А-40 «Альбатрос».

«Альбатрос» улетел, но обещает вернуться

Охотник за подводными лодками А-40 может войти в состав авиации российского Военно-Морского флота
15 декабря 2018, 06:29
Реклама
«Альбатрос» улетел, но обещает вернуться
© wikimedia.org
А-40 «Альбатрос».
Читайте нас на: 

История этого самолета, способного подниматься в небо как с суши, так и с поверхности моря, полна противоречий. Заложенные изначально в А-40 «Альбатрос» (Бе-42, по классификации НАТО Mermaid - «Русалка») летные характеристики и вооружение с боевой нагрузкой в 6.500 килограммов, свидетельствовали, что самолет-амфибия предназначался для использования исключительно в военных целях. Планировалось, что он должен был сменить устаревшие турбовинтовые амфибии Бе-12 «Чайка» (в строю ВМФ России) и его предшественника Бе-6 (1949 года выпуска, снят с вооружения).

Бе-12 «Чайка».
© mil.ru
Бе-12 «Чайка».

Для этого на Таганрогском авиационно-научно-техническом комплексе (ТАНТК) имени Г.М. Бериева и был создан этот реактивный «летающий корабль» военного предназначения с взлетной массой в 90 тонн, который впервые оторвался в небо от земли 8 декабря 1986-го, а через год успешно стартовал и с воды. Однако массового производства «Альбатросов» в интересах военного ведомства так тогда и не случилось.

Проект большой «летающей лодки» остановили после распада Советского Союза. Отчасти из-за отсутствия финансирования на «оборонку», но в большей степени потому, что в то время развитие техники для ВМФ свелось лишь к модернизации имеющихся в строю кораблей, подводных лодок и самолетов морской авиации.

Так что вариантов для выхода в серию у «Альбатросов», которых имелось в наличии (были приняты на вооружение) всего две машины, априори не было. И после неоднократных заявлений о возможности возобновления производства А-40, в 2012 году Минобороны РФ окончательно отказалось от самолетов этого типа.

Максимальная скорость «Альбатроса» – 800 км/ч.
© beriev.com
Максимальная скорость «Альбатроса» – 800 км/ч.

И это при том, что все у «скитальца морей» было совершенным. Начиная с того, что до недавнего времени он считался самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире (как и его пернатый тезка альбатрос, являющийся самой крупной птицей), установившим 148 мировых рекордов.

Максимальная скорость «Альбатроса» - 800 км/ч (крейсерская - 720 км/ч), которую ему позволяли развивать два турбореактивных двигателя Д-30 КВТ, практическая дальность полета - 4.000 километров, продолжительность патрулирования в воздухе, на высоте до 13.000 километров, - 12 часов. Из вооружения - гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды и противолодочные ракеты. Этакий «универсальный охотник» за подводными лодками.

А сейчас китайцы пытаются «наступать на хвост» российскому А-40 со своим AG600 «Цзилун»...

AG600 «Цзилун».
© wikimedia.org
AG600 «Цзилун».

Забвение «Альбатросов», к счастью, оказалось недолгим - уже спустя два года о нем вспомнили вновь, и в открытых источниках информации появились сообщения, что самолет проходит модернизацию для ввода в строй. А в марте 2016 года устами начальника Морской авиации Черноморского флота ВМФ России Геннадия Загонова было официально сообщено, что находящиеся на вооружении самолеты-амфибии Бе-12 к 2020 году будут заменены на А-40. Подтверждением этого стало недавнее сообщение пресс-службы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) о планах по возобновлению производства «Альбатросов» с последующей их поставкой Министерству обороны России.

Кстати, в отличие от своего военного «собрата», которого незаслуженно отправили в запас, дальнейшее мощное развитие получил проект Бе-200 «Альтаир». В производстве «штатской» амфибии были использованы все основные конструкторские идеи «Альбатроса», самолеты даже внешне похожи.

 «Двухсоток» с начала эксплуатации в 2003 году выпустили 14 единиц. Они нашли применение при тушении пожаров, в поисково-спасательных операциях и экологических миссиях, на охране водных поверхностей, для перевозки пассажиров и грузов. На счету «Альтаира» 24 мировых рекорда. Спрос на эту воздушную машину продолжает расти. Предполагается, что в ближайшие годы Бе-200 пополнит авиапарк МЧС, его готовы закупить ряд компаний из Чили и США (если последним не помешают ответные российские санкции).

В основу Бе-200 «Альтаир», как упоминалось выше, легли технологии, реализованные в рамках проекта А-40 «Альбатрос», так что их ТТХ практически идентичны. Важнейшая особенность заключается в исключительной эксплуатационной гибкости. Самолет-амфибия может взлетать и приземляться на любых аэродромах (но с длиной ВПП не менее 2,6 километра) и на водоемы с приводнением на расстоянии в 1,2 километра при волнении в 3 балла.

Бе-200 «Альтаир».
© beriev.com
Бе-200 «Альтаир».

Размах крыльев у А-40 как и у Бе-200 - 32,78 метра, длина составляет 32,05 метра, высота (на шасси) - 8,9 метра, максимальная взлетная масса - 37,3 тонны (в режиме глиссирования - 43 тонны). Управляют самолетом-амфибией два пилота. В салоне, в зависимости от модификации, могут размещаться от 43 до 72 человек.

На «Гидроавиасалоне-2018» представители ТАНТК имени Г.М. Бериева отмечали, что этот тип самолетов обладает «исключительной маневренностью, отличной зоной обзора из кабины летчиков, высокой тяговооруженностью и современным оборудованием, установленном на борту».

Исторически развитие гидропланов гражданского и военного назначения шло параллельно. Уже первые летающие лодки практически сразу стали использовать вооружение. В Первую мировую войну Россия, например, устанавливала на летающих лодках М-5 и М-9 из состава эскадрильи гидроавианосца «Орлица», созданных конструктором Дмитрием Григоровичем, пулеметы и бомбовое вооружение. Во время Второй мировой войны многие страны-участницы нередко вооружали гидросамолеты торпедами. Кстати, летчиком-испытателем французского гидросамолета был писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Летающая лодка М-5.
© Фото из архива
Летающая лодка М-5.

Вот и создание военного А-40 «Альбатрос» и гражданского Бе-200 «Альтаир» проходило практически одновременно - с разницей в несколько лет и разницей применения. Министерству обороны не требуются пожарные самолеты, это прерогатива МЧС. Для применения в интересах ВМФ гораздо интереснее именно наличие на борту гидроакустических буев, глубинных бомб, мин, торпед АТ-3 «Орлан» и противолодочных ракет АПР-2 «Ястреб».

Впрочем, сейчас первыми на флотскую службу попадут именно Бе-200: в 2019 году ожидается поступление одного из трех таких самолетов, произведенных в поисково-спасательной комплектации. Возможно, следом поступят и А-40, в которых у флота есть большая заинтересованность. Стоящему на вооружении Бе-12 «Чайка», при всей надежности и долговечности этого самолета, сменщик не помешает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама