Российские ЧВК: ставка на встречный бой в сетецентрической войне
Сразу хочу сказать, что это вынужденная мера. Нам приходится отвечать на те вызовы, которые организовывают наши западные партнеры. Эксперты прогнозируют, что войны будущего в значительной степени будут диверсионно-террористическими и будут вестись силами террористических сетей и центров управления (сетецентрическая война) с участием частных военных компаний (ЧВК). Соответственно, чтобы эффективно противостоять таким боевым действиям противника и правильно организовать антисетицентрическую оборону, в том числе нужно иметь подобные же эффективные боевые структуры, тактику и стратегию. Превратить страну в осажденную крепость, значит, априори проиграть. Мы вынуждены будем делать ставку на встречный бой, который только и может обеспечить победу над врагом.
Немного истории
ЧВК корнями уходят во времена использования англосаксами и французами наемников. Солдаты удачи, а по сути - боевики, применялись метрополиями в период деколонизации и позже, когда в бывших колониях нужно было менять неугодные режимы, приводить к власти те силы, которые устраивали кураторов тех или иных стран третьего мира. Затем наемников стали активно использовать в локальных военных конфликтах. В том числе, для дестабилизации обстановки в тылу противника средствами террора и диверсионной деятельности.
Со временем наемничество стало механизмом дестабилизации международных отношений, угрозой безопасности режимам разных стран и в определенной степени движущей силой терроризма. Поэтому не случайно в 70-х годах прошлого века в рамках ООН был достигнут первый запрет на использование наемников.
Досье
Первая серьезная попытка международного регулирования деятельности ЧВК была предпринята 17 сентября 2008 года. В швейцарском городе Монтрё представителями 17 стран (в том числе США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Китая, Украины и Польши) согласовали документ «О кодексе поведения частных военных и охранных компаний». Иначе называемый «документом Монтрё», он налагает на правительства обязательство контролировать деятельность ЧВК, нести ответственность за совершенные ими преступления, содержит правила действий частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов.
Как же на это отреагировали Британия и США? На словах они активно поддержали это решение. И… тут же придумали частные военные компании, которые фактически сразу же легализовали дальнейшее использование наемников.
Слуги дьявола
Чем обусловлен интерес англосаксов к ЧВК? Прежде всего их универсальностью в применении, и, как результат, возможностью прикрыть ими интервенции против того или иного государства. Американские и британские военные компании имеют право заключать договоры на оказание услуг с кем угодно: со спецслужбами, с правительствами, разведками, министерствами обороны и внутренних дел и т.д. При этом в уставах многих ЧВК сказано: организация не несет ответственности за действия государства, а государство не несет ответственности за действия ЧВК. Именно поэтому представителей частных военных компаний зачастую справедливо называют слугами самого дьявола.
Поскольку Соединенные Штаты Америки являются главным боевым слоном глобального спекулятивного транснационального капитала, то, естественно, больше всего частных военных компаний зарегистрировано в Америке. На втором месте - Великобритания. Примечательно, что на начало военно-политической операции по расчленению и уничтожению Югославии, в США насчитывалось свыше… 4.000 ЧВК! Согласитесь, не слабая частная коммерческая армия, на которую не распространяются никакие международные договоры и соглашения, ограничивающие боевые действия против мирного населения, соблюдение международных законов гуманитарной направленности и т.п.
Прибыв в регион, сотрудники западных ЧВК тут же создали антисербские формирования, бандгруппы и диверсионные подразделения. Югославия заполыхала. Рекой потекла кровь сербов, которых вырезали без всякой военной мотивации. Работала одна целесообразность: нужно было освободить как можно больше территории от носителей православной веры. Вскоре эту страну распяли.
Новый синтез ударных сил
В условиях ядерного баланса рассчитывать на победу, используя боевые тактические факторы прошлой Мировой войны, глупо. Победить можно, но приемлемой ли ценой? Поэтому выставлять полк против полка, дивизию против дивизии, похоже, никто больше не собирается.
