Рождественский подарок от Нового Света Старому: ядерный гриб и театр боевых действий
«Мюнхенский сговор» на новый лад?
Угроза президента США Дональда Трампа выйти из американо-российского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), заключенного в 1987 году, приобрела официальные очертания. Он действовал в той же своеобразной манере, к которой уже начали привыкать в мире: 20 октября хозяин Белого дома мимоходом «забросил» «ядерную наживку» (для этих целей Трамп чаще всего использует Twitter), потом полтора месяца с любопытством наблюдал за ходом оживленной дискуссии по ракетной теме и, наконец, доверил своему госсекретарю Майку Помпео сделать завершающий (или промежуточный?) аккорд.
Случилось это в рамках саммита глав МИД стран НАТО, который прошел 4-5 декабря в Брюсселе.
«США объявляют.., что Россия грубо нарушает договор, и для исправления этого мы приостановим наши обязательства через 60 дней, если Россия не вернется к полному выполнению (договора, - ред.), которое можно было бы подтвердить», - объявил Помпео перед отлетом на родину, поспешая на похороны 41-го президента страны Джорджа Буша-старшего.
Буквально перед тем, как госсекретарь покинул Брюссель, было обнародовано совместное заявление министров всех 29 стран - членов НАТО. Они единодушно поддержали вывод США, что Россия грубо нарушает ДРСМД, и подчеркнули, что Вашингтон договор выполняет.
Не напоминает ли это «Мюнхенский сговор»? Только теперь услужливая Европа не национал-социалистической Германии, а демократическим США готова отдаться на растерзание.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал эти 60 дней «последним шансом» для России вернуться к исполнению ДРСМД. «Но мы также должны начать готовиться к миру без договора», - добавил он.
И, наконец, последний штрих. Практически синхронно в Москве представитель американского посольства передал в МИД РФ официальную ноту с уведомлением, что США приостановят выполнение своих обязательств по ДРСМД через два месяца, если Россия «не вернется к соблюдению его условий».
На вопрос, на такой, есть ответ простой
Для Москвы эта хитроумная «комбинация» Трампа была предсказуемой и вызвала только очередное разочарование.
«Заявление господина Помпео несколько запоздало, сначала все-таки американская сторона заявила, что она намерена выйти из ДРСМД, а потом начали искать обоснования, почему они должны это сделать, - отметил российский президент Владимир Путин. - Самое главное обоснование - это то, что мы что-то нарушаем. При этом, как обычно, никаких доказательств нарушений с нашей стороны не предоставляется».
«Это правда, действительно. Многие другие страны - их там уже с десяток, наверное, - такое оружие производят, а Россия и США сами себя в двустороннем порядке ограничили. Теперь, видимо, наши американские партнеры считают, что ситуация поменялась настолько, что и США должны иметь такое оружие. Какой ответ с нашей стороны? Да простой: мы тогда тоже будем это делать», - добавил глава российского государства.
Своим ответом Путин в очередной раз подчеркнул, что с Россией нельзя разговаривать языком ультиматумов.
Это, впрочем, не означает, что на ДРСМД российская сторона ставит «крест».
«Мы (Россия, - ред.) готовы к продолжению диалога в соответствующих форматах по всему комплексу проблем, связанных с действиями данного документа на взаимоуважительной и профессиональной основе без выдвижения голословных обвинений и ультиматумов. Сделанные нами предложения известны и остаются на столе переговоров», - отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Аналогичные усилия намерено предпринять Министерство обороны РФ в стремлении убедить американских коллег в ошибочности их предположений и выводов. Если США выйдут из Договора о ракетах средней и меньшей дальности, страны, разместившие на своей территории американские ракетные комплексы, станут целями поражения для России, заявил начальник Генштаба Валерий Герасимов на встрече с иностранными военными атташе.
«Должны ли европейцы позволить себя провести»
Западные СМИ утверждают, что отложить на два месяца выход из ДРСМД Трамп якобы согласился после переговоров 1 декабря в кулуарах саммита «большой двадцатки» в Аргентине с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Ее озабоченность понятна: в свое время отказ от ракет средней и меньшей дальности уменьшил ядерную угрозу, в первую очередь для Европы. «Дополнительный период», который удалось выторговать главе берлинского кабинета, в Германии назвали «большим политическим успехом».
