«Белые медведи» в черных беретах: как ходят в атаку морпехи в Заполярье

Корреспондент «Звезды» наблюдал, как морпехи Северного флота учат плавать многотонные боевые машины.
11 августа 2016, 12:14
Реклама
«Белые медведи» в черных беретах: как ходят в атаку морпехи в Заполярье
Читайте нас на: 

Корреспондент «Звезды» наблюдал, как морпехи Северного флота учат плавать многотонные боевые машины.

В любую погоду

Как только противник не называл морпехов! «Морские солдаты», «черная туча», «черная смерть», «полосатые дьяволы»… Морская пехота всегда отличалась особой выучкой, безудержной храбростью и беспощадностью к врагу. Как писал в своем стихотворении поэт-фронтовик Юрий Белаш: «Ты когда-нибудь видел, как ходят в атаку матросы? Это страшное зрелище, дыбом встают волоса. Хлынут молча, без выстрелов, черные цепи с откоса, и от топота ног фронтовая замрет полоса…».

Есть такая часть и в Мурманской области - Киркенесский Краснознаменный 61-й отдельный полк морской пехоты Северного флота. Их впору назвать «белыми медведями» - недаром силуэт этого могучего зверя изображен на полковой бронетехнике. Большая часть личного состава полка - контрактники. Боевая подготовка ведется постоянно. Служба не для слабосильных: зима здесь длится полгода, лето короткое и прохладное, в июне может сыпануть снег, а в сентябре внезапно ударить мороз. Но учения проводятся в любую погоду. Вот и сегодня очередные учения по морской десантной подготовке, в которых участвуют большой десантный корабль «Кондопога», полтора десятка БТР-80 и два плавающих транспортера ПТС-2. Место действия - губа Грязная Кольского залива, где машинам удобнее всего взбираться на пологий берег. Подобные занятия тут проводятся регулярно, причем даже при сильном ветре - десантирование боевых машин допускается во время шторма силой до 4 баллов. На сей раз с погодой повезло: солнечный денек, ни ветерка, бирюзовая гладь залива напоминает зеркало. Курорт, да и только!

Картинка

У всех участников учений свои задачи. Морпехам предстоит отработать высадку морского десанта в составе штатной роты морской пехоты. Боевой технике предстоит выйти из твиндека (пространства внутри корпуса корабля) в море через носовую аппарель, развернуться в предбоевой и боевой порядки. А потом загрузиться обратно на корабль непосредственно с воды, через кормовую аппарель корабля. Главное - освоить самостоятельные действия, без этого навыка невозможно вести бой. А задача экипажа «Кондопоги» - потренироваться в маневрировании и балансировке корабля во время приема морского десанта.

- Ну да, задачи непростые, - усмехается рослый сержант. - Но без сложностей - не учения, а ерунда. Девиз морской пехоты - «Где мы, там победа!». Учимся постоянно, стрельбы каждый день, полигон никогда не пустует. Недаром призывники рвутся служить у нас, при отборе просят врача бригады: «Доктор, возьмите нас с собой!». Срочники приходят на гражданку после службы в морской пехоте совсем другими людьми. Многие остаются служить по контракту. Я сам год назад приехал из Питера. К полярному дню и полярной ночи не привык еще.

Крути рулем и головой!

Раскрыты кормовая и носовая аппарели «Кондопоги». Один за другим бэтээры грузно и деловито въезжают прямо в воду. Отойдя на небольшое расстояние от корабля, они начинают маневрировать. Больше всего это похоже на хоровод утят вокруг большой утки. Управляется бэтээр в воде совсем по-другому, нежели на суше: включается водомет, который с силой выбрасывает воду, заставляя машину двигаться. А управление переключается на специальный руль, как на подводных лодках.

- Ощущения, конечно, другие, не такие, как при управлении машиной на суше, - рассказывает один из бойцов. - Но ничего особенно сложного в управлении нет, главное - привыкнуть немного и почувствовать технику. Непривычно и то, что через неплотно закрытые люки может подтекать водичка. Некоторые побаиваются этого. Все-таки под машиной не суша, а море, очень приличная глубина. Но БТР оборудован насосом, который при определенном уровне воды включается и откачивает ее.

Выезжая из темного чрева большого десантного корабля прямо в морскую пучину, водитель бронетранспортера не должен торопиться. Если разогнаться слишком сильно, можно нырнуть в море по самую башню. Тогда вода зальет триплексы - приборы наблюдения, делающие зрячим многотонный стальной брусок на восьми колесах. Немудрено и испугаться, особенно если до этого ты видел море только на экране или в отпуске.

Картинка

- Если растеряешься в этот момент, можно заблудиться, - объясняет капитан Роман Федоров, заместитель командира десантно-штурмового батальона. - А если не удержишь дистанцию, то идущая сзади машина может в тебя вре- заться. Поэтому пугаться не стоит, вода уйдет, машина всплывет. Нужно крутить головой на 360 градусов, спокойно включать водомет и управлять машиной на воде. Любопытно, что подобные учения в этом же районе проводились в феврале, когда стояли сильные холода. Трудно даже представить, что в лютый мороз придется погружаться в ледяную морскую воду...

Нормальным делом заняты

Поводив «хоровод» вокруг корабля, проехав сквозь него от кормы к носу, колонна бронетранспортеров направляется к берегу. Машины двигаются по воде со скоростью 9 километров в час, причем идти так они могут целых 12 часов. Похожие на морских чудовищ, машины в пенных бурунах выезжают на сушу, сверкая мокрой броней. Колонна бронетранспортеров выстроилась вдоль берега. Экипажи быстро покинули машины и отправились на построение.

Картинка

- Первый раз сегодня нырял, - делится водитель бронетранспортера Александр, контрактник из Смоленской области. - Впечатления необычные! Триплексы водой залило, да. Но страшно не было! Нырнули и вынырнули. Заход и выход из БДК отработали нормально. Я здесь после срочной службы остался. Служу уже три с небольшим года, если срочную службу считать. Нравится! А к «тяготам и лишениям военной службы» уже давно привык.

- Бывает, вода в бэтээр просачивается, особенно если волна накатит. Но насос ее откачивает, хотя иногда на- мокнешь, - добавляет его сослуживец из Томска Андрей Горемыкин. - Мне в Мурманской области нравится! У меня здесь еще брат двоюродный служит, он меня позвал в морскую пехоту после срочки. Я и пошел!

Сразу же обращают на себя внимание двое двухметровых парней в танковых шлемах. Оба похожи друг на друга как две капли воды. Близнецы, что ли? - Братья! - смеются они. - Сначала срочную службу здесь служили, потом на контракт остались. Мы из Воронежской области, Мартыновы Александр и Сергей, оба водители бэтээра. Тяжело ли служить? Да нет, весело! Не скучно, постоянно боевая учеба, стрельбы, вождение, прыжки. Нормальным делом заняты!

На краю карты

Место дислокации Киркенесского Краснознаменного 61-го отдельного полка морской пехоты Северного флота - поселок Спутник. До него примерно 140 километров от Мурманска по петляющему между сопок шоссе. Возле въезда в гарнизон стоит памятник морским пехотинцам, погибшим в Чечне. «Черным беретам» приходилось воевать там трижды - в 1995, 1999 и 2000 годах. На граните около сотни фамилий. Местные рассказывают, что их сослуживцы сами проектировали памятник и участвовали в его возведении. Кстати, в Чечне у морпехов есть своя высота - 1406, - названная Матросской. Выглядит поселок скромно, но по- военному опрятно. Жилые дома - пятиэтажные хрущевки. Гарнизонный быт Спутника, конечно, большим разнообразием не отличается.

Картинка

- В увольнение обычно ездим в Печенгу, - рассказывает один из матросов. - В Мурманск не наездишься, далековато. Как в большинстве заполярных гарнизонов, здесь не хватает детских садов, объектов соцкультбыта, магазинов, жилья. Впрочем, желающим служить в морской пехоте по контракту предлагают не самые плохие условия. Одиноким и экономным предлагают поселиться в общежитии или казарме с кубриками на четверых, холодильником и телевизором. Кто хочет жить отдельно, может снять жилье - государство возместит ему часть расходов на съем. Семейным предложат 1-2-комнатные квартиры в городе Заполярном. Региональные и местные власти понемногу решают проблемы с инфраструктурой в поселке. В 2016 году здесь предполагается построить детский сад, совмещенный с начальной школой. - Это очень хороший вклад в развитие нашего поселка, потому что молодежи много, - подчеркнул Петр Мустиянович, глава городского поселения Печенга, к которому относится Спутник. - Рождаемость по району в Спутнике самая большая. Поэтому строительство детского сада крайне актуально для нас.

61-й полк морской пехоты СФ был сформирован в самый разгар войны - 8 августа 1943 года на Карельском фронте. 25 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленные мужество и героизм полку присвоили почетное наименование «Киркенеcский». А уже 6 января 1945 года Президиум Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задач командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками наградил его орденом Красного Знамени. В середине июля 1966 года директивой главнокомандующего ВМФ часть включили в состав Северного флота как 61-й отдельный Киркенесский Краснознаменный полк морской пехоты.

Автор: Алексей Михайлов

Другие материалы 99-го номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама