Русские запустили фантастический "Сирийский экспресс"
Два с лишним года группировка российских войск воюет с террористами в Сирии. Все это время мы слышали о летчиках и моряках, которые наносили ракетно-бомбовые удары по формированиям боевиков. Но за кадром постоянно оказывались люди, которые денно и нощно занимались обеспечением наших войск в Сирии. А ведь они внесли очень весомый вклад в то, чтобы хребет ударных сил терроризма был переломлен. Об этих людях я поговорил с заместителем министра обороны России генералом армии Дмитрием Булгаковым.
Тыл - в авангарде
- Специалисты материально-технического обеспечения нашей группировки в Сирии появились там раньше боевых частей...
- В июле 2015-го началась подготовка к совместным с сирийцами действиям по ликвидации террористов. Тогда сформировали рекогносцировочную группу под руководством Генштаба. На месте мы согласовали с сирийцами районы базирования нашей авиации, размещения складов и других объектов. На авиабазе Хмеймим сформировали службы обеспечения по всем направлениям…
- И как все это перебазировалось в Сирию?
- Переброска оперативной группы, техники авиабазы, подразделений охраны проводилась по воздуху с аэродромов России. Одновременно и морским транспортом. С 18 по 24 августа 2015 года наши специалисты провели рекогносцировку аэродрома Хмеймим, портов Тартус и Латакия. Уточнены выгрузочные порты. 24 августа в Хмеймим прибыла первая наша группа обеспечения авиабазы - 24 человека. А 10 сентября прибыл основной состав - 298 военнослужащих. 30 сентября была полностью сформирована авиагруппа на Хмеймиме...
- Западные аналитики утверждают, что это была крупнейшая в новейшей истории логистическая операция...
- По характеру, объемам переброски, по удаленности российской группировки войск и с учетом ряда факторов экономического характера это была, безусловно, уникальная логистическая операция. Зарубежные аналитики назвали ее "Сирийским экспрессом". Ежесуточный объем грузов - до 2 тысяч тонн. В годы Великой Отечественной войны в самых напряженных боях дивизия расходовала около 200 тонн боеприпасов и других запасов в сутки.
- По части материально-технического обеспечения наших войск в Сирии мы действовали в одиночку?
- В операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане был задействован блок НАТО. А в ходе операции "Иракская свобода" использовались ресурсные возможности 25 государств! Конгресс США в октябре 2002 года принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. А вторжение началось только 20 марта 2003 года. То есть переброска войск и их подготовка осуществлялись 5 месяцев! У нас же все делалось значительно быстрее. Наряду с многочисленными собственными военными базами при операции "Иракская свобода" США задействовали также ресурсы турецкой авиабазы Инджирлик. На ней размещались 1.700 американских военных и 36 боевых самолетов. У нас такой "региональной поддержки" не было.
- А финансовые расходы?
- Стоимость военных действий во время операции "Иракская свобода" (она продолжалась 720 часов) составила 917 миллионов долларов. А при обеспечении операции в Афганистане "Несгибаемая свобода" перевозки выполнялись преимущественно частными компаниями (70% грузоперевозок), с которыми минобороны США заключило контракты. Это ежегодно обходится Пентагону в 2,1 миллиарда долларов (в несколько раз больше, чем все наши транспортные расходы за год). В нашем случае ситуация осложняется санкциями, объявленными как США, так и другими западными странами.
- Сейчас наша группировка в Сирии обеспечивается больше по воздуху или по морю?
- Основной способ доставки грузов - морской. Воздушный транспорт применяется для доставки грузов, необходимых для оперативного, внепланового решения отдельных задач. Или для доставки скоропортящихся грузов. Перевозка грузов военного назначения идет через Черное и Средиземное моря. Используются гражданские суда и суда вспомогательного флота.
- Проблемы были?
- Да, надо было резко нарастить количество авиакеросина. Пришлось задействовать танкеры гражданского судоходства. Мы дополнительно привлекли три универсальных судна общей грузоподъемностью более 20 тысяч тонн. При подготовке операции более половины грузов мы доставили транспортными самолетами ВКС России. А сегодня 95% грузов перебрасываем морским транспортом и только 5% - самолетами.
- В Сирии жара, не хватает источников воды...
- Колодцы в пустынях расположены на большом удалении друг от друга. Глубина их может достигать 200 метров. Вода солоноватая, а нередко и горько-соленая. Забор воды для пищи и питья устроен из стационарного водоисточника, оборудованного фильтром. Вода используется только после кипячения и очистки. Норма потребления на одного человека в сутки - 25 литров. Дополнительно личному составу выдается бутилированная вода из расчета 1 литр на человека в сутки. Суточная потребность базы - 50 тонн воды.
Экзамен - война
- Во время операции в Сирии было испытано много образцов оружия и боевой техники...
- Боевая обстановка - и хороший экзаменатор нашей техники, и исследовательская лаборатория. В испытаниях участвуют не только разработчики новых образцов вооружения, техники, оборудования, но и специалисты Минобороны. Их мнение о пригодности использования испытуемых образцов ключевое. Операция в Сирии подсказала нам, что необходимо внедрять и новые методы материально-технического обеспечения, модернизировать или совершенствовать технику с учетом боевых потребностей.
- Что было изменено?
- Увеличение интенсивности полетов авиации заставило нас пересмотреть алгоритм заправки горючим. Специалисты развернули оборудование, которое позволяет заправлять десятки самолетов одновременно. А раньше тот же автотопливозаправщик мог "поить" только одну машину. Другие стояли в очереди. Что и заставило нас создать заправщики повышенной емкости. Этот опыт мы уже переносим на территорию России. Оборудуем около 40 объектов, которые позволяют одновременно заправлять свыше 800 самолетов и вертолетов.
- Вы не раз были в Сирии. Каково там состояние дорог в районах дислокации наших военных баз и объектов?
- В подвозе боеприпасов, продовольствия, горючего, запчастей мы использовали четыре основные автодороги. Но до февраля 2016 года состояние этих дорог оставляло желать лучшего… Их ремонт был возложен на две организации Сирии. А российскими военными дорожниками совместно с сирийцами было проложено и усовершенствовано около 150 километров дорог. Восстановили участок железнодорожного пути из порта Тартус в город Джабла. А для переброски сирийских войск и доставки гуманитарных грузов менее чем за двое суток мы установили мостовой переход через реку Евфрат длиной 210 метров.
- Как решаются вопросы гуманитарной и технической помощи сирийцам?
- Еще в сентябре 2015 года по личному поручению министра обороны мы развернули в городе Хама лагерь для беженцев, установили полевые кухни, средства для подвоза и содержания питьевой воды. Все это затем передали сирийцам. А когда надо было обеспечить население Пальмиры хлебом, мы развернули полевой механизированный хлебозавод. Военные хлебопеки передали местному населению более 300 тонн хлеба. В освобожденных населенных пунктах развертывались временные пункты питания, людям выдавалось продовольствие на руки. С января 2016 года гражданскому населению Сирии роздано свыше 2,2 тысячи тонн продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости, в том числе по линии Минобороны России - свыше 1,3 тысячи тонн. Кроме того, мы своим транспортом доставили в Сирию около 1 тысячи тонн продовольствия, вещей и медикаментов от Казахстана, Азербайджана, Сербии, Армении и Белоруссии.
- Ремонт нашей поврежденной техники проводился на месте?
- На авиабазе Хмеймим мы ввели в строй две парковые зоны общим объемом 510 машино-мест. С начала операции 130 наших специалистов выполнили свыше 3 тысяч текущих ремонтов, 35 тысяч техобслуживаний. Современное оборудование позволяет восстанавливать вышедшую из строя технику без отправки в Россию. А для ремонта военной техники мы создали эвакуационные команды. Они обеспечили своевременную доставку поврежденной техники сирийских войск на сборные пункты. А оттуда ее отправляют на центральные ремонтные предприятия.
- Российские специалисты участвуют в восстановлении сирийской боевой техники?
- Это делают, главным образом, сирийские ремонтные подразделения на производственной базе завода в Хомсе и автомастерской в Латакии. Мы тоже активно включились в систему среднего и капитального ремонта сирийской техники. С привлечением российских специалистов темпы восстановления этой техники возросли в 3 - 5 раз.
Дни национальной кухни
- Есть ли у нас в Сирии хранилища для оружия, техники, боеприпасов, продовольствия, горючего?
- В пунктах базирования Хмеймим и Тартус построены хранилища для вооружения и боеприпасов. Запасы авиакеросина хранятся в резервуарах нефтебазы порта Баниас. И на аэродроме Хмеймим развернут склад авиагорючего, которое пополняется по мере необходимости. За весь период спецоперации в Сирию доставлено более 400 тысяч тонн ГСМ, среднесуточный расход горючего составлял от 200 до 500 тонн.
- Чем кормят наших военных?
- С момента развертывания авиабазы Хмеймим организовано трехразовое питание личного состава с приготовлением горячей пищи, по нормам продпайков. Все продовольствие завозится из России, и только свежие фрукты, овощи и зелень закупаются у местных поставщиков. Кстати, на авиабазе Хмеймим для разнообразия питания военнослужащих проводятся дни национальной кухни…
- А хлеба наши бойцы много едят?
- В среднем ежесуточная потребность составляет более 1,5 тонны хлеба.
- Полевую форму для Сирии пошили специально?
- Обеспечение наших военнослужащих полевой формой одежды для жаркого климата осуществлялось и до выполнения операции в Сирии. Одевали в нее тех, кто проходит военную службу в районах Черного, Азовского и Каспийского морей, а также в Крыму. В комплект входит: фуражка, панама, костюм (куртка, брюки и шорты), футболки, ботинки с высокими берцами, носки плюшевого переплетения. Комплект прошел войсковые испытания и нареканий со стороны военнослужащих не вызвал. Эти комплекты изготавливаются из отечественных материалов и закупаются у российских производителей.
- А кто белье наших военных в Сирии стирает?
- Для организации стирки постельного белья на территории группировки построен банно-прачечный комбинат. Он обеспечивает стирку белья до 4 тонн в сутки. Весь процесс стирки автоматизирован. На базах есть и бытовые стиральные машины - 51 штука. Для стирки постельного белья военнослужащих, находящихся на удалении от базы, есть полевая прачечная, которая может постирать до 700 кг белья в сутки.
- А как налажено коммунальное хозяйство нашей базы в Хмеймиме?
- Электроснабжение организовано за счет частичного использования резервных источников электропитания - 10 дизель-электростанций. А для водоснабжения используем артезианскую скважину глубиной 100 метров. Коммунальное хозяйство военного городка Хмеймим включает наружные сети водоснабжения общей протяженностью 8.000 метров, канализации - 12.000 метров, электроснабжения - 41.350 метров и 7 трансформаторных подстанций.
- Сколько среди 48 тысяч наших "сирийцев" было специалистов материально-технического обеспечения?
- Десятая часть. Мы проводим постоянную ротацию своих специалистов.
Хлебопек с автоматом
- Солдаты и офицеры служб материально-технического обеспечения часто находятся не только в тылу войск, но и на передовой. Есть среди них отмеченные наградами?
- Все солдаты, прапорщики и офицеры, принимавшие участие в спецоперации в Сирии, награждены ведомственными медалями Минобороны, а 450 наиболее отличившихся награждены госнаградами.
- И кого же из наиболее отличившихся вы можете назвать?
- Среди награжденных отличился каждый! Могу назвать, например, старшину Волосатова из Западного военного округа, пекаря хлебозавода, развернутого в Пальмире весной 2016 года. В условиях пустыни, а тогда температура воздуха поднималась до 30 градусов и выше, он не отходил от пылающих жаром печей. А температура там до 80 градусов. Но человек понимал, что надо было обеспечить свежим хлебом голодных местных жителей, возвращающихся в покинутые дома. Более того, в трудную минуту, при нападении диверсионных групп террористов на Пальмиру, Волосатов с оружием в руках вел оборонительный бой наравне с боевыми товарищами. За что и был награжден медалью Суворова.
Или вот вам другой пример. Командир мостового подразделения полковник Зайцев смог организовать наведение мостового перехода через реку Евфрат в условиях постоянных обстрелов со стороны террористов, не допустив ранений и потерь среди подчиненных. Награжден медалью "За боевые отличия".
Как я уже говорил, увеличение интенсивности полетов авиации заставило нас пересмотреть установленный порядок заправки самолетов. С этой задачей успешно справился специалист управления ракетного топлива и горючего полковник Муртазин - награжден медалью Суворова.
И таких примеров множество, говорить о заслугах наших ребят можно долго, и делать это надо. Поэтому большое спасибо за проявленный интерес к нашей службе.