«Дать России еще один шанс выполнить условия ДРСМД - разумно, - считает обозреватель влиятельной немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung Николас Буссе. - Политика Трампа по выходу из договоров до сих пор не принесла большой пользы, как видно в случае с ядерной программой Ирана». Однако эксперт полагает, что «этот вопрос нельзя откладывать на неопределенный срок, и европейцы не должны позволить себя провести». Если Россия не откажется от размещения своей новой ракеты и при этом невозможно будет проверить, разрешено ли это оружие ДРСМД, Североатлантический альянс должен будет задуматься о соответствующей реакции, считает он.
Справка
Что же это за ракета, которая якобы выходит за рамки договора и которая так пугает немцев и волнует американцев?
Речь идет о системе 9М729. Ракету разработало екатеринбургское опытно-конструкторское бюро «Новатор» имени Л. В. Люльева (входит в концерн «Алмаз-Антей»). Летные испытания были завершены к началу 2015 года. Она может оснащаться как обычной, так и ядерной боеголовками. По словам замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, 9М729 - это модернизированный вариант ракеты для комплекса «Искандер-М». Он утверждает, что американская сторона была проинформирована о учебно-боевом пуске 9М729 на максимальную дальность 18 сентября 2017 года на полигоне Капустин Яр в рамках учений «Запад-2017». Она пролетела менее 480 км. Напомним, что по ДРСМД были полностью уничтожены ракеты наземного базирования с дальностью поражения от 500 до 5.500 км.
Обозреватель Николас Буссе считает, что дело в конечном итоге не в 9М729. Это тема для военных экспертов. Главный вопрос состоит в том, должен ли Запад снова размещать в Европе американские ракеты средней дальности наземного базирования? С военной точки зрения, компенсировать преимущество, которое якобы обеспечивают себе русские, можно не только с их помощью. С политической же точки зрения, следует крепко подумать, «нужно ли расширять и без того длинный список конфликтов с Москвой, поднимая тему ядерного оружия».
В сухом остатке
На самом деле, по моему мнению, западноевропейские эксперты не замечают очевидных вещей. И «комбинация» Трампа, и «дополнительный период», которым восторгаются в ФРГ, - это попытка Штатов уйти от ответственности за возможный виток гонки вооружений. Им также необходимо будет как-то обосновывать, что возвращение в арсеналы США и России ракет в случае краха ДРСМД вновь превратит Европу в убийственный театр боевых действий.
Не поэтому ли американцы пытаются представить дело так, что они предприняли все усилия для сохранения договора, дали России шанс, но она им не воспользовалась, и вины США в разрыве соглашения, дескать, нет.
Хотя любому военному эксперту ясно, что за два месяца уладить все спорные вопросы в столь деликатной и сложной сфере, как современное вооружение, практически невозможно.
Порошенко опять в пролете
…На самом деле ожидалось, что главным на натовском саммите в Брюсселе станет «Керченский кризис». Руководство альянса даже пригласило на первое заседание министров иностранных дел Украины и Грузии. Украинский президент Петр Порошенко надеялся, что страны НАТО примут решение направить в Азовское море корабли альянса. Однако вновь просчитался. Натовские официальные лица говорили лишь о Черном море, избегая даже упоминания об Азовском.
На итоговой пресс-конференции генсек Йенс Столтенберг рассказал об увеличении присутствия военных кораблей НАТО в Черном море. В этом году они плавали по его водам 120 дней, а в прошлом - только 80. Он сообщил также о регулярных полетах натовской авиации над акваторией и о размещении бригады альянса в Румынии. Западные журналисты настойчиво спрашивали, не доказал ли «Керченский кризис», что этого мало. «Усиление нашего присутствия в Черном море меняет ситуацию», - заверил Столтенберг, не уточнив, каким образом.
Действительно, тут не до Украины. Надо сначала с ракетами разобраться.