Современные высокотехнологичные армии порой могут быть беспомощными против партизанщины и профессиональных диверсионно-террористических подразделений. Один только пример: долго ли сможет противостоять, скажем, таким формированиям танковая дивизия? А ЧВК сможет. Это их инструкторы, инженеры, психологи и профессионалы других специальностей способны обучить бандитов, организовать их деятельность, снабдить данными разведки, спланировать боевые действия.
Терроризм - это оружие, которое способно обнулить даже ядерную триаду. Не случайно США и Великобритания сегодня очень активно обкатывают разные варианты применения террористических сил против законной власти в Сирии. Стоило нашим ВКС разгромить значительные силы «Исламского государства» (запрещенная в РФ организация - ред.), как англосаксонские ЧВК по рекомендации спецслужб приступили к формированию партизанских и диверсионных групп. Понятно, что силам сирийской обороны придется срочно менять тактику действий, чтобы эффективно противостоять новой угрозе…
Еще раз про сани летом
Помните, какой вой с подачи Запада подняли наши либеральные СМИ, когда было принято решение создать в России Национальную гвардию? Какую только чушь не несли: это все против навальных-гойзманов, это все против выступлений оппозиции, это все против демократии…
Теперь очевидно: решение о создании войск Национальной гвардии было принято своевременно и правильно. В том числе для того, чтобы в случае реальной диверсионно-террористической опасности и попыток неприятеля организовать партизанщину в нашем тылу, было кому осуществить квалифицированный и эффективный отпор. Работа нацгвардейцев в регионах, контроль за миграцией из ближнего и дальнего зарубежья, выявление на местах сетевых диверсионно-террористических структур и многое другое - важнейшие обязанности Национальной гвардии.
Но у нашей страны есть интересы и за рубежом. Ряд задач могут эффективно исполнять наши отечественные частные военные компании. Это, к примеру, охрана и защита по межгосударственным договорам и соглашениям добычи природных ресурсов. Сопровождение важных и ценных грузов. Контроль над нефте- и газотрубопроводами, распределительными станциями. Обеспечение безопасности граждан Российской Федерации, работающих за границей по контрактам. В самом деле, не десантуру же посылать для таких работ?!
Хочу напомнить, что ЧВК смогут нанимать для выполнения поставленных задач граждан других стран. Это значит, что в места, где работа связана с особенно высоким риском, могут быть отправлены и не наши граждане.
Есть и еще одна сфера применения. На Украине, по рекомендации и указанию ЦРУ, работают представители нескольких западных частных военных компаний. Это инструкторы, которые готовят украинских диверсантов, снайперов, артиллеристов и других специалистов для ВСУ. Более того, представители этих ЧВК неоднократно участвовали в атаках населенных пунктов Донбасса в качестве бойцов. Я лично прослушивал эфир во время боевых действий, когда управление нападающими осуществлялось на английском, польском и французском языках.
Будь у нас сегодня официально зарегистрированные частные военные компании, с ними могли заключить договоры об обеспечении военной безопасности руководители Луганской и Донецкой республик, Южной Осетии и Абхазии.
- Что касается других стран, то такая практика (использования ЧВК - ред.) распространена во многих государствах мира. Это происходило в Ираке, в других странах региона, где работала т.н. «Блэкуотер», которая потом была переименована во что-то еще. Я думаю, что здесь нужно четко зафиксировать законодательную базу, для того чтобы эти люди также были в правовом поле и защищены.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, 15 января 2018 г.
Чем быстрее Госдума примет решение о легализации отечественных ЧВК, тем быстрее наша страна получит дополнительный механизм обеспечения национальных интересов и безопасности на дальних подступах, структуры противодействия терроризму за пределами наших границ; и гарантировать безопасность наших граждан, несущих службу за рубежом. К примеру, функции военной полиции в той же Сирии могут взять на себя бойцы российской частной военной компании.