей, а также разработку проектов боевых летательных аппаратов для ВМФ и других видов Вооружённых сил.
Каспийский монстр
В постройке экраноплана (КМ) были задействованы многие предприятия Советского Союза, в частности, «Красное Сормово» и авиастроительный завод имени Серго Орджоникидзе. Главным конструктором был назначен Ростислав Алексеев, и уже в 1966 году на Каспийском море начинаются испытания самого большого в мире экспериментального экраноплана: 10 турбореактивных двигателей с тягой до 13 тонн каждый, длина около 100 м, размах крыла 37,6 м. В рекордном полёте масса экраноплана достигала 544 тонны, что было неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени.
Затем испытания были перенесены на Каспий, где была создана специальная испытательно-сдаточная база ЦКБ, расположенная возле города Каспийск. И тут самое время снова обратиться к журналу «Джейнз интеллидженс ревю», в котором отмечалось:
«На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов (около 370 км/час). Считают, что этот аппарат построен на заводе «Красное Сормово». Он имеет длину порядка 400 футов (около 120 метров). Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъёмную силу, которой хватает на подъём аппарата до высоты крейсирования, приблизительно равной 30 футам (9 метрам). По-видимому, аппарат сможет работать в арктических условиях».
К сожалению, судьба самого большого в мире экспериментального экраноплана не задалась. В декабре 1980 года «морское чудище» погибло в результате аварии, ненадолго пережив своего создателя Ростислава Алексеева. Однако за полтора десятка лет экспериментальный экраноплан позволил провести значительный цикл работ, связанных с самой идеей экранопланов, научными основами их проектирования и строительства.
Учёные и инженеры пришли к выводу, что технические характеристики этих летательных аппаратов являются весьма перспективными, поскольку их крейсерская скорость достигает 400-500 км/ч и при этом они потребляют примерно меньше топлива, чем самолёт. Тогда же определились и боевые преимущества экранопланов.
«Орлёнок»
Чтобы запустить необычный летательный аппарат в серию, выбирается проект десантного экраноплана, получившего название «Орлёнок». За полтора года разрабатываются технический проект и рабочие чертежи на планер, а в ноябре 1970 года на опытном заводе «Волга» начинается строительство.
ТТХ транспортно-десантного экраноплана «Орлёнок»
- Размеры: длина - 58,1 м, ширина - 31,5 м, высота - 16 м;
- взлётная масса - до 140 т;
- силовая установка - один маршевый двигатель НК-12МК в хвостовой части и два стартовых НК-8-4К, размещённые внутри носовой части корпуса и отключаемых в полёте (тяга соответственно - 15 и 10 т);
- максимальная скорость - до 400 км/ч;
- максимальная дальность полёта (при нагрузке 20 т или 150 десантниках на борту) - 1300 км;
- мореходность - 3-4 балла (высота волны - до 2 м);
- высота полёта на экране - 2-10 м, в самолётном режиме - до 3000 м;
- вооружение - спаренная 12,7-мм пулемётная установка «Утёс-М»;
- экипаж - до 9 чел.
Осенью 1973 года «Орлёнок» был спущен на воду в гавани завода «Красное Сормово», а в октябре в районе Горького (ныне Нижний Новгород) специалисты провели контрольные ходовые испытания. Потом «Орлёнок» перебрался в Каспийск, в бухту, где уже базировался «Каспийский монстр», «Орлёнок». 5 октября 1979 года начинаются государственные испытания машины, а через месяц на десантном экраноплане «Орлёнок» поднимается военно-морской флаг.
«Орлёнок» был включён в состав Каспийской флотилии - в соединение десантных кораблей на воздушной подушке (экранопланы относились тогда к надводному флоту). Затем строятся ещё 4 машины, а вообще планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят». Серийную сборку должны были осуществлять судостроительные заводы в Нижнем Новгороде и Феодосии. Но когда наступила перестройка, было принято решение построить всего 24 экраноплана, а те, которые уже были построены, стали основой 11-й отдельной авиагруппы, которая подчинялась командованию морской авиации ВМФ. 12 ноября 1986 года экранопланы «Орлёнок» приказом министра обороны СССР принимаются на вооружение и приобретают титул первых в мире крупных серийных экранопланов.
Лётный состав экранопланов комплектовался из лётчиков гидроавиации, технический - из специалистов авиации и экипажей кораблей на статической воздушной подушке. В ходе учений крылатые машины брали на борт подразделения десанта (военную технику и личный состав - до 150 человек) и обеспечивали доставку десантников на необорудованное побережье. Их применение позволило по-новому взглянуть на тактику ведения боевых действий в военное время, открыло более широкие возможности эффективного использования экранопланов для контроля на море в мирных условиях. А в техническом плане позволило начать работы над новыми машинами - второго поколения, которые должны иметь взлётную массу до 1000 тонн.
Однако по ходу перестройки программа строительства экранопланов была закрыта. До 2007 года 4 «Орлёнка» находились в разной степени укомплектованности в Каспийске. Постепенно их вывели из состава авиации ВМФ, а в июне 2007 года наиболее сохранившийся «Орлёнок» С-26 по Волге был отбуксирован в Москву и установлен в парке «Северное Тушино» на берегу Химкинского водохранилища.
«Лунь»
Ещё в 1970 году конструктор летательных аппаратов Александр Березняк предлагает разработанную им корабельную ракету приспособить к условиям старта с экраноплана. Предложение поддержало командование ВМФ, после чего ЦКБ выдаётся тактико-техническое задание на проектирование ракетного экраноплана «Лунь» (проект 903). В 1980 году был разработан технический проект, а уже к 1986 году на опытном заводе «Волга» была построена первая машины.
16 июля «Лунь» перевезли в Каспийск, где в составе 236-го дивизиона кораблей-экранопланов проводятся достроечные работы и швартовочные испытания. В декабре 1989 года проводятся уже государственные испытания, в ходе которых с экраноплана впервые в мировой практике на скорости около 500 км/ч осуществляется старт противокорабельных крылатых ракет 3М-80 «Москит».
ТТХ ракетного корабля - экраноплана проекта 903 «Лунь»
- Размеры: длина - 73,80 м, высота - 19,20 м, размах крыла - 44,00 м, площадь крыла - 550,00 кв. м;
- масса: пустого самолёта - 243 000 кг, максимальная взлётная - 380 000 кг;
- двигатели: НК-87, тяга - 8 х 13 000 кгс;
- максимальная скорость - 500 км/ч;
- практическая дальность - 2000 км;
- высота полёта на экране - 1-5 м;
- мореходность - 5-6 баллов;
- вооружение: 3 х 2 - ПУ ПКР 3М-80 «Москит», 2 х 4 - 23-мм АУ УКУ-9К-502-II;
- экипаж - 10 чел.
Когда на Каспийском море проходила опытная эксплуатация экраноплана «Лунь», в Горьком на заводе «Волга» почти на две трети был построен второй экземпляр машины. Однако в связи с сокращением расходов на вооружение опытная эксплуатация «Луня» была остановлена, а достроечные работы прекращены. В настоящее время «Лунь» экспонируется в парке культуры и отдыха «Патриот» в городе Дербенте.
Когда в России сворачивали программу строительства экранопланов, американцы признали перспективность экранопланостроения и обратились за помощью к российским специалистам. Кончилось всё тем, что американские спецы побывали на базе в Каспийске, где тщательно отсняли подготовленный к вылету «Орлёнок». Впоследствии американцы начали разработку собственных экранопланов (экранолётов).
Уже вскоре компания «Боинг» представила концепцию экранолёта (проект Pelican) для переброски воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов. Экранолёт должен был брать на борт около 17 танков M1 Abrams. Предполагалось, что опытный образец будет создан не ранее 2015 года, а в эксплуатацию поступит не ранее 2020-х годов. Однако в настоящее время упоминаний в СМИ о проекте нет. Видимо, что-то пошло не так…
Один из лидеров по строительству экранопланов в настоящее время - Китай, который приобрёл разработки российских специалистов (модернизированный вариант экраноплана «Волга-2»). Известно, что компания Hainan Yingge Wing провела лётные испытания аппаратов CYG-11 («Иволга») на побережье острова Хайнань. И что-то подсказывает, что медлить китайцы не станут.