Капитан 1 ранга Денис Шарыпов: «Постоянная готовность выйти в море - это нормальное состояние каждого подводника»
© Из личного архива
Командир атомного подводного ракетного крейсера «Омск» капитан 1 ранга Денис Шарыпов.

Капитан 1 ранга Денис Шарыпов: «Постоянная готовность выйти в море - это нормальное состояние каждого подводника»

О сегодняшнем дне моряков-подводников в самой дальней морской точке нашей страны, о планах на завтрашний день и о специфике службы в подплаве еженедельнику «Звезда» рассказал командир атомного подводного ракетного крейсера «Омск» капитан 1 ранга Денис Шарыпов
20 января 2020, 06:09
Реклама
Капитан 1 ранга Денис Шарыпов: «Постоянная готовность выйти в море - это нормальное состояние каждого подводника»
© Из личного архива
Командир атомного подводного ракетного крейсера «Омск» капитан 1 ранга Денис Шарыпов.
Читайте нас на: 

«Наш экипаж выполнял своё дело так, как умеет. И лодка после заводского ремонта не подвела»

- Денис Александрович, По итогам 2019 года лодка «Омск» недавно вышла из планового ремонта и практически сразу стала лучшей на Тихоокеанском флоте, получив два переходящих приза Главнокомандующего ВМФ. Как это стало возможным? Из завода - и сразу в бой. Даже обычный автомобиль после ремонта нужно сначала немного обкатать, а водителю восстановить свой навык. У вас же экипаж численностью более ста человек, сложнейшая техника и целый ряд непростых задач…

- Есть у подводников в этом отношении своя специфика. Почти как у космонавтов, работающих на пилотируемой Международной космической станции, когда один экипаж возвращается на землю, а другой заменяет его на орбите. И всё при этом продолжает работать в штатном режиме. У нас примерна такая же картина. Вообще я командую экипажем подводного крейсера «Томск». А поскольку «Омск» и «Томск» - лодки одного проекта, у нас практикуется, когда возникает необходимость, что один экипаж заменяет другой и выходит в море не на своем борту. На надводных кораблях, к примеру, подобное невозможно в принципе.

После ремонта и модернизации Тихоокеанскому флоту передан атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами «Омск».
© mil.ru
После ремонта и модернизации Тихоокеанскому флоту передан атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами «Омск».

Справка

Подводные лодки проекта 949А «Антей» («Омск», «Томск» и ещё шесть корпусов) предназначены для уничтожения авианосных ударных соединений. Скорость хода в подводном положении более 30 узлов, предельная глубина погружения - 500 метров. АПЛ с экипажем из 130 человек может 120 суток находиться в автономном плавании. Главное вооружение - ракетный комплекс П-700 «Гранит». По плану модификации предусмотрена замена ракет на более современные П-800 «Оникс» или ракеты из семейства «Калибр».

В июне 2019 года после завершения среднего заводского ремонта и модернизации «Омска» мне с экипажем «Томска» был поставлена задача принять лодку и перегнать её из Приморского края к месту постоянного базирования в посёлок Рыбачий. И после выполнения обязательного ряда тестовых задач в акватории Японского моря, участия в Военно-морском параде во Владивостоке по случаю Дня ВМФ мы погрузились на заданную глубину и в подводном положении осуществили межбазовый переход на Камчатку.

И корабль почти сразу же включился в реализацию плана боевой подготовки, согласно которому предстояло принять участие во флотских учениях и выполнить несколько учебных упражнений в море. Поскольку экипаж «Томска» к тому времени оказался подготовленным лучше, чем отстоявший четыре года в ремонте заводской экипаж «Омска», на нас эта задача и была возложена. Сначала мы успешно «отстрелялись» крылатой ракетой по судну-мишени, поразив цель, имитировавшую надводный корабль условного противника на удалении свыше 350 километров. А спустя всего несколько дней с таким же успехом торпедировали и «вражескую» субмарину. Причём вторая задача оказалась сложнее.

Атомный подводный ракетный крейсер «Омск».
© mil.ru
Атомный подводный ракетный крейсер «Омск».

«Омску» предстояло скрытно перейти в район учений, обнаружить там супостата, роль которого исполнял атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Александр Невский» (проект 955), и уничтожить его. Всё было проделано безукоризненно, мы выбрали выгодную для атаки позицию и, находясь в подводном положении, произвели стрельбу по цели практической торпедой. Экипаж «Невского», в свою очередь, принял необходимые меры для ухода от поражения торпедой с использованием гидроакустических помех. А спустя два месяца уже «Омск» стал лодкой условного противника и точно также же маневрировал, уходя от торпедной атаки, которую провел экипаж АПЛ «Кузбасс» (проект 971 «Щука-Б»).

Традиционный поросенок по возвращению в родной порт.
© Фото из личного архива
Традиционный поросенок по возвращению в родной порт.

