"Триумф" по королевскому желанию
На днях состоялся очередной телефонный разговор между Президентом России Владимиром Путиным и королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль-Саудом. В последнее время, особенно после состоявшегося в октябре прошлого года визита саудовского монарха в Москву, такие контакты уже не редкость. На этот раз речь, помимо других важных вопросов, шла и о военно-техническом сотрудничестве (ВТС).
Масштаб договоренностей, достигнутых между Москвой и Эр-Риядом по ВТС, впечатляет. Саудовцы выразили желание приобрести у нас современное оружие на 4 млрд долл., в том числе 4 дивизиона зенитных ракетных систем С-400 "Триумф", тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Буратино", противотанковые комплексы "Корнет-ЭМ", гранатометы АГС-30, а также новейшие автоматы Калашникова К-103. Даже если в конечном итоге удастся воплотить в жизнь пусть не все, но большую часть этих пожеланий партнеров, Саудовская Аравия может не только уверенно войти в клуб покупателей российского оружия, но и возглавить его.
Правда, не надо забывать, что это не первая попытка наладить военно-техническое сотрудничество между нашими странами. Из предыдущих "подходов" самым серьезным оказался зондаж, предпринятый Эр-Риядом в 2008 году. Тогда саудовцы много говорили о желании купить в России 150 вертолетов (в том числе, 30 Ми-35 и 120 Ми-17), 150 танков Т-90С, 250 БМП-3 и несколько десятков зенитно-ракетных комплексов. Правда, России тогда поставили весьма жесткое условие: надо отказаться от поставок Ирану зенитных ракетных систем С-300, и тогда сделка состоится в полном объеме. Примечательно, что демарш Эр-Рияда удивительным образом совпал с причитаниями израильтян по поводу того, какую страшную угрозу для его безопасности представляют иранские С-300. Между тем С-300, как известно, - оружие оборонительное, и представляет угрозу прежде всего для самолетов или ракет, нацеленных на Иран.
Но Россия, что называется, вошла в положение - и в результате дважды осталась с носом. Во-первых, саудовцы повели себя как банальные брачные аферисты, сбежавшие прямо из-под венца. Уже на следующий день Эр-Рияд наотрез отказался покупать что-либо из российского оружия. Во-вторых, Россия здорово подмочила свою репутацию в качестве надежного делового партнера. Что и сказать, не очень хорошо мы выглядели тогда перед иранцами. И были наказаны: через несколько лет Россия сама столкнулась с необязательными партнерами в лице французов, отказавшихся продавать нам "Мистрали"...
Правда, на этот раз все вроде бы выглядит по-другому. Похоже, саудовцы действительно хотят приобрести наши С-400. Жизнь заставляет. Дело в том, что разрекламированные американские "Пэтриоты" далеко не всегда перехватывают и сбивают баллистические ракеты, которыми время от времени йеменские хуситы обстреливают саудовские позиции, добивая до столицы королевства. Тогда как российские С-400 по своим тактико-техническим характеристикам по всем показателям существенно превосходят аналогичные изделия североамериканского оборонпрома.
Если судить по открытым источникам, С-400 может работать по целям, скорость которых достигает более 17 тыс. км/час. "Пэтриот" едва дотягивает до 8 тыс. км/час. С-400 одновременно могут обнаруживать 72, а сопровождать 160 целей, идущих на высотах до от 100 метров до 56 километров. "Пэтриоты" - соответственно 36 и 125 целей на высотах от 600 метров до 20 километров. Российская система обнаруживает любую цель, будь то самолет или баллистическая ракета, на дальности 600 км и уничтожает ее на удалении 400 км. Американцы могут "увидеть" самолет противника на дальности 180 км, а ракету - всего за 100 км. При этом время развертывания российских систем, то есть перевода их из походного положения в боевое, не превышает 5 минут, у американцев - порядка 25 минут. Кроме того, "Пэтриотам" обязательно нужен висящий в космосе спутник. Наши С-400 справляются с задачами и без поддержки из космоса.
Но кроме технического превосходства С-400 нужно иметь в виду особенности менталитета членов правящего дома саудитов. Для них, не привыкших ни в чем себе отказывать, очень важно иметь в своих оружейных коллекциях все самое лучшее, необыкновенное, редчайшее - желательно то, чего нет у других. Неважно, это холодное оружие времен Тимура или новейшие боевые системы. Для молодого амбициозного и горячего принца Мухаммеда ибн Сальмана "понты" в данном случае не менее важны, чем "производственная необходимость".
Надо полагать, у многих могло сложиться впечатление, будто покупка С-400 и другого русского оружия - дело решенное, что стороны давно ударили по рукам, что саудитам осталось только встать в очередь на получение ЗРС С-400 вслед за Турцией и Китаем, подождать, когда в России все это произведут, упакуют и доставят по месту назначения. Но с выводами торопиться не следует. Все, что подавалось некоторыми СМИ в качестве чуть ли не окончательных контрактов, на самом деле - не более чем меморандумы о взаимопонимании и протоколы о намерениях. До полного выполнения сделки предстоит пройти "дистанцию огромного размера" - бесконечные согласования мельчайших деталей, дискуссии о ценах и т.д. Торговаться на Востоке умеют.
И вот здесь таятся многие опасности, способные торпедировать еще не состоявшуюся сделку. Мало того, что от российско-саудовских оружейных контрактов не в восторге наши конкуренты, и в первую очередь США, так еще гарантированно начнут "ворчать" наши старые покупатели и партнеры в регионе, недовольные усилием саудовцев новейшими образцами российского вооружения. Кроме того, нетрудно предположить, что возникнет немало проблем, связанных с локализацией, то есть частичным или даже полным развертыванием производства оружия на месте, а предварительные договоренности с саудовцами предусматривают именно такой вариант.
Разумеется, многое зависит от уровня доверия между странами. В Индии, например, по нашим лицензиям полностью налажено производство самолетов Су-30 МКИ. Индийцы уже произвели на своих предприятиях более 220 машин. Но с Индией мы сотрудничаем в области ВТС с середины 1960-х годов. Наши страны знают и доверяют друг другу. Индусы работают честно. Если покупают у нас лицензию, то потом и производят технику в заранее обговоренном количестве и только для своего "внутреннего" пользования, не залезая на наши традиционные рынки, и не пиратским копированием... В отличие, например, от китайцев...
Похоже, с саудовцами удалось без особых проблем договориться по организации производства АК-103 и патронов к нему. Здесь вопросов не должно быть. Возможно, удастся прийти к взаимопониманию и насчет локализации производства гранатометов АГС-30, огнеметов "Буратино" и противотанковых комплексов "Корнет-ЭМ". А вот что касается локализации С-400, то вряд ли она может превысить по объемам 10-15 %. Как сообщают некоторые СМИ, именно до такого уровня локализации Москва договорилась с Анкарой, ожидающей свой заказ на С-400 "Триумф".
Но здесь надо учитывать, что торговля оружием вообще - предмет тонкой государственной политики, которая определяется не только стратегическими, но и идеологическими соображениями. У Москвы по этой части - свои резоны, и у Эр-Рияда - свои. Не секрет, что саудовцы, которые в обозримом будущем так и останутся в сфере американского влияния, оружейные сделки с Россией могут рассматривать в качестве продолжения игры, направленной на отдаление Москвы от Тегерана. При этом каждая сторона рассчитывает убедить партнера играть по предложенным правилам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.