Муаммар Каддафи.

Муаммар Каддафи. Робин Гуд пустыни

Попытка найти общий язык с Западом стала роковой для лидера ливийской революции
13 октября 2018, 06:35
Реклама
Муаммар Каддафи. Робин Гуд пустыни
© wikipedia.com
Муаммар Каддафи.
Читайте нас на: 

Каддафи был соткан из противоречий. Его бросало из крайности в крайность, и многие эту непредсказуемость объясняли чуть ли не шизофренией. И он действительно казался этаким экзальтированным чудаком: эпатировал мир немыслимыми нарядами, во время официальных визитов отелям предпочитал бедуинскую палатку, держал подле себя в качестве телохранителей роту девственниц, считая, что они лучше чувствуют опасность. Между тем страна, которой он руководил 42 года, из самых нищих на планете превратилась в процветающую, а мировые лидеры водили с ним дружбу. Чтобы потом предать...

Родом из бедуинов

Будь у Каддафи братья, тем более старшие, возможно, мир никогда бы не узнал, ни о «Третьей мировой теории», ни о джамахирии, ему, как и отцу, до конца жизни пришлось бы пасти верблюдов, кочуя по пустыне. Но аллах родителям будущего ливийского лидера сначала послал пять дочерей и только последним, шестым ребенком, на свет появился долгожданный мальчик - Муаммар бен Мухаммед Абу Миньяр Абдессалям бен Хамид аль-Каддафи.

Семья бедуинов в Сахаре.
© wikipedia.com
Семья бедуинов в Сахаре.

Девочки у бедуинов считались «детьми второго сорта», поэтому те небольшие деньги, буквально гроши, которыми располагала семья, пошли на учебу единственного сына.

Никто не знает точную дату рождения Каддафи. У его отца, бедного пастуха из берберского, но сильно арабизированного племени аль-Каддафа, просто не было возможностей вовремя зарегистрировать сына. Скорее всего, метрику мальчику выписали уже задним числом, да и то «на глазок», когда однажды семья по оказии разбила палатку в 30 километрах от Сирта. Поэтому одни биографы называют годом рождения Каддафи 1941-й, другие - 1940 год. Сам ливийский лидер утверждал, что родился в 1942 году. По числам и месяцам «гуляет» и дата рождения.

По причине крайней бедности семьи на долю Муаммара выпало немало испытаний еще в детстве. Приходилось и недоедать, и ночевать в мечетях, и пешком преодолевать многие километры, чтобы провести с семьей каникулы.

Скорее всего, из детства берут начало и черты характера Каддафи. Например, обостренное чувство справедливости или нелюбовь к богатым, которая потом, сразу после революции 1 сентября 1969 года, проявится в диком решении поселить наследного принца Хасана ар-Рида в пляжной кабинке.

Или привычка, никого не предупредив, вдруг срываться с места и исчезать на несколько дней в пустыне, чтобы поразмышлять в одиночестве.

Вкус к политической борьбе впервые проявился у Каддафи, когда он еще учился в средней школе. В 1956 году, во время Суэцкого кризиса, Каддафи участвовал в антиизраильских акциях протеста, а в 1961 году в Себхе выступил с речью на митинге против выхода Сирии из Объединенной Арабской Республики. За что был исключен из школы и выслан из города.

Каддафи и «Свободные офицеры юнионисты-социалисты».
© wikimedia.com
Каддафи и «Свободные офицеры юнионисты-социалисты».

Его революция

В 1964 году Каддафи по образцу и подобию организации «Свободные офицеры», основанной его кумиром - египетским президентом Гамалем Абделем Насером, создает тайную организацию «Свободные офицеры юнионисты-социалисты». Задачей молодых офицеров стали подготовка вооруженного переворота и ликвидация монархии. Заговорщики, чье сознание складывалось, по словам Каддафи, под влиянием национальной борьбы, развернувшейся в арабском мире, действовали под лозунгом египетской революции «Единство, свобода, социализм».

Этот период стал одним из самых ответственных в жизни Каддафи. Революционеры работали в условиях такой строгой конспирации, что большинство из них даже не подозревали, что ими руководит капитан Муаммар Каддафи, слывший у начальства «светлой головой» и «неисправимым мечтателем».

Тем не менее в ночь на 1 сентября 1969 года в Ливии произошла революция, и монархия рухнула. А первыми шагами новой власти стали ликвидация американской военной базы Уилус-Филдс в Триполи и английской базы Аль-Адем в Тобруке, национализация западных нефтяных компаний, а также переход большей части активов местных предприятий под контроль государства.

Американская военная база Уилус-Филдс в Триполи.
© af.mil
Американская военная база Уилус-Филдс в Триполи.

И этого не смогли простить Каддафи ни на Западе, ни те силы внутри страны, на чьи интересы он посягнул. Вражда то затухала, поскольку Ливия сама почти ничего не производила и была вынуждена покупать продовольствие и товары, главным образом, на Западе, то разгоралась с новой силой.

При этом одной Ливии Каддафи стало мало. Он стал поддерживать леворадикальные и национально-освободительные движения по всей планете и настолько увлекся, что перестал чувствовать разницу между стремлением народов к свободе и терроризмом.

Каддафи с лидером ООП Ясером Арафатом.
© wikimedia.com
Каддафи с лидером ООП Ясером Арафатом.

В то время Ливия помогала деньгами и оружием примерно 30 экстремистским организациям, в том числе печально известным: Ирландской республиканской армии (ИРА), баскской ЭТА, итальянской «Красные бригады», Японской красной армии, западногерманской «Фракции Красной армии» - группе Баадера-Майнхофа, палестинской группировке Абу Нидаля и др.

И кровавый счет был открыт. В 1986 году прозвучал взрыв в одной из дискотек Западного Берлина, в результате которого погибли трое американских военных, а более 200 человек были ранены (в ответ США провели бомбардировку Триполи, в результате которой погибла крохотная приемная дочь Каддафи). В декабре 1988 года над шотландским местечком Локерби взорвался пассажирский Боинг-747 - погибли 270 человек. В сентябре 1989 года на землю рухнул летевший из Браззавиля в Париж DC-10 - погибли 179 человек.  Западные спецслужбы быстро обнаружили «руку Каддафи».

Обломки  пассажирского Боинга-747, взорванного  над Локерби.
© wikimedia.com
Обломки  пассажирского Боинга-747, взорванного  над Локерби.

Впрочем, кое-что Каддафи сходило с рук, в том числе и по причине его игры на противоборстве между Москвой и Западом. Однако после падения СССР Совбез ООН ввел против Ливии санкции - настолько жесткие, что в 2003 году Каддафи признал свои грехи, выплатил компенсацию родным погибших и даже сдал Западу некоторых своих мастеров плаща и кинжала.

Вслед за этим Каддафи взял курс на сближение с Западом. Не исключено, что одним из основных аргументов разворота «все вдруг» стала казнь Саддама Хусейна. Каддафи, вероятно, понял, что следующим, за кем придет «дядя Сэм», может оказаться он.

Со временем ливийский лидер все больше отдалял от себя соратников, с которыми делал революцию, заменяя их на близких и дальних родственников или просто случайных людей. И соратники тоже становились врагами. Единственным из когорты революционеров, сохранившим верность ливийскому лидеру, остался Абу Бакр Юнис Джабер, принявший мученическую смерть одновременно с Каддафи в октябре 2011 года.

Его страна

После гибели Каддафи получили хождение легенды, будто ливийский вождь чуть ли не из собственного кармана выделял десятки тысяч долларов на покупку квартир нуждающимся, новобрачным или семьям при рождении ребенка, будто бензин в Ливии стоил дешевле воды и т.д. На самом деле эти неуклюжие попытки возвысить ливийского лидера унижали его, девальвировали действительно впечатляющие достижения: за первые 10 лет после революции государство построило около 200 тысяч квартир, при этом за жилье, образование и медицинское обслуживание ливийцы не платили.

Каддафи вывел Ливию из нищеты.
© wikipedia.com
Каддафи вывел Ливию из нищеты.

Справедливости ради надо отметить, что когда в 1951 году Ливия получила независимость, примерно 10% населения страдало слепотой из-за тотальной антисанитарии и почти полного отсутствия врачей и медицинских учреждений. Три четверти ливийцев до 1969 года были неграмотны. Каддафи сразу же начал строительство больниц, библиотек, школ и университетов.

Уже к 1977 году уровень грамотности повысился в стране до 50%, а к 2009 году - почти до 90%. Возводились промышленные предприятия, строились дороги и прокладывались линии электропередачи, была создана «Великая искусственная река», благодаря которой удалось оросить огромные территории и решить проблему питьевой воды.

Впрочем, советских руководителей в Каддафи привлекала революционная фраза, антиимпериалистическая политика, готовность развивать с Москвой всестороннее сотрудничество, а также платить немалые деньги за горы оружия.

После расправы

Как ни странно, сегодня Муаммара Каддафи не хватает и его друзьям, и его врагам. Причем еще неизвестно, кому больше. Дело в том, что с его гибелью исчезло не просто сильное и процветающее государство, но еще и мощная препона на пути «девятого вала» иммиграции из Африки в Европу, а сама Ливия разбилась на множество осколков и вновь, как в средние века, превратилась в «пиратский берег», который контролируют десятки враждующих вооруженных группировок. Даже те, кто развязывал войну против режима Каддафи, сегодня признают, что «демократический эксперимент» Запада над Ливией полностью провалился. А ведь с Каддафи можно было вполне поладить, да и сам он шел навстречу до такой степени, что финансировал предвыборные кампании французского президента Николя Саркози и итальянского премьера Сильвио Берлускони.

Каддафи финансировал предвыборные кампании французского президента Николя Саркози.
© elysee.fr
Каддафи финансировал предвыборные кампании французского президента Николя Саркози.

Понятно, что собрать Ливию из осколков способен только такой же сильный человек, как Каддафи, и у большинства ливийцев давно созрел запрос на подобную личность. Но где же ее взять? Видимо, от геополитической безысходности Запад, который сам безрассудно стер Ливию с карты, теперь занят поисками... виновных в развязывании войны против Каддафи. И первую скрипку в этих разборках играет Италия, которая оказалась на острие иммиграционных проблем.

Например, нынешний итальянский вице-премьер Маттео Сальвини уже без стеснения обвиняет Николя Саркози в «развязывании войны в Ливии». Хотя хорошо известно, что и Сильвио Берлускони сыграл не последнюю роль в свержении Муаммара Каддафи. Впрочем, эти «обмены любезностями» совершенно ни к чему, поскольку и французы, и итальянцы бомбили Ливию с одинаковым энтузиазмом, а ликование по поводу убийства ливийского лидера докатилось даже до Вашингтона.

Так кем все-таки был Муаммар Каддафи - диктатором, отцом нации или экстремистом? Вопрос непростой... Своему народу он, безусловно, желал добра, в чем и преуспел. Для коллективного Запада - в первую очередь, возможно, пророком, предсказание которого уже сбылось: без Ливии, которую только Каддафи удавалось держать в руках, Старый Свет буквально растворяется в неконтролируемой миграции, приправленной экстремизмом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама