J-20 против X-2: удар китайского орла по темени японского птенца
В ноябре по всем известным инфолентам прокатилась новость, вполне претендующая на сенсацию: на острове Исигаки в Китайском море Япония планирует создать полноценную военную базу. На крохотном безжизненном куске земли разместят ракетные батареи, системы противовоздушной обороны, вертолетные площадки и казармы минимум на 600 человек.
Против кого, казалось бы, лишенная армии Япония возводит такие серьезные укрепления, догадаться нетрудно - островок расположен всего в 270 километрах от китайского Тайваня.
Как бы ни был вооружен этот бастион на суше, с воздуха его придется оборонять авиацией. Как сообщает газета Christian Science Monitor, силы самообороны Японии вынуждены по 500 раз в год поднимать свои истребители на перехват китайских «ястребов». И каждый год таких инцидентов становится все больше и больше. Поговаривают, в гости к японцам в 2017-м наведывалось звено китайских истребителей пятого поколения J-20. Тут уж точно устаревшим «Фантомам», F-15 и «Локхидам» не сдюжить. Но спасет ли японцев их «пятерка» Mitsubishi X-2 Shinshin?
Японский крылатый ренессанс
Разгром во Второй мировой войне лишил Японию звания одной из ведущих авиадержав мира. После акта о капитуляции на борту «Миссури» японцы стали довольствоваться тем, что им позволят купить. Позволяли немного - истребители F-86F «Sabre» и F-80 «Shooting Star». Чуть позже список расширили до Lockheed Martin F-104 «Star Fighter» и самый хит - F-4E «Fantom». Все это в Японии делали по лицензии. Распознать чисто японские копии просто - ищите буковку «J» в модели.
Все, что сходило с авиаконвейеров, - это сплошная «напиханка»: британские двигатели Rolls-Royse, американские электронные «мозги», вооружение - тоже преимущественно производства «звездно-полосатых».
Лишь в 1972 году компания Mitsubishi по заказу воздушных сил самообороны Японии приступила к разработке первого со времен ВОВ боевого самолета. Им стал одноместный истребитель-бомбардировщик F-1. Но и он фактически оказался калькой американского учебного North American T-2 Buckeye. Японский «ястреб» F-1 пошел в серию в 1977 году.
Однако Страна восходящего солнца и после серийного F-1 не стала отказываться от авиаимпорта.
В следующий раз японских инженеров «подтолкнули» к кульманам лишь в 2004 году. Тогда руководство страны решило впредь не плестись в хвосте мировой авиаиндустрии и, наконец, выстрелить на рынке достойным самолетом. Так появился проект Shinshin X-2, он же - ATD-X от Mitsubishi Heavy Industries.
Х-2 - детище трех причин. Первая - обида Японии из-за своего заштатного места на авиарынке, вторая - амбиции, третья - «закипающая» геополитическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай уже не просто наступает на пятки, а угрожающе давит на «кадык» Японии.
Возможный китайский реваншизм стал лучшим драйвером для японских авиаконструкторов. Десять лет интенсивного труда, и 22 апреля 2016-го Mitsubishi Shinshin X-2 с аэродрома в Нагое впервые взмыл в азиатское небо. Двадцати шести минут его полета хватило, чтобы Япония совершила свой «comeback» (возвращение) в мир авиастроения, со своей версией истребителя пятого поколения.
Как пишет мировая пресса, Китай пристально следил за тем полетом. Однако воздушные выкрутасы «японца» воспринимал с дзен-буддистским спокойствием: свою «пятерку» - Chengdu J-20, или «Черный орел» - Народно-освободительная армия Китая во всеоружии держит в ангарах уже пять лет.
Пока японцы корпели над чертежами X-2 и обдували его модель в аэродинамических трубах, китайский J-20 уже успел пройти несколько итераций: с момента первого взлета в январе 2011-го он уже в 2014-м изменился до неузнаваемости.
Официально китайский самолет пятого поколения Chengdu J-20 мир увидел 1 ноября 2016-го на авиакосмическом салоне Airshow China-2016, а уже в декабре первые машины вошли в состав 176-й бригады.
И это уже заявка на успех прямо на старте - пока производители японского Shinshin X-2 «воюют» с прототипом, «пятерка» КНР Chengdu J-20 уже налетывает реальные боевые часы.
Поднебесный орел против японской «души»
Детище японского концерна, известного в России больше в качестве отличного автопроизводителя, Mitsubishi Heavy Industries по форме очень близок к американской «пятерке» F-22 Raptor. Размеры планера, оперение и форма воздухозаборников будто списаны со «звездно-полосатого» «Ящера».
Однако по концепции японец внезапно сблизился со шведским многоцелевым истребителем четвертого поколения Saab Gripen, который по функционалу одновременно перехватчик, разведчик и штурмовик. Видимо, сказывается, что у японцев нет ни того, ни другого, ни третьего, и они разом решили заполучить самолет, который подходит под все эти задачи. При этом по весу Mitsubishi X-2 Shinshin, он же - «душа», ближе к небесной американской классике четвертого поколения F-16 и российскому МиГ-29.
При этом точная развесовка самолета держится в секрете. Все, что мы знаем, очень сильно «гуляет» - Jiji News Agency сообщало, что японский X-2 весит около 13 тонн. В то же время другие японские СМИ говорили, что X-2 не тяжелее 9 тонн. Впрочем, оба варианта все равно великоваты для скромных размеров Mitsubishi X-2 Shinshin: размах крыла - 9,1 метра, длина - 14, 2 метра.
Самолет щедро «сшит» из композиционных материалов, которые по умолчанию имеют стелс-технологию. Японцы, тяготеющие к странной для европейцев образности в сравнениях, так оценили незаметность X-2:
«Эффективная площадь рассеяния у нашего самолета больше, чем у насекомого, но меньше, чем у небольшой птицы».
Истребитель-универсал от Mitsubishi несет два турбореактивных двигателя, которые смогут тянуть японский «ястребок» пятого поколения на сверхзвуковой скорости без форсажа. Правда, на первые экземпляры встанут «иностранцы»: либо General Electric F404 от американского самолета F/A-18, либо Snecma M88-2 от «Рафаля» или даже шведа Volvo Aero RM12, который идет на Saab Gripen. Финальную версию X-2 японцы планируют оснастить турбореактивом от IHI XF5-1. Его «фишка», из-за которой японское авиационное командование разом должно отбросить все иностранные движки, - это управляемый вектор тяги. Дело в том, что Mitsubishi X-2 Shinshin с самого начала задумывался и «ваялся» как антагонист всем китайским самолетам. Конфигурация сопел и управляемый вектор тяги, по мнению японского авиагенералитета, могут дать ему преимущество в воздухе. Впрочем, мотор от IHI - пока в стадии разработки и до стапеля ему еще далеко.
Прямой конкурент «японца» в азиатском небе - китайский Chengdu J-20 по прозвищу «Черный орел» выглядит чуточку грознее. Китайская «пятерка» - это настоящая «техно-свалка» успешных авиарешений со всей планеты. В планере и в общей аэродинамической схеме легко угадывается экспериментальный МиГ 1.44 - точно такая же «утка» с треугольным крылом. Дальше - американская «копирка» с F-22 «Раптор»: кокпит вместе с передним силуэтом. Воздухозаборники - типичнейший F-35. Прогрессивная конструкция килей «китайца» внезапно роднит его со стратегическим сверхзвуковым Ту-160. Что у нашего «дальника», что у J-20 конструкция хвостового вертикального оперения дала отличный вертикальный и горизонтальный маневр самолету.
Chengdu J-20 - истребитель со стандартным набором «стелс-технологий»: беспереплетный фонарь, выступающие, будто зубья пилы, элементы конструкции, композиты и радиопоглощающий напыл на планере. С другой стороны, подфюзеляжные гребни, наоборот, очень обрадуют радиолокационные станции противника.
«Черный орел» J-20 тянут в высь российские движки АЛ-31ФН, специально созданные на экспорт для Китая. Разработаны в моторостроительном гиганте «Салют». В 1990-е АЛ-31ФН имеет повышенную на 200 кгс силу тяги по сравнению с базовым вариантом, который шел для истребителей четвертого поколения типа Су-27 или МиГ-31. На момент финальной поставки в 2013-м КНР закупила 399 этих двигателей на сумму 500 млн долларов. Китайцы не поскупились даже на списанные двигатели этого семейства. Так что японцам в случае «горячего» противостояния в небе через пару лет придется несладко: против пары «сырых» Х-2 китайцы потенциально в силах выпустить пару сотен «Черных орлов» J-20.
Впрочем, не одними русскими движками жив «китаец» пятого поколения. В ближайшей перспективе в него встанет WS-15 с тягой до 18 тонн. Это поставит его в один ряд с нашим Су-57.
Не одним русским движком жив «китаец»
О вооружении двух наших соперничающих образцов известно немного. Впрочем, кое-что узнать все же удалось. Тайное сделать явным помогли редкие фотографии китайского J-20 и японского Mitsubishi X-2 Shinshin. Так снимки подсказали, что самолет КНР имеет достаточно крупные размеры отсеков для вооружения. Это значит, что китайский «ястреб» пятого поколения однозначно будет ударной машиной. Раз так, то есть основания предположить, что он будет нести комплексы высокоточного оружия: PL-21 LRAAM, PL-12D MRAAM и PL-10 SRAAM.
Специалист по ВПК Китая Василий Кашин предполагает, что с вооружением класса «воздух-воздух» у J-20 все в полном порядке. Эксперт даже отождествляет эффективность китайских ракет с российскими аналогами типа Р-73, Р-77, РВВ-МД.
Для «работы» по земле J-20 наверняка возьмет на борт россыпь управляемых бомб LS-6. Тут же в бомболюках может скрываться и главная неприятность для японцев: вместо этих LS-6 «Черный орел» способен нести ядерную боеголовку.
Чем могут ответить японцы? Во время тестовых вылетов X-2 не был замечен с вооружением на пилонах. Однако то, что туда встанут управляемые ракеты «воздух-воздух» или «воздух-поверхность» американского производства, сомневаться не приходится. Этого «добра» в японских ангарах за годы союзничества с США накопилось с горкой. Это и AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Для бомбометания наверняка будут доступны корректируемые и кластерные бомбы типа JDAM, CBU или AGM-154. Не удивимся даже пушке GAU-22/A со скорострельностью в 3.000 выстрелов в минуту. Здесь у X-2 с «китайцами» полный паритет.
Один против стаи
Многие эксперты и аналитики считают японский Mitsubishi X-2 Shinshin ответом американскому F-35, российскому Су-57 и, конечно же, китайскому J-20. Научный сотрудник Фонда мира имени Риочи Сасакавы Джеффри Хорнунг действительно прав, когда говорит, что Токио пытается четко дать понять мировым державам, что японскую военную промышленность нужно воспринимать серьезно. Одна большая загвоздка - полноценно X-2 сможет встать на крыло лишь к 2030 году. Не это ли подвигло японское руководство внезапно обратиться за океан к Большому брату с просьбой - купить 42 самолета F-35 Lightning II для своего будущего авианосца «Идзумо». Без торга и скидок. Иначе китайские J-20 до 2030 года камня на камне могут не оставить не только от островка Исигаки, превращаемого в бастион.
Итог нашего «лобового столкновения» Mitsubishi X-2 Shinshin с китайским Chengdu J-20 однозначен: пока японский самолет перспективный, но еще не оперившийся «птенец», заклевать его стаей «Черных орлов» КНР особого труда не составит.