Из сержантов - в лейтенанты
Пять месяцев практики
Лейтенантские погоны старшему матросу контрактной службы Денису Боячуку вручили в День флота. Это мгновение навсегда останется в его памяти, ведь парень хоть и грезил с детства о море, никогда не думал, что станет военным моряком. Да еще офицером! Денис учился в Балтийской госакадемии рыбопромыслового флота, обошел всю Атлантику на паруснике «Крузенштерн». Срочную службу он воспринимал как необходимую паузу в гражданской карьере. Но вдруг затянула военная жизнь: Денис подписал контракт и остался. Командование способности парня оценило, вскоре из старшего матроса превратился в полноценного лейтенанта - инженера радиотехнической боевой части на новейшем БДК «Иван Грен».
История Дениса - словно сказка про Золушку. Впрочем, контрактников, получающих офицерские погоны, в последнее время становится все больше. А в ближайшем будущем такой социальный лифт вообще будет действовать постоянно: Министерство обороны в порядке эксперимента запускает систему специальных курсов для контрактников, желающих занять офицерскую должность и получить погоны со звездами.
В первую очередь такие курсы будут готовить командиров для пехотных и танковых частей, а также для подразделений связи. Предполагается, что из шести месяцев обучения будущих офицеров ждет месяц теории и пять месяцев практики со всем прилагающимся к жизни в палаточном лагере с учебными тревогами и полевыми занятиями по тактике общевойскового боя.
Срок обучения - полгода. Стать их слушателями смогут солдаты, сержанты, старшины и прапорщики, не достигшие 35 лет и прослужившие по контракту не менее трех лет. Они должны иметь опыт командования подразделениями, а также отличные (в крайнем случае хорошие) оценки по боевой подготовке.
Есть еще одно условие: все без исключения слушатели курсов должны иметь высшее гражданское образование. Впрочем, это требование было и раньше. Тот же Денис Боячук смог стать лейтенантом только благодаря диплому Академии рыбопромыслового флота. Однако для многих контрактников «вышка» не проблема: окончить вуз во время первого контракта в армии стало уже правилом хорошего тона. Да и контрактников, пришедших в армию после защиты диплома, немало.
Так что пустых парт на курсах, скорее всего, не будет. Скорее наоборот: конкурс будет нешуточный, ведь количество мест на курсах каждый раз будет определяться приказами командующих округами в соответствии с числом свободных офицерских должностей.
Временная мера
Лейтенантские курсы должны стать одним из инструментов тонкой настройки системы военного образования, которая в нулевых пережила полосу настоящей турбулентности. Тогда набор в военные училища сокращался порой до нуля, только в этом году военные училища восстановились и дали первый полный выпуск. По мнению военного эксперта, главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, офицерские курсы для контрактников - это вынужденный шаг.
- Армия испытывает кадровый дефицит на первичных должностях, - говорит Виктор Мураховский. - Военные училища возобновили полные наборы относительно недавно, мы увидим их влияние на кадровую ситуацию в вооруженных силах только года через два, когда накопится три-четыре полноценных выпуска. Переход с пятилетнего обучения на четыре года в военных училищах - это тоже веление времени. Надо понимать, что в военных училищах количество учебных часов существенно выше, чем в гражданских вузах. И поэтому эта мода на бакалавриат и шестилетний срок обучения не соответствует требованиям Министерства обороны.
- Офицерские курсы для контрактников, мне кажется, это все-таки временная мера, призванная восполнить текущую нехватку кадров. Я напомню, что совсем недавно было принято похожее решение - для восполнения нехватки летных кадров готовить летчиков из офицеров с техническим образованием. После нормализации ситуации необходимость в таких экстренных мерах, как правило, отпадает, - считает Мураховский.
Впрочем, нет ничего более постоянного, чем временное, эксперимент может оказаться вполне успешным и жизнеспособным. Ведь в армии много должностей, на которых могут служить подготовленные по ускоренной программе командиры. Другое дело, что для них должен быть строго определенный потолок. Например, уже решено, что выпускники экспериментальных курсов не смогут занимать должности выше, чем командир батальона. Но для бывшего сержанта это тоже немало.
Экспериментальный статус курсов предполагает, что служба будущих офицеров будет подвергнута тщательному анализу. Предполагается, что командиры частей через некоторое время представят командованию характеристики на пришедших с курсов лейтенантов. На основе изучения их сильных и слабых сторон программа обучения будет корректироваться.
Престиж и высокий рейтинг
Еще одним недавним нововведением в системе военного образования стало упразднение военных кафедр в гражданских вузах. По крайней мере именно так поначалу восприняли произошедшие перемены многие СМИ. Но кафедры никуда не делись - они преобразились, слившись с военно-учебными центрами (ВУЦ).
Слияние назрело давно - об этом говорили многие эксперты. Ведь в некоторых вузах параллельно существовали и военные кафедры, готовящие офицеров, сержантов и рядовых запаса, и военные учебные центры, в которых учились будущие кадровые офицеры. Параллельные структуры использовали одни и те же тренажеры, полигоны и военную технику. Объединить их в единое целое логично - материальная база будет использоваться гораздо эффективнее.
Сейчас на военных кафедрах и в учебных военных центрах обучаются свыше 61 тыс. студентов. Из них будущие кадровые офицеры - 10,5 тыс., офицеры запаса - 34,2 тыс., сержанты и рядовые запаса - 16,5 тыс. Уже в будущем году кадры как для запаса, так и для действующей армии будут готовить исключительно военные учебные центры. Пропорции выпускников при этом должны сохраниться.
Но, быть может, существование этих центров тоже временное? Не упразднят ли их в будущем, сосредоточив подготовку всех категорий военнослужащих в учебных заведениях Минобороны? По мнению Виктора Мураховского, это маловероятно.
- Необходимость в военных учебных центрах при гражданских вузах у оборонного ведомства будет всегда, - считает эксперт. - Дело в том, что по некоторым направлениям министерству нет смысла содержать собственные учебные заведения. Это достаточно узкие направления, но потребность в приглашении на службу гражданских специалистов по ним никуда не денется.
Надо сказать, что существование военных подразделений выгодно и самим гражданским вузам: для них это престиж и более высокая позиция в рейтингах. По словам Мураховского, именно выпускники военных учебных центров составят основу мобилизационного резерва. Они станут резервистами-контрактниками - теми, кто проходит военную учебу 2-3 дня в месяц и выезжает на ежегодные сборы, получая небольшую зарплату. Эту систему как раз сейчас формирует Минобороны, и для нее тоже нужны кадры.
- При объявлении военного положения численность армии увеличивается почти вдвое, - объясняет Мураховский. - Мы всегда должны иметь мобилизационный резерв и рядового, и сержантского, и офицерского состава. За три дня мы никак не сможем подготовить людей. Поэтому сейчас идет сочетание мобилизационного резерва первой очереди - того, что оплачивается и берет обязательства по взаимодействию с Минобороны, и общего резерва.
В результате настройки система военного образования должна полностью удовлетворить кадровые потребности как действующей армии, так и резерва. Уже в будущем году в войсках можно будет встретить лейтенантов трех типов - окончивших военные училища, отучившихся в военных учебных центрах при гражданских вузах и бывших контрактников, прошедших полугодичные курсы.
- Будут ли они равнозначными для армии? - спросил я Виктора Мураховского.
- Абсолютно, - сказал эксперт. - Я понимаю, почему возник этот вопрос. Действительно, в СССР были «пиджаки», приходившие в армию на 2 года с военных кафедр. Они и правда считались не совсем полноценными офицерами. А сейчас никакой разницы нет, все офицеры служат по контракту. Главное, чтобы квалификация офицера удовлетворяла Министерство обороны. Если человек не подходит, с ним не подписывают контракт.
А политруков будут готовить в действующих училищах
С будущего года в некоторых военных училищах должны появиться группы по подготовке политработников. Об этом «Звезде» рассказал начальник возрожденного Главного военно-политического управления Минобороны генерал-полковник Андрей Картаполов.
- Думаю, на первых порах для подготовки кадров нам не потребуется отдельного учебного заведения, как это было при СССР, - сказал Андрей Картаполов. - Попробуем в уже действующих профильных военных училищах сформировать отдельные группы или даже факультеты, которые будут готовить офицеров военно-политических органов. Они будут нацелены непосредственно на тот или иной вид или род войск. Согласитесь, готовить в одном месте политруков и для кораблей, и для частей ВВС не очень правильно.