От малышей до гигантов
В фильмах про войну нередко бывают кадры, когда артиллерийские разведчики, находясь на передовой, буквально в самом пекле, кричат в трубку координаты целей. Теперь технология другая - на помощь наводчикам огня пришла беспилотная авиация.
Так же, как современный человек не представляет своей жизни без мобильного телефона, сложно представить современную армию без использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Они могут быть совсем маленькими, весом в сотни граммов, а могут достигать огромных размеров и нести нагрузку в несколько тонн.
Беспилотные аппараты или дроны, как их еще называют, стали незаменимыми в разведке местности, наведении и корректировке огня, поиске пропавших людей. Есть ударные беспилотники, которые и сами по себе грозное оружие. В российских войсках роты БЛА начали массово создаваться в 2013 году.
Метеорологическая травинка
«Орлан-10» - один из самых популярных летательных аппаратов в Российской армии. Мы следим, как расчет выгружает необходимое оборудование, упакованное в огромные ящики, куда и худой человек вполне поместится. Стандартный расчет - семь человек: командир, четыре оператора, техник и водитель. Действовать надо слаженно, ведь на полное развертывание оборудования до взлета дается 25-30 минут.
За это время надо подобрать места для операторов и для взлета, определить направление ветра, собрать самолет (да-да, беспилотники также называют самолетами), установить антенны, передающие параметры телеметрии, наладить связь с компьютерами и оборудованием, навешиваемым на летательный аппарат, задать программу полета. Причем все эти работы ведутся бойцами в полной экипировке.
Сам самолет весит примерно 20 килограммов. Двигатель - бензиновый, заправки хватает на 10 часов работы. Взлетает аппарат с помощью направляющих и жгутов - своеобразной катапульты. Приземляется на парашюте. Для подстраховки от повреждений при ударе о землю на «пузе» раскрывается подушка безопасности.
Беспилотник - недешевое удовольствие: в зависимости от вида и стоимости дополнительной полезной нагрузки весь комплекс может обойтись в сумму более миллиона рублей, поэтому такие рисковые взлет и посадка требуют особо тщательной подготовки.
Если ветра нет, можно запускать самолет в любую сторону, но тогда для увеличения подъемной силы используются дополнительные жгуты. Если же есть ветер, то взлетать беспилотник должен обязательно против его направления. Поэтому для техника аппарата, который как раз и отвечает за запуск, так важно правильно определить направление ветра. Забавно, но если в месте взлета нет своей метеорологической службы, что чаще всего и бывает, для этого используется проверенный дедовский метод - подбросить травинку.
Работа мечты
Взлетев, беспилотник становится невидимым. Еще бы: рабочая высота - от 300 метров до нескольких километров, скорость - 90 км/час. Работают с самолетом сразу два оператора. Один - старший - управляет собственно полетом аппарата и его маневрами, второй - камерой и другим навешиваемым оборудованием, то есть ведет разведку, наблюдает цели, сообщает координаты местности или противника.
- Днем немного интереснее, потому что объектов видишь больше, - поясняет оператор Илья Иванов, - а внимания больше нужно ночью, потому что надо сосредотачиваться на каждом проблеске и огоньке.
Инфракрасная камера позволяет вести разведку местности в том числе и ночью. Рабочая смена - 8 часов, отдых - столько же. Поэтому в расчете две пары операторов.
Владимир Ковалев возглавляет подразделение БЛА два года, перешел сюда из мотострелков. На вопрос, чем конкретно привлекает новая работа, отвечает просто:
- Мне нравится сама идея воздушной разведки. Особенно когда на опыте почувствовал, насколько это важно. Очень многие задачи без помощи беспилотных расчетов не могли бы быть выполнены.
Наверное, в этой новой профессии действительно сошлись многие мальчишеские мечты: разведка, управление техникой, работа с компьютером, ощущение важности своей работы. Причем у этой молодой профессии большие перспективы - линейка беспилотных аппаратов расширяется и совершенствуется, появляются новые модели, требующие освоения.
Беспилотные самолеты прочно заняли свое место на службе в различных родах войск, и можно прогнозировать появление в обозримом будущем ударных беспилотных соединений. Так что специалисты, управляющие различными видами БЛА, будут востребованы однозначно.
В армейском праздничном календаре нет пока Дня военной беспилотной авиации, да и рода войск такого пока тоже нет, но в том, что они обязательно появятся, военные не сомневаются.