КНР: к военной мощи сверхдержавы
Китайский ответ Трампу
5 февраля 2018 года в Китае было успешно проведено очередное испытание технологии перехвата ракет на среднем участке траектории полета с помощью противоракеты наземного базирования. Как сообщила газета "Жэньминь жибао" со ссылкой на Минобороны КНР, испытания прошли успешно. А чтобы успокоить мировую общественность, ведущая китайская газета написала, что испытания носили "чисто оборонительный характер и не были направлены против какой-либо страны". Кто бы сомневался…
Тему подхватило самое авторитетное англоязычное китайское издание - гонконгская газета South China Morning Post (совсем недавно была куплена одним из богатейших людей Китая и мира, владельцем Alibaba group Джеком Ма). Подчеркнув, что отрабатывалось именно уничтожение баллистической ракеты на среднем участке полета вне атмосферы, газета не преминула связать испытания новой ПРО с кризисом вокруг северокорейской ракетно-ядерной программы. Мол, это защита от "шальной ракеты", которая случайно может залететь в Китай, если стороны конфликта на Корейском полуострове от словесных угроз перейдут к делу. Все очень по-китайски - деликатно, предусмотрительно.
В прошлом году ведущий канал китайского телевидения CCTV продемонстрировал испытания элементов национальной системы ПРО нового поколения, которую в китайских СМИ называют "новым шедевром отечественной ПВО". По данным из китайских источников, система может поражать цели на высоте до нескольких десятков тысяч метров. А скорость противоракеты многократно превосходит скорость звука. На этот счет у отечественных и зарубежных экспертов присутствует некий скепсис, а знающие Китай и китайскую специфику специалисты сдержанны в оценках. Тем не менее, при нынешнем уровне технологий в Китае и темпах их развития, нет сомнений, что боеготовность национальной ПРО - дело обозримого будущего.
Понятно, что подобные системы имеют целью защитить не столько от "шальных ракет", сколько от стратегического противника, прямой конфронтации с которым, даже словесной, Китай всеми силами пытается избежать. Но этот противник регулярно обнаруживает себя сам, особенно в последнее время. В послании Конгрессу "О положении страны", оглашенном 30 января, президент США Дональд Трамп заявил, что Россия и Китай - это противники, которые угрожают американским интересам и ценностям. При этом две страны, имеющие отношения "стратегического партнерства", названы через запятую.
Серьезным вызовом для Пекина стало размещение в прошлом году в Южной Корее комплексов противоракет THAAD, которые вкупе с другими элементами ПРО США сужают возможности ответного ядерного и неядерного удара со стороны КНР. Размещение произошло, несмотря на жесткие возражения со стороны КНР. Для китайских военных, конечно же, не прошли незамеченными и последние изменения в ядерной доктрине США, которая предусматривает траты в размере 1,2 трлн долларов на модернизацию американской ядерной триады. С особым вниманием там отнеслись к снижению ограничений на использование ядерного оружия и, в частности, установку тактических ядерных боеголовок малой мощности на баллистические ракеты подводных лодок Trident II D5.
Вооруженные силы ускоренного развития
В конце прошлого года председатель КНР Си Цзиньпин призвал оборонный комплекс страны ускорить разработку новейших вооружений и "создать сильнейшие в мире вооруженные силы". При этом упоминались суперкомпьютеры (по которым Китай лидирует в мире), системы противоракетной обороны, спутниковой навигации и обороны. Задается тренд на опережающую модернизацию ВМФ и ВВС. И не только…
Пока что Китай придерживался принципа минимально неприемлемого ущерба, который его стратегические силы могли бы нанести в случае ядерного нападения, в том числе со стороны региональных держав, как с применением ОМП, так и без него. Военная доктрина Китая не предусматривает применения ядерного оружия в первом ударе, а также против неядерных государств и против стран, не применяющих ядерное оружие.
Располагая одной из самых крупных по численности армий мира (около 2 млн человек), КНР до последнего времени чувствовала себя вполне комфортно, особенно наладив отношения стратегического партнерства с Россией, обладающей ядерным паритетом с США.
Но в последнее время Китай проводит масштабную реформу вооруженных сил, сокращая численность, прежде всего сухопутных войск, проводя ускоренное перевооружение и создавая новые рода войск. По официальным данным, Китай тратит на оборону около 150 млрд долларов (Россия - 48 млрд), не более 1,3 процента ВВП КНР. По западным оценкам, военный бюджет КНР составляет свыше 200 млрд долларов.
Принципиально то, что руководство КНР в новых условиях, видимо, приняло решение не только делать упор на противоракетную оборону, способную противостоять удару со стороны США, но и добиваться паритета в ядерной сфере и других ключевых направлениях. По оценкам западных экспертов, Китай в короткий срок может удвоить число ядерных боеголовок, используя имеющиеся запасы расщепляющихся материалов, в том числе плутония.
По данным ЦРУ, которые в прошлом году были переданы в Конгресс, Белый дом и Пентагон, у КНР 143 МБР с 163 ядерными боеголовками, которые могут достичь 48 американских штатов. По другим американским же данным, в арсенале КНР уже сейчас 270 ядерных боеголовок. Помимо этого, имеются подлодки и бомбардировщики, но их потенциал невелик. Пока…
За последнее время Китай создал мобильные стратегические твердотопливные ракеты, МБР с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения, ракеты для подводных лодок. КНР располагает большой группировкой ракет средней дальности, которые угрожают базам США в АТР. Введена в строй система предупреждения о пусках МБР, дорабатывается его космический компонент. Испытывается новейшая МБР с 10 самонаводящимися головными частями. Создается собственный стратегический бомбардировщик. В войска КНР уже серийно поставляется истребитель пятого поколения J-20.
Надводный флот Китая по своей совокупной мощи сопоставим с флотом СССР, при этом в его составе современнейшие многофункциональные эсминцы, способные нести ракеты различного типа и класса, сравнимые лишь с американскими.
При этом, вероятно, будет вестись работа по созданию более компактных ядерных боеголовок для новых видов носителей, в том числе для крылатых ракет. Не исключено оснащение ядерными зарядами перспективных видов вооружений, таких как гиперзвуковая ракета DF-17.
Как считают американские аналитики, Китай может отказаться от принципа "не применять ядерные силы в войне с соперником, который тоже воздерживается от атомного оружия" для того, чтобы сохранить гарантированный потенциал второго удара в случае так называемого "мгновенного глобального удара" неядерными средствами, которым угрожают США.
Из учеников - в учителя
Значительные успехи достигнуты КНР в области космоса. В частности, неоднократно проводились успешные испытания противоспутниковых систем, в том числе уничтожения спутников на низких, средних орбитах. По некоторым неподтвержденным данным, Китай (первым в мире) очень скоро будет способен уничтожать спутники на геостационарных орбитах. Все это может угрожать американским боевым спутникам, а также системам навигации и управления. По числу действующих аппаратов на орбите КНР на втором месте в мире, после США. Китай располагает самой крупной в мире группировкой спутников наблюдения (48), 24 навигационными спутниками (3-е место в мире после США и России). Строится китайская орбитальная пилотируемая станция, которая после завершения эксплуатации МКС, вероятно, останется единственной на орбите и может быть использована в военных целях.
КНР догнала США по разработке и производству различного типа беспилотных летающих средств, в том числе ударных, и стала крупнейшим экспортером этих средств, которые поставляются в десяток стран, включая страны Персидского залива и СНГ.
По словам источников в Минобороны России, Китай в последнее время отказывается от заключения новых контрактов на поставку техники, "утратив интерес к российскому ВПК", что может свидетельствовать о способности самостоятельного развития всех направлений современных вооружений.
Это позволяют возможности китайской экономики, самой крупной в мире по паритету покупательной способности, а также достигнутый технологический уровень. Ее отличает высокая степень цифровизации.
Особенность китайской экономики заключается в возможности быстрого перетока ресурсов, технологий и кадров из гражданской сферы в ВПК. 10 крупнейших военных корпораций КНР на 60-70 % заняты разработкой и производством гражданской продукции и продукции двойного назначения. Оборачиваемость средств в экономике за счет применения цифровых платформ многократно превышает российский показатель.
То есть КНР способна развивать одновременно многие направления военной техники и очень быстро добиваться превосходства. Китай не находится под международными санкциями. Отдельная тема - особая система управления китайским оборонным комплексом.
И что теперь?
Россия располагает более мощными и совершенными ядерными силами, системами противоракетной обороны, опережает Китай в некоторых других направлениях. При этом КНР и Россия очень близки к военному союзу, хотя и формально его пока не заключают. Этот вопрос во многом зависит от политики США и их военных усилий.
Но военные эксперты не исключают, что Китай предпримет рывок к паритету в ядерном оружии (1,5 тыс. ядерных боеголовок на различных носителях), добьется решающих успехов в других ключевых сферах обороны и уравняет боевую мощь с США.
В мире возникнет новая стратегическая реальность. И эта перспектива не такая уж далекая.