Мордехай Вануну: Дон-Кихот из Димоны
В августе и сентябре 1986 года в израильскую разведку МОССАД, сначала по линии австралийской, а затем и британской контрразведки МИ5, поступила информация о том, что израильский гражданин Мордехай Вануну пытается продать, а возможно, уже и продал местным газетам секретные сведения об израильской ядерной программе. Доложили премьер-министру Шимону Пересу. Взбешенный глава правительства потребовал от спецслужб всеми правдами и неправдами, но «ни в коем случае не нарушая законов Великобритании», доставить Вануну в Израиль, чтобы судить его как предателя и шпиона. «Человек, разгласивший главный секрет государства, должен быть непременно найден, предан суду и понести заслуженную кару», - сказал Перес.
Ловля «на живца»
Мордехая, или просто Мотти Вануну, брали «на живца». Вычислив, в каком из лондонских отелей он остановился под чужим именем, агенты израильской разведки МОССАД организовали «случайное» знакомство с эффектной девушкой. Она поселилась в той же гостинице «Маунтблаттен» и представилась как Синди Ханин. Обольстительная и очень красивая, она легко влюбила в себя Мотти и без проблем затащила его к себе в постель. Знакомые журналисты предупреждали, что девушка могла работать на спецслужбы Израиля. Однако Вануну, уже успевший перебраться в номер «Синди», никого не хотел слушать. Если раньше он почти не покидал гостиницу и выходил из нее только в случае крайней необходимости и в сопровождении приятелей, которые могли бы, как он надеялся, его отбить в случае нападения, то теперь полностью забыл об осторожности. Он еще не понимал, что уже попал в прочную паутину МОССАД, из которой ему теперь не выбраться.
На самом деле под именем своей сестры Синди работала Шерил Бен-Тов, одна из лучших агентов израильской разведки, известная под псевдонимом «Юдифь». В Израиль она приехала из США в начале 1980-х годов. Работала в кибуце, изучала иврит. Жизнь на земле обетованной ей понравилась, и она решила остаться. Отслужила в армии, вышла замуж за офицера военной разведки АМАН Офера Бен-Това. А вскоре МОССАД завербовал и ее.
Операция по похищению Вануну стала ее первым серьезным заданием. «Юдифь» должна была не только соблазнить его, но и уговорить вылететь из Лондона в Рим. Израильтяне хотели полностью исключить любые дипломатические осложнения, которые могли возникнуть с Лондоном в связи с похищением Вануну. С итальянцами в этом плане было намного проще, чем с чопорными британцами.
Предложение лететь в Италию Мотти принял с восторгом. По словам «Синди», в Риме освобождалась квартира ее сестры, которая куда-то уезжала. Материал о ядерном арсенале Израиля пристроен и вскоре должен выйти в британской газете Sunday Times. Почему бы не побывать заодно и в «Вечном городе», тем более что гонорар в полсотни тысяч долларов уже получен. Он уже предвкушал, какие чудесные дни и ночи проведет вместе с этой очаровательной девушкой, воображение рисовало картины одна слаще другой.
Автомобиль, который Вануну принял за такси, привез их из аэропорта к многоэтажному дому на окраине итальянской столицы. Дверь своим ключом открыла «Синди». Вануну, первым вошедшего в квартиру, приняли сильные мужские руки. Остальное было делом техники. Мордехая обкололи сильным наркотиком, ночью загрузили в микроавтобус и отвезли в морской порт. Там его, закованного в наручники, подняли на борт грузового судна «Таппуз», заранее прибывшего из Израиля, и безо всяких приключений, как, впрочем, и без особых удобств - в трюме через неделю доставили «домой» и заключили в секретную тюрьму «Шикма». Девушку больше он никогда не видел.
Дальше были следствие и скорый суд при закрытых дверях, который приговорил Мордехая к 18 годам тюремного заключения, 12 из которых он просидел в одиночке. Вообще-то раздавались голоса, призывавшие приговорить Вануну к смертной казни, например, министр юстиции Томми Лапид считал, что тот заслуживает виселицы. Тем более что вина была полностью доказана.