Затем при подведении итогов командованием Подводными силами Тихоокеанского флота выяснилось, что именно атомный крейсер «Омск» по результатам выполненных упражнений оказался впереди остальных. Почему подобное стало возможным, не готов ответить. Просто наш экипаж выполнял своё дело так, как умеет. Как приучился делать это всё последнее время. И лодка, прошедшая заводской ремонт, не подвела. Все бортовые механизмы и системы прошли проверку в «боевых» условиях без единого сбоя. Хочу добавить, что за три прошедших года экипаж АПРКР «Томск» удостоен пяти призов Главкома ВМФ. Помимо двух нынешних, два приза мы заработали в прошлом году и один - в 2017-м. А по итогам боевой подготовки 2018 учебного года наш экипаж объявлен лучшим в Военно-Морском флоте.

За три прошедших года экипаж АПРКР «Томск» удостоен пяти призов Главкома ВМФ.
© mil.ru
За три прошедших года экипаж АПРКР «Томск» удостоен пяти призов Главкома ВМФ.

- А как чувствовала себя ваша родная лодка, пока вы «воевали» на «Омске»? Она ведь мирно стояла на пирсе?

- Нормально. У нас, как и на каждой лодке, существует второй экипаж. И пока первый морячил, второй всё время поддерживал корабль в нужной степени боевой готовности. Могу вас заверить: «Томск» вышел бы в назначенный район по команде без всяких проблем, если бы такая необходимость возникла. Постоянная готовность выйти в море - это нормальное состояние каждого подводника.  

«Срочников по призыву, служащих всего один год, на подлодки, равно как и на надводные корабли, не направляют»

- Что значит для корабля носить имя города: насколько это помогает, или наоборот? К чему это обязывает экипаж и есть ли в его составе призывники из Омска и Томска?        

- Безусловно, моряки гордятся тем, что имеют честь носить имена великих городов Сибири. А мы в свою очередь знаем, что всякий раз, когда где-то одной строкой или словом говорится про атомный подводный крейсер, успешно выполнивший ракетную стрельбу, или какую-то другую задачу, обязательно есть горожане, которые ощущают гордость и за свой родной город, и за людей, живущих в нём.

С переходом на 12-месячный срок службы акцент стал делаться не на территориальность, а на профессионализм.
© fes-zvezda.ru
С переходом на 12-месячный срок службы акцент стал делаться не на территориальность, а на профессионализм.

Мы, конечно же, взаимодействуем с военными комиссариатами Томской и Омской областей и всегда с особым радушием приветствуем парней, которые призываются на военную службу на наши корабли из этих регионов. Особенно актуально это было в прошлые годы, когда срочники служили сначала три, а потом два года. Призывников целенаправленно направляли на именные корабли.

С переходом же на 12-месячный срок службы акцент стал делаться не на территориальность, а на профессионализм. Да и учитывая сложность современной аппаратуры, которую приходиться обслуживать, срочников по призыву, служащих всего один год, на подлодки, равно как и на надводные корабли, не направляют.

Поэтому всем сибирякам, мечтающим о службе на море, придётся заключить контракт с Минобороны и вникать в профессию более тщательно. А мы - командиры различных степеней и рангов - всегда готовы им в этом помочь.

«Высокий профессионализм и любовь к своему делу офицеров, мичманов, старшин и матросов позволит обоим экипажам сохранить за собой звание лучших на флоте»

- Известно, что командир «Омска» капитан 1 ранга Александр Астапов стал Героем России, когда перегонял лодку с Северного флота на Тихоокеанский. А достиг ли кто-то подобных вершин из последующих командиров?  

Капитан 1 ранга в отставке Александр Сергеевич Астапов на АПЛ Омск спустя 15 лет после героического перехода.
© Фото из личного архива
Капитан 1 ранга в отставке Александр Сергеевич Астапов на АПЛ Омск спустя 15 лет после героического перехода.

- Высшее звание страны нужно заслужить, причём с риском для жизни и далеко не каждому такое выпадает. Все командиры, командовавшие лодками в различные периоды времени, уходя из экипажа всегда оставляли в нём кусочек своей души. Многие из них и сегодня продолжают как военную, так и гражданскую службу на высших командных и управленческих должностях. В их числе - начальник штаба Северного флота вице-адмирал Владимир Гришечкин, командир 7-й дивизии подводных лодок Подводных сил Северного флота капитан 1 ранга Александр Заренков, начальник штаба 10-й дивизии подводных лодок Подводных сил Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Иван Губин. А капитаны 1 ранга запаса Вячеслав Черноус и Александр Цымбалюк работают в администрации Томской области, где передают свой опыт молодому поколению будущих защитников Отечества. И в какой-то степени отвечают на вопрос в отношении взаимодействия с администрациями городов, чьё имя носят наши корабли.

- Ну коль скоро вы сегодня держите ответ за две лодки, расскажите каковы их планы в новом учебном году?

- Перед обеими стоят ответственные учебно-боевые задачи. Спланированы ракетные и торпедные стрельбы, целый ряд мероприятий по поддержанию оперативного режима и демонстрации флагов России и ВМФ в различных районах Мирового океана. Не сомневаюсь, что высокий профессионализм и любовь к своему делу офицеров, мичманов, старшин и матросов станет той самой основой, которая позволит обоим экипажам сохранить за собой звание лучших на флоте. А простые люди, которые далеки от всех наших забот, могут быть абсолютно уверенными, что атомный подводный флот, если понадобится, обеспечит мир над их головами.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама