Сможет ли Трамп «оседлать» Европу?
Сразу после своего вступления в должность в начале 2017 года Трамп в интервью The Times и Bild высказался, что ФРГ не только поставила ЕС себе на службу в экономическом плане, но и бездарно руководит им, втравив другие европейские государства в миграционную авантюру, и это привело к Brexit и создало предпосылки для разрушения европейского объединения в нынешнем виде.
Последний президент США не раз отмечал, что ему безразлична судьба Евросоюза и он предпочитает контакты с европейскими странами, минуя Брюссель, так как считает ЕС политическим конкурентом Вашингтона.
Политика, проводимая Трампом в отношении Евросоюза, контрастирует со стандартами глобализма, на протяжении многих десятилетий взятых на вооружение президентами США.
Претензии по миграционной политике
Теперь главным критиком извне открытой миграционной политики европейских стран выступает президент США Дональд Трамп. Тем не менее, до того одним из основных идеологов приема, размещения беженцев и совершенствования толерантного к ним отношения был его предшественник - Барак Обама, который называл миграционный кризис в Европе «тестом на человечность».
Трамп систематически заявляет о миграционной недальновидности Евросоюза и принципиально выступает против квот по распределению беженцев по разным странам ЕС: «Я думаю, что Европа сделала огромную ошибку, разрешив этим миллионам людей приехать… Достаточно бросить взгляд. Это катастрофа - то, что там происходит». Трамп предлагал не пускать беженцев в ЕС посредством создания для них «безопасных зон» в Сирии.
Требование жесткого Brexit
Накануне референдума 2016 года - по выходу Великобритании - в то время еще президент США Обама поспешил в Лондон спасать единство Евросоюза, где заявил, что членство в ЕС добавляет туманному Альбиону величия и влияния.
Теперь Трамп, напротив, шантажирует Лондон тем, что тесные связи, запрограммированные проектом его соглашения с ЕС, сделают льготный торговый договор Соединенного Королевства с США маловероятным. Великобритания оказалась со своими острыми вопросами между ЕС, с которым она разводится, и Трампом, которого не интересует будущее Евросоюза и его целостность, как, впрочем, и целостность Соединенного Королевства. Британию важнее остального, по словам Трампа, «очень быстро эвакуировать» из ЕС.
Лидеры ЕС предварительно приняли уязвимый для Лондона проект соглашения по Brexit 25 ноября. Поначалу Тереза Мэй назвала этот договор лучшим из всего возможного. В конце концов, дело обернулось дискуссией в британском парламенте по поводу того, почему премьер единолично приняла решение об отмене голосования по этому проекту. Если бы парламент Великобритании поддержал мягкий проект соглашения, это был бы путь к неопределенности по статусу Северной Ирландии, а если бы парламент проголосовал «против» - и за жесткий разрыв с Евросоюзом, как того требовал Дональд Трамп, то на горизонте замаячил бы новый референдум о государственной независимости Шотландии.
Объявление торговой войны
Заключение соглашения о свободной торговле между Евросоюзом и США годами откладывалось из-за отказа США от Парижского соглашения по климату, разногласий по регламентированию крупных международных цифровых компаний, расширению доступа на американский рынок госзакупок, сохранению запрета на импорт из США генетически модифицированных организмов, по регулированию рынков финансовых услуг из США.
Несмотря на проблемы, Обама надеялся на «переговоры о всеобъемлющем трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с ЕС, поскольку свободная и честная торговля между США и Европой обеспечивает миллионы хорошо оплачиваемых американских рабочих мест». Создание зоны свободной торговли между США и ЕС даже проходило обещанием во время второй предвыборной кампании Обамы в США.
Однако в 2018 году Трамп, повсеместно увеличив пошлины на импорт в США стали и алюминия, не сделал исключения для Евросоюза. Теперь Штаты пренебрегают жизненно важными интересами ЕС и прямо объявили ему торговую войну. Не случайно в ответ ЕС ввел ограничительные меры по импорту продукции из США.
К тому же американский президент пошел на выход из ядерной сделки с Ираном. Это сулит немалые убытки для европейских партнеров, и в первую очередь для Франции, Германии и Великобритании, которые, вопреки воле Трампа, сохранили соглашение с Тегераном. Теперь Вашингтон настойчиво требует от европейцев отказаться от ввода в эксплуатацию «Северного потока-2», навязывая в качестве альтернативы российскому свой сжиженный газ.
Давление на страны ЕС - через НАТО
Трамп определяет блок НАТО «устаревшим» и утверждает, что «многие страны должны выплатить огромные суммы за предыдущие годы» военному альянсу. При этом, например, у правительства ФРГ планов, направленных на выделение затребованных Трампом 2% ВВП на нужды НАТО, как не было, так и нет.
Трамп ждет от партнеров по ЕС превращения в нечто вроде клиентов-заказчиков «холдинга под названием НАТО». Это, по сути, означает, что США при Трампе более не хотят считать Евросоюз привычно кровно связанным с военно-промышленным комплексом США. В свою очередь в 2017 году Европарламент проголосовал за создание в дальнейшем альтернативной НАТО армии Евросоюза.
Если бежать впереди паровоза…
Такие резкие перемены в подходах Штатов не могли поначалу не вызвать в Евросоюзе растерянности, а в дальнейшем не поспособствовать усилению там турбулентности и брожения. Когда Дональд Трамп заявляет, что сделал для США больше всех своих предшественников вместе взятых, судя по всему, он имеет в виду, в том числе, столь крутой разворот внешнеполитического курса в отношении ЕС. 72-летний президент США реально надеется успеть своими руками внедрить по всему миру экспансию американского национального прагматизма вместо монополии проамериканского глобализма. И для Евросоюза, который по умолчанию был неотъемлем от генерирующей части глобализма, а теперь в одночасье по воле Трампа оказался всего лишь объектом деловых интересов Вашингтона, да еще не в целом, а своими национальными экономиками, такое положение дел особенно болезненно.
При таком варианте Евросоюз окажется между «молотом и наковальней» - Трампом, который требует перекрыть передвижение беженцев в Европу и ставит на центробежные тенденции в Старом Свете, и институтами ООН, которые, напротив, неустанно требуют от ЕС соответствовать по миграционной проблематике гуманистическим стандартам XX века. Параллельно с этим будет создаваться альтернативная НАТО общеевропейская армия, что еще больше усугубит противоречия с США.
И в связи с этим он решил «оседлать» Европу, дабы искусственно ускорить эту тенденцию и извлечь из меняющихся реалий быструю выгоду для Вашингтона.
Однако, как известно, бежать впереди паровоза - дело рискованное и малоперспективное. Если в будущем преемник теперешнего президента США захочет развернуть ситуацию вспять, остановив давление на Европу, ему будет очень непросто. В Евросоюзе уже нет прежнего доверия к Вашингтону, да и европейские страны - не те, чем даже несколько лет назад.