5 октября 1986 года в английской газете Sunday Times появился сенсационный материал о том, что под крышей двухэтажной «текстильной фабрики» в Димоне прячется уходящий под землю на 6 этажей сверхсекретный завод по производству ядерного оружия - «святая святых» израильского военно-промышленного комплекса.
В подтверждение этих данных было опубликовано несколько десятков фотографий, сделанных Вануну, в том числе и в самой секретной части центра ядерных исследований в Димоне - так называемом объекте «Махон-2». Здесь, по словам бывшего ядерного техника, было произведено от 100 до 200 ядерных боеголовок. Со второго по четвертый этаж находятся производственные цеха, на пятом этаже идет обработка бериллия, лития, плутония и прочего сырья, на шестом - хранятся готовые бомбы. Там, глубоко под землей, полторы сотни специалистов денно и нощно собирают ядерные заряды.
Кто вы, Мордехай Вануну?
Он родился в Марокко в 1954 году. Когда ему исполнилось 9 лет, их многодетная семья перебралась в Израиль и поселилась в трущобном районе затерявшегося в пустыне городка Беэр-Шева. Отец держал небольшую лавку культовых принадлежностей и с трудом сводил концы с концами. В 18 Мотти призвали в армию. Демобилизовавшись через 3 года в звании старшего сержанта, он поступил на физический факультет тель-авивского университета, но из-за неуспеваемости был отчислен.
В 1975 году ему на глаза попалось объявление о наборе на курсы техников для Центра ядерных исследований в Димоне. Он прошел собеседование, окончил курсы и 7 августа 1977 г. приступил к работе. Заниматься пришлось изготовлением радиоактивных элементов, которые используются при производстве ядерных бомб.
Спустя 8 лет Вануну уволили, якобы по сокращению штатов. На самом деле он до сих пор подозревает, кто-то из сослуживцев «стукнул» начальству о его слишком хорошем отношении к арабам. Тогда Вануну принял решение, которое полностью изменило его жизнь: прославило в глазах одних и заставило проклясть, опозорило в глазах других. Он незаметно пронес фотоаппарат и сделал 57 фотоснимков секретных отсеков ядерного центра в Димоне. Получив выходное пособие и продав квартиру, он улетел в Катманду, где принял буддизм, а оттуда в Австралию, чтобы там креститься.
В Сиднее он познакомился с колумбийским журналистом Оскаром Герреро, который стал уговаривать его продать материалы о ядерных секретах Израиля какой-нибудь газете побогаче, чтоб обеспечить себе безбедную жизнь. Потом Герреро вышел на Sunday Times, которая командировала в Сидней своего репортера, физика по профессии, Питера Хаунема. Видимо, тогда же информация о Вануну через платных осведомителей или каким-то другим путем дошла до австралийской контрразведки, а потом и до МИ5, а дальше - и к израильскому премьеру Пересу. Тогда же в Сиднее Вануну, скорее всего, уже попал «под колпак» МОССАД.
Что же заставило Мордехая Вануну пойти на столь серьезный и опасный поступок, бросить вызов израильскому государству? Желание во что бы то ни стало прославиться, прогреметь на весь мир или стремление отомстить тем, кто его уволил с работы, обида, замешанная на обостренном чувстве справедливости и неприятии еврейского государства с его фактической сегрегацией, разделением общества на арабов и евреев. Ответить на эти вопросы нелегко, тем более что даже после того, как Вануну, отсидев, как говорится, «от звонка до звонка», вышел в 2004 году на волю, его свобода по-прежнему остается сильно ограниченной. Проработавший много лет в Израиле, российский журналист Константин Капитонов пишет о том, что израильские власти запретили ему приближаться к воздушным и морским портам, к территории Палестинской Автономии. Ему запрещено пользоваться Интернетом, встречаться с иностранцами и покидать пределы своей квартиры без специального разрешения израильских спецслужб. Выехать из страны ему тоже не разрешают, несмотря на многократные просьбы со стороны Вануну, который хотел бы поселиться в США. Для еврейского государства он по-прежнему представляет опасность.
В интервью, которое Вануну дал итальянской журналистке Сильвии Каттори еще в 2005 году, он говорил, что понимал степень риска, на который шел. И все же решил рассказать о ядерном оружии Израиля, потому что «власти этой страны… утверждали, что не собирались обзаводиться ядерным оружием, но на самом деле производили большое количество радиоактивных веществ, которые могли служить только одной цели - производству ядерных бомб». Тогда же, заметил Вануну, они стали производить очень мощные водородные бомбы.
Кроме того, Вануну считает, что владение атомной бомбой опасно и для самого еврейского государства. Применение такого оружия против одной из соседних арабских стран сделает жизнь в Израиле если не полностью, то в значительной степени непригодной хотя бы из-за радиоактивного заражения местности.
«У нас нет ядерного оружия, но если понадобится, мы его применим»
Израиль никогда в прошлом или в настоящем не подтверждал и не опровергал информацию о своей ядерной программе. Причем такая линия поведения характерна для еврейского государства и по многим другим вопросам мировой политики. Объясняется это очень просто: израильтяне выступают против создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке и не желают присоединяться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Получается, что раз нет оружия, то и ни к каким договорам о его запрете присоединяться не надо. Это сказка вроде как не про нас.
Между тем наличие ядерного оружия у Израиля еще задолго до откровений Вануну стало секретом Полишинеля.
В свое время Голда Меир более чем прозрачно намекала на то, что Израиль - ядерная держава. «У нас нет ядерного оружия, - говорила она, - но, если понадобится, мы его применим». Тем более в курсе израильской активности, нацеленной на создание атомной бомбы, начиная еще с 1950-х годов были, по крайней мере, разведки США и Франции.
Мордехай Вануну уже после своего 18-летнего заключения предположил, что еврейское государство могло быть причастно к самому громкому преступлению прошлого века - убийству президента США Джона Кеннеди в ноябре 1963 года. Тот оказывал сильное давление на Тель-Авив, требуя сообщить ему подробности израильской ядерной программы и даже провести инспекцию в Димоне. Были у израильтян неприятности и с французским президентом Де Голлем, когда они пытались «повесить ему на уши лапшу» о строительстве «текстильной фабрики» в Димоне. Тот был возмущен ложью настолько, что запретил поставлять в Израиль уран.
Можно смело предположить, что в курсе атомных «проделок» еврейского государства была и советская разведка. Во всяком случае, на сайте Службы внешней разведки говорится о том, что Израиль обладает мощностями, достаточными для изготовления 5-10 ядерных боезарядов в год.
Причем Тель-Авиву часто приходилось или тайком покупать, или воровать радиоактивные материалы в других странах.
Правящая израильская верхушка навязала обществу своего рода негласный обет молчания. Первым его нарушил Мордехай Вануну и жестоко за это поплатился.
Между тем сегодня Израиль, не имея ни достоверных фактов, ни морального права, пытается обвинять Иран в том, что тот якобы создает свою атомную бомбу. Но если мир действительно обеспокоен проблемой распространения ядерного оружия, то начинать надо с Израиля.
* * *
Существует еще одна версия этой истории более чем 30-летней давности. Некоторые специалисты считают, что «дело Вануну» было всего лишь хитроумной операцией израильских спецслужб по дезинформации. Суть ее в том, что «честный человек» Вануну, рассказывая правду о ядерной программе Израиля, рисует устрашающую картину огромных ядерных арсеналов. С одной стороны, арабским миром овладевает «шок и трепет», с другой - закамуфлированное под разоблачение «признание» наличия оружия массового уничтожения может в определенной степени оправдать необходимость ядерной программы перед лицом экспансионистских планов того же Ирана, а в будущем, возможно, и других стран.
Впрочем, эта версия сама больше похожа на попытку дезинформировать мировое сообщество.