НАТО бьет тревогу: Россия становится сильнее альянса
Высокая боеспособность, маневренность и мощь российских вооруженных сил связаны с постоянной модернизацией военной техники, а также с достижениями электроники и инженерного мастерства. Такую оценку нашей армии дал немецкий генерал Ханс-Лотар Домрезе в интервью австрийскому изданию Contra Magazin. Отдельно подчеркнув, что произошедшие перемены стали полной неожиданностью для западных военных.
Список угроз
Домрезе не первый представитель НАТО, констатирующий факт того, что предпринятые Москвой меры по модернизации армии привели к появлению серьезного соперника для Североатлантического альянса. Командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес в интервью военному еженедельнику Defense News откровенно признается в неспособности, так же как «русские», оперативно действовать на театрах военных действий.
«Способность России быстро передислоцировать большое количество своих войск – это вещь, которая беспокоит меня больше всего из того, что они могут сделать, – сообщил Ходжес. – Отсутствие у нас разведывательных данных и систем оповещения и их способность быстро передислоцировать большое количество своих сил – это не очень хорошее сочетание. Благодаря потенциалу, который они вложили в Калининград, они могут, если захотят, перекрыть доступ в Балтийское море».
По версии генерала, россияне обладают в Крыму аналогичным потенциалом, с помощью которого «они могут перекрыть доступ в Черное море». Он также считает, что у Москвы «есть возможность создать зону с ограниченным доступом площадью в четверть Средиземного моря с помощью средств ПВО, которые Россия поставила в Сирию».
Ну а если вспомнить удар по террористам запрещенного в России ИГИЛ крылатыми ракетами комплекса «Калибр» из Каспийского моря, то ситуация еще печальнее. Домрезе так и говорит: «Запуски ракет с кораблей в Каспийском море по целям в Сирии показали, что теоретически Россия в состоянии угрожать подобным образом и Берлину». По мнению генерала, нынешнее равновесие военных сил находится под угрозой, а Россия в состоянии установить превосходство над НАТО в ряде регионов от Калининграда до Каспийского моря. Именно эти факторы заставляют беспокоиться США и НАТО.
Во время учений НАТО и Украины Sea Breeze – 2015 командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Джеймс Фогго пообещал использовать «право на свободное морское судоходство» для постоянного присутствия американского флота в Черном море. Однако тут же посетовал, что сделать это будет сложно, так как стоит американскому кораблю появиться в Черном море, как к нему сразу же «пристраивается российский». В переводе с военного это означает, что российский ВМФ не просто присутствует в данном регионе, но и сковывает «инициативы» противника.
Бревно в глазу
Причитания натовских военных о росте военного могущества России, конечно, приятны слуху российского патриота. Но надо быть объективными. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), у НАТО и США более 3,3 миллиона солдат – в 4,3 раза больше, чем у нас. Большое преимущество в самолетах – более 20 тысяч против 3 429 российских. Флот даже не стоит сравнивать – 1 734 натовских против 305 российских кораблей. Военных баз за рубежом 150, у нас шесть. И самое главное: 28 стран – членов НАТО имеют 50% мирового ВВП. Наш – 2%. Это противостояние 80 миллиардов долларов военного бюджета России против 800 миллиардов долларов НАТО. Но ведь боятся. Танки к нашим границам подвозят, новые базы развертывают.
По оценкам российского Минобороны, Североатлантический альянс, вопреки своим обязательствам по Основополагающему акту Россия – НАТО, разворачивает на наших западных границах значительные контингенты войск, в основном американских, и осуществляет беспрецедентную военную активность. Буквально несколько дней назад в Литву в рамках натовской операции «Атлантическая решимость» (Operation Atlantic Resolve) со штатным вооружением прибыла основная часть американского батальона из состава 2-го кавалерийского полка сухопутных войск США, дислоцированного в ФРГ.
Министр обороны Польши Антоний Мацеревич в эфире радио Maryja в очередной раз выразил надежду, что уже в ближайшее время на саммите НАТО в Варшаве будет преодолено «немецкое вето» на формирование на территории страны постоянных военных баз альянса. Об этом просят Брюссель и премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас.
А президент Польши Анджей Дуда регулярно твердит о том, что Варшаве крайне необходимо размещение на ее территории базы НАТО как признание ее равной с другими государствами альянса. Он с нетерпением ждет, когда в Редзиково, под Слупском, начнется строительство позиционного района американской системы ПРО Aegis с противоракетами SM-3. Кстати, такой позиционный район американской ПРО уже создан в румынском местечке Девиселу. А радары системы противоракетной обороны США появились не только в странах Балтии и восточноевропейских государствах, но и в Турции.
По словам министра обороны Сергея Шойгу, только за 2015 год в странах Балтии, Польше и Румынии натовский контингент увеличился по самолетам в восемь раз, по количеству военнослужащих – в 13 раз. На их территорию дополнительно переброшено 300 танков и БМП. В Бельгии, Италии, Нидерландах, ФРГ и Турции сосредоточено около 200 американских атомных бомб В61-12. Натовские самолеты F-15, F-16 и Eurofighter Typhoon, предназначенные для нанесения ударов этими бомбами, несут постоянное боевое дежурство на базах Зокняй под Шауляем и Эмери под Таллином.
В состоянии постоянной боевой готовности в Североатлантическом альянсе в Литве, Эстонии, Норвегии находится 310 самолетов – носителей такого оружия.
Внезапные, непредсказуемые и неожиданные
И все же в чем правы западные генералы: Россия для них реальный соперник – сильный, энергичный, хорошо вооруженный. Первой ласточкой, показавшей это, стала операция по поддержке референдума по самоопределению Республики Крым. Появление «вежливых людей» стало настоящей неожиданностью для западной разведки. Бывший командующий силами НАТО в Европе отставной адмирал Джеймс Ставридис так и заявил: российские вооруженные силы умело использовали военную тактику XXI века. По его мнению, залогом успешной кампании в Крыму были умело комбинированные приемы кибервойны, активной информационной поддержки и хорошей выучки войск специального назначения.
Все это позволило России перехватить инициативу у Запада. Ставридис также обратил внимание на то, что действия Российской армии существенно изменились со времен чеченской кампании в 2000 году.
«Подход Сухопутных войск РФ к решению поставленных перед ними задач существенно изменился. Они блестяще разыграли свои карты», – цитируют адмирала западные издания. Еще более категоричным в своих оценках относительно качества боевой подготовки Российской армии оказался генсек НАТО Йенс Столтенберг: «Внезапные, непредсказуемые и неожиданные».
И все это на фоне интенсивного использования современного вооружения и техники. Одна операция в Сирии чего стоит: с 30 сентября 2015 года Воздушно-космическими силами выполнено 5 662 боевых вылета, в том числе 145 вылетов самолетов стратегической ракетоносной и дальней бомбардировочной авиации, произведен пуск 97 крылатых ракет морского и воздушного базирования. За четыре года войны с ИГИЛ США себе такого прессинга позволить не смогли. Москва может. Причем делает это на фоне экономического кризиса, санкций. Не увеличивая военный бюджет, не затягивая ремней.
В той же Сирии, как отмечают западные военные, Москва использует как новейшее вооружение типа ракет «Калибр», зенитно-ракетных систем С-400 и «Панцирь», фронтовых бомбардировщиков Су-34 и даже стратегических ракетоносцев Ту-160 с новейшими крылатыми ракетами большой дальности Х-101, так и «старую» технику – бомбардировщики Су-24. Однако модернизированные. Имеющие новые прицельные комплексы.
На последней коллегии военного ведомства Сергей Шойгу сообщил, что оснащенность армии России современным вооружением и военной техникой в 2015 году доведена до 47%. Доля современного вооружения в ВКС достигла 52%. Только одних беспилотников в нашей армии стало 1,7 тысячи штук.
Для сравнения: в 2011 году на вооружении их было всего 18. Уровень оснащенности Сухопутных войск современным оружием достиг 35%. Уровень оснащенности ВМФ современными кораблями – 39%. По планам на 2016 год военные получат два бригадных комплекта ракетных комплексов «Искандер-М» и реактивной системы залпового огня «Торнадо-С», а также один бригадный комплект зенитно-ракетного комплекса «Бук-М3»; шесть батальонов новых танков и боевых машин пехоты.
ВКС и авиация ВМФ получат более 200 новых и модернизированных образцов авиатехники. Будут перевооружены пять зенитных ракетных полков на зенитную ракетную систему С-400. Будут поставлены на боевое дежурство три радиолокационные станции дальнего предупреждения о ракетных пусках «Воронеж-ДМ» в Енисейске и Барнауле и «Воронеж-М» в Орске.
В состав ВМФ введут две многоцелевые субмарины и семь надводных кораблей. В том числе, по информации Шойгу, уровень оснащения современным оружием российской «ядерной триады» достиг 55%. В постоянную готовность приведены 95% пусковых ядерных установок.
И ведь «новое железо» – лишь внешняя сторона процесса модернизации армии. Ставшие уже обычными «внезапные проверки» боеготовности куда показательнее. Только в одних командно-штабных стратегических учениях «Центр-2015» одномоментно были задействованы 95 тысяч военнослужащих, более семи тысяч единиц вооружения и военной техники, до 170 самолетов и 20 кораблей. Различные этапы практических действий прошли на 20 сухопутных, морских, авиационных полигонах и участках местности Центрального и Южного военных округов.
«Центр-2015» можно считать апогеем военных преобразований в стране. Ключевым этапом в процессе строительства совершенно новой, боеготовой, а самое главное – эффективной военной машины России. Как признал в своем докладе научно-исследовательский центр European Leadership Network (ELN), по этим важным показателям, напрямую связанным с боеготовностью армии и флота, Вооруженные Силы РФ значительно превзошли НАТО и союзников. В общем, у натовских генералов есть поводы приуныть. Если не числом, то качеством боевой подготовки, тактикой и эффективностью применения имеющихся средств Москва действительно превосходит Брюссель в военном плане.
Автор: Дмитрий Литовкин
Фото: Минобороны РФ/mil.gov.ua/defense.gov