Румынские танки опять могут встать на Днестре. Как в 1941-м
Министры обороны Молдавии и Румынии не так давно договорились в Бухаресте о конкретных сроках создания совместного (молдавско-румынского) батальона «для реагирования в случае чрезвычайных ситуаций». Румынский министр Михай Фифор представил кишиневскому коллеге Еуджену Стурзе модель сотрудничества при чрезвычайных ситуациях по образцу совместного румынско-венгерского миротворческого батальона и многонационального саперного батальона TISA. По его словам, осталось только определить зону, в которой может расположиться смешанный батальон.
В подчинении румынскому генштабу и командованию НАТО?
Депутат парламента Республики Молдова (РМ) Богдан Цырдя сказал корреспонденту еженедельника «Звезда», что не исключено размещение этого подразделения на молдавской территории. Цырдя считает, что это нарушит нейтралитет РМ и легитимизирует присутствие в Приднестровье группы войск РФ.
Молдавский парламентарий рассказал: «Сегодня в каждом министерстве, в том числе и обороны, в Службе информации и безопасности (главная разведслужба страны) работают румынские советники и молдавские специалисты с паспортами Румынии».
Депутат считает, что в Молдавии давно идет латентная интеграция с Румынией.
«Законодательная система приводится в соответствие с румынской, названия государственных институтов звучат, как у соседей, территориальное деление подводится под жудецы (территориальные единицы в Румынии), военные обучаются в Бухаресте, армия подогнана под стандарты НАТО - тоже, как в Румынии», - сообщил парламентарий.
Ранее в проекте у властей двух стран, сказал Цырдя, было создание совместного молдавско-румынского батальона, и сегодня эта идея воплощается в жизнь.
Основание для этого есть: в 2012 году между Молдавией и Румынией был подписан военный договор, который позволяет создать не только совместное воинское подразделение, наделенное особыми полномочиями, но и обеспечивает правовую базу для нахождения на территории РМ румынского воинского контингента. Парламент РМ ратифицировал документ в 2013-м.
Договор фактически означает подчинение молдавских вооруженных сил румынскому генштабу, а через него, очевидно, и командованию НАТО.
Соглашение подразумевает возможность создания совместного командования, контроль над воздушным пространством, совместное участие в миротворческих операциях, обмен военной информацией, организацию совместных учений.
Что критически важно: по договору, если в Молдавии возникнет ситуация, которую в Бухаресте расценят как чрезвычайную, румынские солдаты вместе с военной техникой смогут без запроса на проход пересечь молдавскую границу и выйти на Днестр.
Против русских войск - кишка тонка
Депутат Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Андрей Сафонов рассказал еженедельнику «Звезда», что в случае возникновения нового конфликта на Днестре Румыния может использовать смешанный батальон и «подключить свои ВВС для атаки на Приднестровье».
Приднестровцев тревожит, что в последнее время Молдавия начала активно закупать оружие. Министр обороны Еуджен Стурза в прямом эфире телеканала «Молдова-1» заявил: «Впервые за 27 лет (с момента провозглашения независимости) Молдова приобретет летальное оружие. В течение последующих двух лет армия Молдовы будет модернизирована и оснащена новейшим вооружением, соответствующим всем современным стандартам НАТО».
Кстати, президент Молдавии Игорь Додон выступил против того, чтобы нейтральная страна покупала оружие, «тем более что у Кишинева есть нерешенная проблема - Приднестровье».
Но недавно в газете «Молдавские ведомости» появилось сообщение о том, что Кишинев намерен закупать в Канаде снайперские винтовки. Издание задалось вопросом - зачем молдавской армии такое оружие и напомнило читателям, что снайперы широко использовались молдавскими военными в вооруженном конфликте начала 1990-х в Приднестровье.
Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от Приднестровья (ОКК руководит миротворческой миссией в регионе) Олег Беляков сказал автору этих строк, что «новое оружие Кишинев может применить против Приднестровья и Оперативной группы российских войск (ОГРВ)».
«Молдавская сторона усиливает вооружение не для обеспечения собственной безопасности - предполагаемым врагом Молдовы является Приднестровье, которое продолжает укреплять свою государственность, - утверждает Беляков. - Молдова при поддержке партнеров из ЕС и США становится на путь милитаризации и войны. Это совпадает с созданием совместного молдавско-румынского батальона, учениями, которые военные РМ проводят с Украиной, странами НАТО, усилиями по ликвидации миротворческой миссии на Днестре, выводу из Приднестровья Оперативной группы войск РФ. Между тем ОГРВ сегодня готовит кадры миротворцев (раньше это делалось в РФ, но теперь въезд и выезд российских военных из региона закрыт Украиной и Молдовой), проводит ротацию батальона миротворческих сил каждые полгода.
Миротворцы остаются гарантией мира в Приднестровье, особенно на фоне вооружения молдавской армии. Мы против вывода и миротворцев, и ОГРВ», - обозначил ситуацию Олег Беляков.
Он назвал действия Кишинева «устрашением, игрой на чувствах приднестровцев». «Пойти на нас войной, тем более, когда здесь располагается ОГРВ, молдавские руководители не посмеют - кишка тонка», - сделал вывод сопредседатель ОКК.
База «подскока»
В сентябре 2018 года в Молдавии прошли совместные военные учения подразделений вооруженных сил Молдавии, Румынии и США. Подобные маневры проводятся в Молдавии четвертый год подряд, на этот раз они состоялись на военном полигоне в Бульбоаке. Эта военная база армии Молдавии, расположенная всего в нескольких километрах от границы с Приднестровской Молдавской республикой, была отремонтирована на деньги США, которые выделили для этого 1,6 млн долларов.
Обложили - и с Запада, и с Востока
События последних дней привели к тому, что теперь, кроме возможной военной блокады Приднестровья с Запада, не исключены и неприятные события на Востоке. После инцидента у Крымского моста президент Украины Петр Порошенко ввел военное положение в 10 областях «незалежной». Как объявлено в Киеве, «вдоль границы с РФ и рядом с Приднестровьем, а также вдоль побережья Азовского и Черного морей». Порошенко объяснил: «Именно там, где может быть нанесен удар». Понятно, кем - «страной-агрессором»...
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в эфире телеканала ICTV заявил еще более жестко: якобы у России есть планы на Мариуполь и все южное побережье - до Приднестровья.
В ПМР эти слова приняли к сведению. Хотя там уже давно готовятся к «чрезвычайным ситуациям» и на западной, и на восточной границах. Особенно после того, как в начале ноября начальник генштаба, главнокомандующий вооруженными силами Украины Виктор Муженко обсудил в Одессе с начальником главного штаба, командующим национальной армией РМ Игорем Кутие взаимодействие на случай обострения ситуации в Приднестровье.
По словам Муженко, Молдавия «высказала заинтересованность в украинском опыте боевой подготовки и практическом взаимодействии в случае обострения ситуации в приднестровском регионе».
Но почему ситуация там должна обостриться?! В Тирасполе предположили: раз об этом упорно говорят соседи, значит что-то затевается? И, возможно, догадка не лишена оснований.
В начале октября 2018-го президент Украины провел в Хмельницкой области встречу с командирами бригад ВСУ, нацгвардии и госпогранслужбы. По словам Порошенко, Украина создала группировку войск, которая готова отразить «агрессию с любого направления». «Сформировано 39 боевых бригад, ряд военных частей оперативного, тылового и технического обеспечения. На потенциально опасных направлениях созданы группировки сил, которые готовы для отпора агрессии, и не только с востока, но с крымского направления и со стороны Приднестровья», - заявил Порошенко.
Напомним, население Украины превышает 45 млн человек, а в ее армии, если верить киевским СМИ, - около 1,2 млн военнослужащих. В Приднестровье, по последней переписи населения, - менее 500 тыс. жителей. Но после киевского майдана одной из «основных угроз» для украинской государственности называется нахождение на территории ПМР Оперативной группы российских войск, чья численность - около 1,5 тыс. человек.
Сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков рассказал еженедельнику «Звезда», что слова Порошенко прозвучали как предупреждение для ОГРВ и российских миротворцев. Выход, по словам Белякова, один: не поддаваться на провокации. А они не исключены.
Не поддаваться на провокации
Недавно глава Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов заверил молдавское руководство в том, что Киев поможет Кишиневу решить проблему Приднестровья и вывода из региона российских войск. Правда, непонятно, как именно украинцы собираются «эвакуировать» ОГРВ, которая, вообще-то, способна за себя постоять.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко пояснил, что Украина может «надавить на Приднестровье»: с тем, чтобы регион не настаивал на сохранении российского военного присутствия. «Киев может подогнать к границе с Приднестровьем воинские подразделения. Но без вторжения», - сказал украинский политолог.
Однако не все так просто. В Тирасполе обратили внимание на слова украинского лидера о том, что Приднестровье будет перекрыто группировкой сил, «способной отразить агрессию». В этом случае с одной стороны непризнанной республики - по Днестру выстроятся молдавские войска, с другой - вдоль границы с Украиной - ВСУ. Вооруженные силы Украины и ВС Молдавии могут создать «котел», в котором окажется ОГРВ.
Сопредседатель ОКК Олег Беляков заметил, что Приднестровье беспокоят заявления со стороны как Киева, так и Кишинева, в которых все более часто звучат угрозы трансформации миротворческой миссии в гражданскую или международную полицейскую. «Однако мы продолжаем сохранять мир в регионе. Заявление Петра Порошенко об опасном приднестровском направлении, которое будет блокировано украинской военной группировкой, адресовано, скорее всего, не миротворцам, а именно ОГРВ. Но мы принимаем его и в свой адрес», - заключил Беляков.
Недавняя украинская провокация в Керченском проливе не позволяет ни приднестровцам, ни находящимся в регионе российским военным расслабиться. «Непредвиденные обстоятельства» могут инициировать и молдавские, и украинские военные.
А скоро, вполне вероятно, и румынские.
Справка
Румынские войска вместе с немецкими атаковали территорию Советского Союза в 3.15 утра 22 июня 1941 года. В Бухаресте тогда объявили эту войну «священной». Румынским солдатам и офицерам было сообщено, что они выполняют «историческую миссию по освобождению своих братьев в Бессарабии» и защищают «церковь и европейскую цивилизацию». В июле 1941 года на Восточном фронте против Красной Армии воевали 342.000 румынских военнослужащих.
Затем, вплоть до капитуляции Румынии в 1944-м году, на фронт отправлялись все новые и новые румынские части. В ходе военных действий на Восточном фронте страна потеряла 630.000 человек, из них убитыми - 480.000.