Ракетчики переходят на "Ярсы"
Тейковская гвардейская ракетная ордена Кутузова дивизия первой в РВСН перевооружилась на «Ярсы». Ракетчики-стратеги этого соединения привычно стабильно лидируют по всем показателям боевой учебы. Поэтому именно им командование самых грозных войск России поручило демонстрировать ракетно-ядерную мощь державы на военных парадах в Москве.
Тренажерная «реальность»
- Главное, чтобы без жертв и разрушений! - вздохнул я, и…
Толчок ногой с по-боевому удобной, висящей на гибких тросиках ступеньки, рывок руками. В кабину МЗКТ-79221, пол которой выше моего роста, влетел с первой попытки, даже без поощрительно-поступательного пинка…
А ведь всего час назад гвардии капитан Егор Цапалов, инструктор по подготовке механиков-водителей АПУ, был настроен весьма скептически.
- Прапорщиков в учебном центре на полигоне Капустин Яр учат два года и десять месяцев, - рассказал он. - Затем мы, в дивизии, их дополнительно тестируем и постоянно тренируем. У нас каждый механик-водитель, как пианист Мацуев, ежедневно свои шоферские «гаммы» репетирует. Не дрова возят - ядерные ракеты! А вы вот так сразу хотите - за руль…
Мужественно втянув живот, честно признался: хочу, не могу как. В оборудованном по последнему слову техники тренажерном классе дивизии прошел первое испытание.
Меня бомбили! 3D-камеры навели на окружающие тренажер кабины МЗКТ-79221 экраны военную жуть: авианалет, нападение диверсионно-разведывательной группы. Да и мелькающие за стеклопластиком окон заснеженные елки постоянно пытались отвлечь внимание новообращенного мехвода от неровностей дороги. Но в реально подпрыгивающей на имитируемых колдобинах тренажерной кабине я, видимо, вел себя, как надо. Поэтому наблюдавший за моей мимикой (камера в кабине передает картинку на экран компьютера инструктора) гвардии капитан Цапалов все-таки дал «добро» на реальное вождение.
"В ракете комплекса «Ярс» реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования. Конструктивные особенности «Ярса» позволяют проводить пуски с площадок, на которых «Тополь» мог нести дежурство только после специального инженерного дооборудования. Улучшились характеристики средств связи и базового шасси, да и сама ракета стала мощней и практически неуязвимой для существующей противоракетной обороны противника. Качественно изменилось и боевое оснащение «Ярса»".
Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.
Сверхманевренная громадина
Вот я и за рулем «ракетовоза». Впрочем, надо сразу признаться, что заранее заготовленная эффектная фраза о «хиросиме за моей спиной» не пригодилась. Ну нет в наших Вооруженных силах людей, способных доверить управление тягачом с ядерным «Ярсом» первому встречному-поперечному. Спасибо, что разрешили сесть в кабину БМС - боевой машины сопровождения. Это точно такой автомобиль, с теми же габаритами и весом, как и у его «коллег» с ракетами.
Среди задач БМС - разведка пути. На памяти недавний случай, когда американцы в Польше сдуру, не зная броду, хорошенько «обтесали» свою боевую технику о мосты и высоковольтные линии. А у нас с подвижными грунтовыми ракетными комплексами «Тополь-М» и «Ярс» такого произойти не может физически. Впереди АПУ по маршруту (а они у ракетчиков-стратегов в наших бескрайних лесах неисповедимы, как пути Господни!) обязательно идет БМС. Чуть что не так, команда «Стоп колеса!», а еще, если, паче чаяний, машина с ракетой забуксует в хлябях, то ее на буксире «подтолкнет» многотонная же боевая машина сопровождения…
…Высоко сижу, далеко гляжу. В кабине БМС та же, что и на тренажере, по-военному аскетичная панель управления. Черная, без прибамбасов, «баранка».
- Не «инфинити», конечно, - кричит снизу гвардии старший прапорщик Роман Федосеев. - Но эта машина по надежности похожа на автомат Калашникова.
Старший механик-водитель, инструктор по вождению Федосеев «возит» стратегические ракеты 10 лет. Как один из лучших специалистов, Роман представляет свою дивизию и все РВСН на парадах в Москве. Говорит, что брусчатка Красной площади для МЗКТ - как чистый лед для конькобежца, «катить» одно удовольствие. На маршрутах боевого патрулирования АПУ «Ярсов» так гладко бывает не всегда.
По команде Федосеева трогаюсь с места. Машина идет по трассе автодрома неожиданно легко. Весомая надежность чувствуется во всем. 16 колес (высота каждого - 160 сантиметров!) восьмиосной громадины легко двигают 110 тонн.
- Попробуйте развернуться, - командует гвардии старший прапорщик.
Удивительное - рядом! Три первые колесные пары и три задние, работая синхронно, плавно поворачивают огромный МЗКТ-79221 на жалобно хрустящем снегу автодрома. При длине машины 24,5 метра радиус поворота - 27 метров. Практически на месте!
Руки не дрогнут
- РВСН - не только войска постоянной боевой готовности, но и постоянных тренировок, - рассказывает зам. командира соединения по работе с личным составом гвардии подполковник Андрей Самсин. Он в этой ракетной дивизии 17 лет. Как пришел лейтенантом после окончания военного училища в Серпухове, так и служит, вырастая в должностях и званиях, на одном месте с краткими «отлучками» на учебу в Военном университете и на курсах Академии Генштаба. По графику периодически заступает на боевое дежурство.
- Его несут все - от командира дивизии до прапорщика, - говорит Самсин. - Специфика службы: если ракетчик по какой-либо причине два месяца не заступал на БД, его от выполнения обязанностей отстраняют. И допускают только после пересдачи всех зачетов по боевой и спецподготовке. Поэтому у ракетчика-стратега только два состояния: или подготовка к боевому дежурству, или его несение. Бесчисленные вводные и тренировки - и там, и там.
Как подтверждение, занятия в учебном командном пункте. Гвардии майор Александр Пузырев и гвардии старший лейтенант Тагир Салимзянов в составе одного штатного расчета служат давно. Прошли кучу профотборов и психологических тестов на совместимость, не раз вместе выполняли обязанности службы. Сейчас вновь готовятся к очередному заступлению на боевое дежурство. На нем, в среднем, каждый входящий в состав боевых расчетов офицер проводит ежегодно 70-80 суток. Кажется, все от зубов должно отскакивать…
- Но даже доведенные до автоматизма действия надо постоянно «освежать» новыми тренировками, - говорит Пузырев. - Такая служба.
Рука одного из офицеров - на учебном ключе, рука другого - на условной кнопке «Пуск».
Дай Бог, чтобы их боевые навыки никогда не пригодились в реальности. Дай Бог, чтобы любой супостат знал, помнил и боялся этих рук, которые не дрогнут.
«Сплав» мозгов и мускулов
Издали очень похоже на отель класса «люкс». Но это - воинская часть нового облика. Ракетный полк, оснащенный новейшими комплексами «Ярс» с межконтинентальными баллистическими ракетами пятого поколения, инспектировал лично министр обороны России. Главе военного ведомства показали учебно-боевую позицию. Сергей Шойгу также наблюдал за выдвижением ракетного дивизиона на полевые позиции, осмотрел штаб и расположения. Инфраструктуру части и уровень боевой подготовки личного состава он оценил на «отлично».
Примерно 400 межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боезарядами различного класса мощности стоит на вооружении РВСН. Это более 60% носителей стратегического оружия и боезарядов России.
С министром обороны полностью согласен и гвардии рядовой Павел Лютиков: все - отлично! Солдат-срочник, недавний выпускник Тайгинского института железнодорожного транспорта, служит в полку три месяца.
- Мечтал о ВДВ, а здесь оказалось даже круче, - говорит разведчик из подразделения охраны и разведки.
- Наша задача - любой ценой отразить нападение противника на ПГРК «Ярс», - говорит гвардии старший лейтенант Александр Яковлев. - Для этого у нас самые современные оружие и технические средства, а солдаты отобраны по 1-й категории. Каждый боец - это «сплав» мозгов и мускулов.
Приятно, что для лучших солдат и условия командованием РВСН созданы - лучшие. В расположениях (язык не поворачивается назвать их по-старому - казармами) - горячая вода, стиральные машины, пылесосы, отлично оборудованные бытовые и спортивные комнаты.
Ракетный рок
Гордость замкомдива Андрея Самсина - выпестованный им ансамбль «Гвардеец». Талантливые ребята поют на радость не только военнослужащим и их семьям в гарнизонном Доме культуры Российской армии, но и на городских площадках, и на всех фестивалях в областном центре.
- В основном исполняем наш и классический зарубежный рок, - говорит гвардии рядовой Алена Зубкова. Красавица-солистка служит по контракту в подразделении охраны и разведки.
Мы вышли в поле служить народу,
Но что-то не видно вокруг людей…
Ракетный комплекс ушел в чащобу,
Ищи его - неизвестно где…
Эти шероховатые стихи самодеятельного поэта-офицера солдаты-срочники переложили на «ракетный рок» и песня стала неофициальным гимном полка «Ярсов».
Славно поют ракетчики, одна беда - невозможно собрать весь состав ансамбля воедино.
ПГРК «Ярс» ведь не для парадов создан. Меняя друг друга, подразделения и части гвардейской ракетной дивизии уходят в глухие леса на секретные маршруты боевого патрулирования.
Дружите с русскими!
...Не так давно Конгресс США поручил американским военным и разведслужбам оценить способности России и Китая пережить гипотетический ядерный удар.
На себя бы американцы оборотились, посчитали, прослезились и быстро послали Трампа дружить с русскими. По оценкам многих военных экспертов, ракетный удар «Ярсами» не способна отразить ни одна система противоракетной обороны (ПРО) в мире.