Дроны набирают высоту
© Фото автора
Небесный тихоход.

Дроны набирают высоту

Оператор беспилотника - новая специальность в вооруженных силах
11 ноября 2018, 06:25
Реклама
Дроны набирают высоту
© Фото автора
Небесный тихоход.
Читайте нас на: 

От малышей до гигантов

В фильмах про войну нередко бывают кадры, когда артиллерийские разведчики, находясь на передовой, буквально в самом пекле, кричат в трубку координаты целей. Теперь технология другая - на помощь наводчикам огня пришла беспилотная авиа­ция.

Так же, как современный человек не представляет своей жизни без мобильного телефона, сложно представить современную армию без использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Они могут быть совсем маленькими, весом в сотни граммов, а могут достигать огромных размеров и нести нагрузку в несколько тонн.

Беспилотные аппараты или дроны, как их еще называют, стали незаменимыми в разведке местности, наведении и корректировке огня, поиске пропавших людей. Есть ударные беспилотники, которые и сами по себе грозное оружие. В российских войсках роты БЛА начали массово создаваться в 2013 году.

Метеорологическая травинка

«Орлан-10» - один из самых популярных летательных аппаратов в Российской армии. Мы следим, как расчет выгружает необходимое оборудование, упакованное в огромные ящики, куда и худой человек вполне поместится. Стандартный расчет - семь человек: командир, четыре оператора, техник и водитель. Действовать надо слаженно, ведь на полное развертывание оборудования до взлета дается 25-30 минут.

Оператор беспилотника - новая специальность в Вооруженных силах.
© Фото автора
Оператор беспилотника - новая специальность в Вооруженных силах.

За это время надо подобрать места для операторов и для взлета, определить направление ветра, собрать самолет (да-да, беспилотники также называют самолетами), установить антенны, передающие параметры телеметрии, наладить связь с компьютерами и оборудованием, навешиваемым на летательный аппарат, задать программу полета. Причем все эти работы ведутся бойцами в полной экипировке.

Сам самолет весит примерно 20 килограммов. Двигатель - бензиновый, заправки хватает на 10 часов работы. Взлетает аппарат с помощью направляющих и жгутов - своеобразной катапульты. Приземляется на парашюте. Для подстраховки от повреждений при ударе о землю на «пузе» раскрывается подушка безопасности.

Беспилотник - недешевое удовольствие: в зависимости от вида и стоимости дополнительной полезной нагрузки весь комплекс может обойтись в сумму более миллиона рублей, поэтому такие рисковые взлет и посадка требуют особо тщательной подготовки.

Если ветра нет, можно запускать самолет в любую сторону, но тогда для увеличения подъемной силы используются дополнительные жгуты. Если же есть ветер, то взлетать беспилотник должен обязательно против его направления. Поэтому для техника аппарата, который как раз и отвечает за запуск, так важно правильно определить направление ветра. Забавно, но если в месте взлета нет своей метеорологической службы, что чаще всего и бывает, для этого используется проверенный дедовский метод - подбросить травинку.

Работа мечты

Взлетев, беспилотник становится невидимым. Еще бы: рабочая высота - от 300 метров до нескольких километров, скорость - 90 км/час. Работают с самолетом сразу два оператора. Один - старший - управляет собственно полетом аппарата и его маневрами, второй - камерой и другим навешиваемым оборудованием, то есть ведет разведку, наблюдает цели, сообщает координаты местности или противника.

Управлять БЛА приходится в полной боевой выкладке. Никогда не знаешь, в какой обстановке придется подбирать севший аппарат.
© Фото автора
Управлять БЛА приходится в полной боевой выкладке. Никогда не знаешь, в какой обстановке придется подбирать севший аппарат.

- Днем немного интереснее, потому что объектов видишь больше, - поясняет оператор Илья Иванов, - а внимания больше нужно ночью, потому что надо сосредотачиваться на каждом проблеске и огоньке.

Инфракрасная камера позволяет вести разведку местности в том числе и ночью. Рабочая смена - 8 часов, отдых - столько же. Поэтому в расчете две пары операторов.

Владимир Ковалев возглавляет подразделение БЛА два года, перешел сюда из мотострелков. На вопрос, чем конкретно привлекает новая работа, отвечает просто:

- Мне нравится сама идея воздушной разведки. Особенно когда на опыте почувствовал, насколько это важно. Очень многие задачи без помощи беспилотных расчетов не могли бы быть выполнены.

Наверное, в этой новой профессии действительно сошлись многие мальчишеские мечты: разведка, управление техникой, работа с компьютером, ощущение важности своей работы. Причем у этой молодой профессии большие перспективы - линейка беспилотных аппаратов расширяется и совершенствуется, появляются новые модели, требующие освоения.

Беспилотные самолеты прочно заняли свое место на службе в различных родах войск, и можно прогнозировать появление в обозримом будущем ударных беспилотных соединений. Так что специалисты, управляющие различными видами БЛА, будут востребованы однозначно.

В армейском праздничном календаре нет пока Дня военной беспилотной авиации, да и рода войск такого пока тоже нет, но в том, что они обязательно появятся, военные не сомневаются.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама