Новая ядерная доктрина Трампа реанимирует доктрину Рейгана
© defense.gov

Новая ядерная доктрина Трампа реанимирует доктрину Рейгана

На новейшем технологическом уровне США стремятся достичь все тех же глобальных целей
Реклама
Новая ядерная доктрина Трампа реанимирует доктрину Рейгана
© defense.gov
Читайте нас на: 

Читая текст опубликованной 2 февраля новой ядерной доктрины (НЯД) США, можно найти много общего с принятой во времена Рональда Рейгана «доктриной неоглобализма». Она отражала планы военно-политического руководства США по достижению глобального мирового господства. Рейгановская доктрина предусматривала широкий инструментарий мероприятий (от политико-экономических до военных) против главного врага – СССР, а также стран Варшавского договора. Так же в ней были обоснования прямого использования военной силы против стран, которые представляли угрозу «жизненно важным интересам» США.

Схожий инструментарий

Президент Дональд Трамп, назвавший своей главной задачей «сделать Америку вновь великой», фактически использует тот же инструментарий воздействия и санкций против своих «соперников» – России и Китая. Опубликованная НЯД значительно расширяет эти воздействия, понижая порог условий применения ядерного оружия.

«Предотвращение ядерного удара не является единственным предназначением ядерного оружия, – говорится в документе. – Учитывая многообразие угроз и в значительной степени непредсказуемый характер этих угроз в настоящее время и в будущем, ядерные силы США выполняют следующие важнейшие функции, предусмотренные стратегией национальной безопасности Соединенных Штатов: предотвращение нападения с применением и без применения ядерного оружия; гарантия безопасности союзников и партнеров; достижение целей государственной политики США в случае невозможности сдерживания; и способность реагировать на непредвиденные ситуации в будущем».

В доктрине не дается ни количественная и ни качественная оценка угроз, что позволяет Пентагону применять ядерное оружие по своему усмотрению.

«Потенциальные противники должны осознавать, что при любых возникающих угрозах и в любых ситуациях Соединенные Штаты способны распознать их и привлечь к ответственности за агрессивные действия, в том числе новые формы агрессии; мы отразим любую атаку с применением неядерного стратегического оружия; любая ядерная эскалация не позволит противникам достичь своих целей, но обернется для них неприемлемыми последствиями».

В доктрине Трампа есть формулировки, которые повторяют основные положения «Директивных указаний» Рейгана. «Соединенные Штаты готовы рассматривать возможность использования ядерного оружия только в исключительных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов Соединенных Штатов, наших союзников и партнеров. Тем не менее, если сдерживание не принесет желаемых результатов, Соединенные Штаты постараются положить конец любому конфликту с минимально возможными потерями и на максимально выгодных условиях для США, наших союзников и партнеров».

Не жалея денег

Одним из ключевых моментов в военной стратегии Пентагона против СССР было массовое использование ракет средней дальности «Першинг-2».

Развернутый отряд «Першингов-2»
© defense.gov
Развернутый отряд «Першингов-2»

Они должны были нанести «обезглавливающий удар» по командным пунктам Вооруженных сил СССР в Восточной Европе, чтобы сорвать возможность ответного удара. Помимо «Першингов» опасным оружием были крылатые ракеты (КР) наземного базирования GLCM «Томагавк». Объектами поражения для КР могли быть любые точечные высокозащищенные цели типа командных пунктов, шахтных пусковых установок МБР, авиационные и морские базы, железнодорожные и транспортные узлы, электростанции и т.д.

Новая ядерная доктрина США делает ставку на массовое создание ядерных зарядов малой мощности. Тем самым, американцы собираются «повысить гибкость и многообразие ядерного потенциала США, в том числе допустив возможность использования ядерного оружия малой мощности, это важно для сохранения способности предотвратить агрессию в масштабах региона».

По замыслу стратегов из США, это снизит вероятность ядерной войны. Далее в доктрине раскрывается, как Пентагон будет это делать. «Руководствуясь этими соображениями, Соединенные Штаты будут сохранять и при необходимости расширять возможности для передового развертывания ядерных бомбардировщиков и DCA (самолеты двойного назначения - Ред.) во всем мире. Мы намерены модернизировать DCA, заменив их истребителями F-35, способными нести ядерное оружие».

До 2030 года Пентагону предстоит модернизировать весь свой ядерный потенциал. Программа модернизации стоимостью 1,25 триллиона долларов, действительно, масштабна. Планируется завершение программы продления срока службы боеголовки W76-1 (для МБР «Трайдент-2) до 2019 года; завершение программы продления срока службы B61-12 до 2024 года; завершение модернизации W88 (для МБР «Трайдент-2) до 2024 года; завершение программы продления срока службы W80-4 (боеголовка для КРВБ - AGM-86 ALCM и AGM-129 ACM) до 2031 года.

Боеголовки W78 для МБР «Минитмен-3»
© minutemanmissile.com
Боеголовки W78 для МБР «Минитмен-3»

Завершение программы замены боеголовок W78 (для МБР «Минитмен-3») переносится на более ранний срок - на 2019 год, с тем чтобы обеспечить реализацию «Программы создания системы оружия наземного базирования для обеспечения стратегического сдерживания» (GBSD) до 2030 года и изучение возможностей оснащения летательных аппаратов ВМС ядерными зарядами. Также переносится запланированная ранее дата снятия с вооружения В83-1 (для авиабомб мощностью до 1,2 Мт) до тех пор, пока не будет найдена подходящая замена.

Тотальная угроза

Формально, США, если судить по тексту НЯД, придерживаются ограничений по договору СНВ-3. Но в совокупности с выходом из договоренностей по ПРО и запуском программ создания новых крылатых ракет средней дальности сухопутного и воздушного базирования, они создают в будущем опасный военный дисбаланс не только в Европе, но и в мире. Нет никаких гарантий, что новыми крылатыми ракетами станут реанимированные модификации «Томагавк» - BGM-109 GLCM (наземного базирования) и AGM-109 TALCM (воздушного базирования). На складах Пентагона хранится около 1000 ядерных боеголовок W84 (мощностью 0,2-150 Кт), которыми могут быть оснащены эти ракеты.

По договору СНВ-3 США и Россия должны иметь по 1550 носителей ядерного оружия. В настоящее время США обладают 1654 ядерными боеголовками на различных носителях против 1480 у России. При этом США дополнительно могут развернуть еще 930 боеголовок, а Россия в ответ - 816.

Договор СНВ-3 не распространяется на государства так называемого «ядерного клуба». Если рассмотреть их ядерный арсенал по принципу «союзнических отношений», то ядерный баланс в мире будет выглядеть так: США и ее союзники (Франция и Великобритания) – будут обладать 3100 боеголовками, против 2296 боеголовок у России. Если Россия создаст военный блок с Китаем, Индией и КНДР, то количество ее «союзных» боеголовок может возрасти до 2700 единиц. Как видим, баланса все равно не будет.

В марте 1980 года Рональд Рейган утвердил план SIOP-5D, в котором предусматривалось нанесение трех вариантов ядерных ударов по СССР и ее союзникам: превентивного, ответно-встречного и ответного. Вооруженные силы США и НАТО должны были поразить 40000 гражданских и военных объектов на территории СССР и стран Варшавского договора, КНР, Вьетнама и Кубы.

К 2021 году США определятся с крылатыми ракетами воздушного и наземного базирования, наладив к 2025 году их массовое производство. Позиционные районы ПРО развернутые вокруг России имеют пусковые установки Мк41. С них могут стартовать не только противоракеты системы «Иджис» SM-3, но и крылатые ракеты «Томагавк». На вооружении флота США стоит около 7650 «Томагавков» на кораблях и подводных лодках. Таким образом, количество крылатых ракет способных нести ядерные заряды «переменной мощности» к 2030 году может возрасти до 15000-20000 единиц.

«В краткосрочной перспективе Соединенные Штаты планируют модифицировать небольшое число существующих баллистических ракет подводного базирования (БРМБ), с тем, чтобы иметь возможность использовать ядерные боеголовки малой мощности, а в более долгосрочной перспективе перейти к использованию крылатых ракет морского базирования (SLCM)» - так об этом говорится в доктрине.

Добавление к арсеналу США высокоточных МБР и неограниченного количества крылатых ракет способных нести ядерные боеголовки, по сути, отменят паритет, благодаря которому на Земле свыше 75 лет не было глобального военного конфликта. Новая ядерная доктрина США сделает превосходство вооруженных сил НАТО по ядерному оружию над странами, «несущими угрозу жизненно важным интересам США» - Россией, Китаем, Ираном и КНДР - тотальным.

Однополярный формат - любой ценой

Министерство обороны России, предвидя сценарий изменения ядерного паритета со стороны США, сосредоточило свои усилия на первоочередном обновление всей ядерной триады. Согласно новой ГПВ-2027, российские носители ядерного оружия получат новые и модернизированные МБР шахтного, мобильного и морского базирования. Они будут оснащены маневрирующими боеголовками. Они будут способны преодолевать существующие и перспективные системы ПРО, нанося любому потенциальному противнику неприемлемый ущерб. Следующим шагом по сохранению баланса может стать создание единого военно-оборонного блока с КНР, Ираном и странами ОДКБ.

Российские средства ПРО на страже
© mil.ru
Российские средства ПРО на страже

Безусловно, одними военными мероприятиями достаточно сложно сдержать «уязвленные в самолюбии» США, которые теряют роль мирового гегемона. В 2021 году заканчивается действие договора СНВ-3, стороны могу его пролонгировать еще на 5 лет. Но внешняя политика США и «двойные стандарты» делают такое продление затруднительным.

Поэтому, в сложившейся ситуации, нужен новый договор СНВ. На это уповают и США, но они сознательно оставляют в тени своих «миротворческих усилий» привлечение к подписанию нового ДСНВ всех стран участников «ядерного клуба», особенно тех, кто не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия.

Другим препятствием для нового ДСНВ – является новый прецедент, который появился в результате конфликта между КНДР и США: «Обладание ядерным оружием – гарантирует суверенитет государства». «Благодаря» действиям США, которые с 2005 года они проводили против КНДР, количество стран, желающих стать участниками «ядерного клуба», может возрасти, что также не будет способствовать спокойному сосуществованию для всего мирового сообщества.

Россия открыта для переговоров с США. Но, как показала реальность, за миротворческими лозунгами администрации Трампа скрываются попытки удержать мир в однополярном формате любой ценой. Новая ядерная доктрина США, подводящая мир к роковой черте глобального ядерного конфликта, четко об этом говорит: «Во многих случаях эффективность гарантии безопасности союзников и партнеров зависит от их уверенности в способности США обеспечить расширенное ядерное сдерживание, позволяющей большинству из них отказаться от ядерного оружия, тем самым способствуя достижению установленных США целей нераспространения такого оружия».

Подводя итог можно сделать неутешительный вывод о том, что новая ядерная доктрина США несет прямую угрозу развязывания новых конфликтов с применением тактического ядерного оружия, которые могут перерасти в третью мировую войну.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама