Эр-Рияд подозревают в политическом садизме
© twitter.com/JKhashoggi
Саудовский журналист-диссидент Джамаль Хашогги.

Эр-Рияд подозревают в политическом садизме

Варварская расправа над саудовским диссидентом может дорого обойтись королевскому режиму
12 октября 2018, 10:30
Реклама
Эр-Рияд подозревают в политическом садизме
© twitter.com/JKhashoggi
Саудовский журналист-диссидент Джамаль Хашогги.
Читайте нас на: 

Исчезновение в Стамбуле при крайне загадочных обстоятельствах известного саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги превращается в еще один серьезный вызов для правящего режима королевства. Эр-Рияду, и без того переживающему непростые времена, приходится занимать круговую оборону, одновременно отбиваясь от правозащитников и набирающей силу оппозиции, а также от нападок ближайших союзников, не говоря уже о махровых джихадистах из запрещенных в России ИГ и «Аль-Каиды».

Из дипломатов - в палачи

Все началось еще 2 октября, когда бежавший из Саудовской Аравии и ныне проживающий в США и работающий в газете The Washington Post журналист-диссидент Джамаль Хашогги пришел в саудовское консульство в Стамбуле, чтобы получить документы о разводе - позже он собирался жениться на своей нынешней невесте Хатице Ченгиз. Но из консульства Джамаль так и не вышел.

Саудовское консульство в Стамбуле.
© google.ru/maps
Саудовское консульство в Стамбуле.

Прождав около 11 часов, Хатице позвонила советнику турецкого президента. Начавшая расследование полиция почти сразу выдвинула версию убийства Хашогги , с высокой долей вероятности предположив, что его тело расчленили, по частям вывезли из консульства и отправили самолетом в Саудовскую Аравию.

Представители консульства назвали спекуляции по поводу исчезновения и дальнейшей гибели Хашогги «вопиющими и безосновательными». Наследный принц королевства Мухаммед бен Сальман даже заявил, что его стране нечего скрывать, и он готов допустить турецких следователей в здание консульства.

Справка

59-летний ветеран журналистики Джамаль Хашогги долгое время верой и правдой служил саудовским правителям: занимал должность советника правительства и помощника руководителя службы общей разведки Турки аль-Фейсала по связям со СМИ, редактировал газету Al-Watan и телеканал Saudi TV, соперничающий с катарской «Аль-Джазира», имел обширные связи в Вашингтоне. Член влиятельного клана Хашогги (его двоюродный дядя, оружейный барон Аднан Хашогги, в свое время «прославился» участием в скандальном деле «Иран-контрас», а дед был личным врачом короля), он дружил с семьей нынешнего монарха Сальмана, но после возвышения его сына Мухаммеда, ставшего крон-принцем, ушел в оппозицию. Выступал за начало широкого обсуждения вопросов реформирования политических и социальных основ королевства, критиковал правящий режим, и прежде всего крон-принца Мухаммеда - за его авантюризм и непродуманные решения. Имея такой бэкграунд и будучи в курсе многих интриг, Джамаль Хашогги становился опасной для режима фигурой.

59-летний ветеран журналистики Джамаль Хашогги был опасной для режима наследного принца королевства Мухаммед бен Сальмана фигурой.
© twitter.com/JKhashoggi
59-летний ветеран журналистики Джамаль Хашогги был опасной для режима наследного принца королевства Мухаммед бен Сальмана фигурой.

Королевство в осаде проблем

Исчезновение Хашогги произошло на фоне неблагоприятной обстановки, складывающейся вокруг правящего режима. После устроенной крон-принцем в декабре прошлого года экзекуции в гостинице Ritz-Carlton, когда из сотен посаженных под домашний арест принцев, крупных бизнесменов и чиновников были выколочены сотни миллиардов долларов, начался массовый отъезд недовольных Мухаммедом представителей саудовской элиты на Запад, главным образом в Великобританию. Де-факто произошла консолидация оппозиции, недовольной как проводимыми реформами, так и существенным ограничением влияния многих членов королевской семьи, а также сменой порядка наследования престола.

По неподтвержденным данным из королевства сбежал и сын покойного короля Митеб бен Абдулла - бывший глава аппарата Национальной гвардии, который рассматривался оппозицией как потенциальный соперник нынешнему крон-принцу и его замена на троне.

Наследный принц  Мухаммед бен Сальман.
© state.gov
Наследный принц  Мухаммед бен Сальман.

Национальная гвардия, по мнению деловой газеты Financial Times, была единственной независимой силой, которая стояла между Мухаммедом и престолом. К этой оппозиции примкнули и многие религиозные авторитеты, обвиняющие режим в ереси. Противники крон-принца только и ждут, когда в мир иной уйдет престарелый король Сальман, после чего позиции его сына Мухаммеда резко ослабнут.

На таком фоне, что совсем неудивительно, сократились прямые иностранные инвестиции. С 2016 года они упали с 7,5 до 1,4 млрд долларов, что поставило под угрозу выполнение многих проектов, в том числе и амбициозную программу «Видение-2030», ставшую любимым детищем крон-принца Мухаммеда. Сократив количество занятых в стране иностранцев на 800 тысяч человек, режим так и не смог заменить их местными работниками: саудовские подданные не хотят работать за небольшие деньги, предпочитая оставаться дома. Да и многие саудовские предприниматели не горят желанием видеть их у себя, предпочитая обходить установленные квоты и даже немного приплачивать, только для того, чтобы те не выходили на работу.

Протесты против продолжающейся войны в Йемене.
© flickr.com
Протесты против продолжающейся войны в Йемене.

Кроме того, королевство все сильнее засасывает трясина продолжающейся войны в Йемене, опустошая саудовскую казну. При этом признаков скорой победы не наблюдается. Имеющая неоспоримое преимущество в вооружениях и численности войск, саудовская коалиция с лета не может освободить от «босоногой» армии хуситов важнейший город-порт Ходейду.

Расчеты крон-принца Мухаммеда выручить хорошие деньги от приватизации 5% активов компании Aramco не оправдались. Король Сальман, вероятно, не без нажима со стороны других влиятельных членов королевской семьи, решил повременить с приватизацией, по крайней мере, до конца этого года. И некоторые наблюдатели в королевском решении усмотрели признак ослабления влияния крон-принца на отца.

А тут еще не утихает вспыхнувший в августе дипломатический скандал между КСА и Канадой, когда канадцы потребовали в присущей для Запада менторской манере освободить из тюрем адвокатов, отстаивающих права женщин. Несмотря на то, что женщинам в королевстве разрешили водить автомобили, режим и крон-принц делают все, чтобы внушить женщинам: это решение не результат их борьбы за свои права, а милость, снисхождение, даже подачка со стороны тех, кто правит.

Президент США Дональд Трамп начинает выражать недовольство Саудовской Аравии.
© whitehouse.gov
Президент США Дональд Трамп начинает выражать недовольство Саудовской Аравии.

Наконец, на днях президент США Дональд Трамп неожиданно призвал саудовцев еще раз раскошелиться на «обеспечение собственной обороны». По мнению хозяина Белого дома, Саудовская Аравия - богатая страна, и обязана «нести издержки». Хотя, как известно, Эр-Рияд тратит и без того огромные деньги на приобретение американского оружия - более 10% от ВВП. Как оказалось, Трампу этого мало.

И вот что примечательно: беспардонность американского президента возмутила даже крон-принца Мухаммеда, заявившего, что «Эр-Рияд давно уже за все заплатил сполна, и больше ничего платить не намерен». Между тем вряд ли стоит объяснять неожиданно выросшие аппетиты Трампа исключительно приступом паталогической жадности. Вероятно, «наезд» Вашингтона на Эр-Рияд связан с недовольством Трампа тем, что, во-первых, саудовцы не спешат выкладывать денежки за уже подписанные контракты на приобретение действительно «гор оружия», во-вторых, тянут с обещанным увеличением объемов добычи нефти, чтобы снизить цену.

На полуострове грядут большие перемены

Если выяснится, что к пропаже или тем более к убийству Джамаля Хашогги приложили руку саудовские правители, проблемы для Эр-Рияда резко осложнятся. Прежде всего этим случаем воспользуются противники Трампа внутри США: демократы и республиканцы давно ведут «толковище» насчет того, кого поддерживать в королевстве. Как известно, демократы были за Митебу бен Абддуллу, республиканцы - за Мухаммеда бен Салмана. Но теперь расклад коренным образом меняется.

Джамаль Хашогги был журналистом из влиятельной Washington Post, имел связи в Госдепе и ЦРУ.
© twitter.com/JKhashoggi
Джамаль Хашогги был журналистом из влиятельной Washington Post, имел связи в Госдепе и ЦРУ.

И хотя убийства в мире политики - дело почти обычное, в данном случае действующий крон-принц нарушил правила игры. Он не просто устранил кого-то из своих малоизвестных противников. Он покусился на журналиста из влиятельной Washington Post, имеющего связи в Госдепе, ЦРУ и в других высоких сферах американской политики.

Более того, произошедшее не укладывается ни в какие ворота в силу своей варварской дикости. В наше время, к сожалению, дипломаты, в том числе и в ранге послов, бывает, становятся жертвами убийц, погибают от взрывов - как это произошло с нашим послом Андреем Карловым в Турции в декабре 2016 года. Но представить себе, что дипломаты переквалифицируются в палачей, специалистов по расчленению трупов, это что-то за гранью здравого смысла... Это несмываемый позор!

Хотя нечто подобное уже случалось - в апреле 1984 года, когда ливийские «дипломаты» из окон своего посольства в Лондоне открыли автоматный огонь по демонстрантам, протестовавшим против политики Каддафи. Тогда случайная пуля насмерть сразила английскую женщину-констебля, и дело закончилось 11-дневной осадой посольства и полным разрывом дипотношений. А через два года американские летчики, взлетев с английских аэродромов, нанесли ракетно-бомбовый удар по правительственному кварталу в Триполи.

Трамп еще не отреагировал, но ему все равно придется это сделать. Потому что политические противники вспомнят ему если не все, то очень многое, например,  выход из ядерной сделки с Ираном, которая считается успехом дипломатии, в том числе и американской.

Запад скоро начнет замечать саудовские бомбовые удары по Йемену.
© wikimedia.org
Запад скоро начнет замечать саудовские бомбовые удары по Йемену.

Для многих на Западе крон-принц, которому еще вчера, по сути, прощали его чудовищные преступления - бомбовые удары в Йемене по свадебным и похоронным процессиям, по школам и больницам,  стал теперь окончательно «нерукопожатным». Его будущее, еще вчера казавшееся безоблачным, омрачилось грозовыми тучами, а представлявшееся гарантированным скорое восшествие на престол, словно пустынный мираж, повисло в воздухе.

Скорее всего, американские политики из числа противников Трампа, возможно, и он сам, вынуждены будут делать ставку на другого кандидата королевских кровей.

Сгущающаяся пелена неопределенности изменила атмосферу и в самой Саудовской Аравии. Никто не знает, как и чем закончится обещающая быть жестокой борьба за власть в королевстве, особенно с учетом того, что многие влиятельные саудовцы неровно дышат к игиловцам и членам «Аль-Каиды». Эксперты не исключают, что ныне процветающую страну ждет печальная судьба таких несостоявшихся государств, как Сомали или разрушенная Ливия. Похоже, тектонические платформы большой политики на Аравийском полуострове уже пришли в движение, и этого может оказаться достаточно, чтобы вызвать в КСА «землетрясение» в виде войн, восстаний и заговоров.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама