В небе над Евфратом
Этого парня сегодня в лицо знают многие. Старший лейтенант Алексей Ведящев - летчик-истребитель, кавалер ордена Мужества. Известным на все Вооруженные силы он стал, после того как в начале декабря прошлого года принял участие во встрече с Верховным Главнокомандующим, посетившим нашу авиабазу в сирийском Хмеймиме. А спустя некоторое время молодому офицеру было доверено в числе самых известных людей страны войти в состав инициативной группы по выдвижению Владимира Путина на новый президентский срок.
Тридцать из восьмиста!
Его путь в небо не назовешь тернистым, но и простым он тоже не был. Алексей не из офицерской семьи, не продолжатель военной династии. Да что там говорить - семьи как таковой у него вообще не было: рос без родителей, воспитывался бабушкой и дедом. Так уж получилось...
Учился успешно, и еще в детстве по-хорошему заболел небом. Причем поначалу не разделял авиацию на военную или гражданскую. Просто нравились самолеты, хотелось попробовать себя в роли пилота. Уже в старших классах определился окончательно: буду поступать в авиационное училище. В военном комиссариате Петропавловска-Камчатского отговаривать парня не стали, разве что предложили подумать о Сызранском училище, где готовят вертолетчиков. Но, видя настойчивое стремление стать именно летчиком-истребителем, поддержали, пожелали удачи на вступительных испытаниях. А она, удача, была необходима. Дело в том, что поступать в выбранное Алексеем Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова в тот год попытались ни много ни мало – почти 800 абитуриентов. И это на три десятка курсантских мест! Тем не менее уроженцу далекой Камчатки судьба улыбнулась: сказались и высокие баллы ЕГЭ, и уверенный результат психологического отбора, и достойные показатели по медицине. Возможно, свою роль сыграли и семейные обстоятельства, хотя, как признается сам Алексей, такой «льготы» он не пожелал бы никому.
Самое яркое впечатление курсантских лет – безусловно, первый самостоятельный полет на боевом истребителе. Было это 31 июля 2012 года: Алексей навсегда запомнил эту дату, как и те непередаваемые ощущения, когда ему впервые было доверено управление многотонной машиной. Кстати, «пилоту» тогда еще не исполнилось 18 лет. Друзья потом даже шутили: водительских прав не имеешь, а самолетом управляешь. Первый полет оказался максимально коротким: взлет, облет вокруг аэродрома, посадка. Это основа, прочие упражнения осваивались в ходе дальнейшего обучения. "Навсегда запомнил своего первого летчика-инструктора, – говорит Алексей. – Александр Андреевич Ширяев – тот человек, который открыл мне дорогу в небо".
Краснодарское училище было и остается признанной кузницей профессиональных военных кадров, настоящих мастеров летного дела. Кстати, в будущем году этому учебному заведению исполнится 80 лет. За годы Великой Отечественной войны 115 выпускникам военной авиационной школы (так тогда назывался будущий вуз) было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе троим – дважды. Печатью особого мужества отмечен подвиг Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, выпускника 1940 года, ставшего главным героем книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". А прототипом образа комэска Титаренко из известного кинофильма "В бой идут одни старики" выступил воспитанник училища дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков. Есть среди краснодарцев и покорители космоса: Владимир Комаров, Виктор Горбатко, Евгений Хрунов, Георгий Шонин, космонавты Венгрии, Вьетнама, Афганистана. За подготовку авиационных кадров военно-учебное заведение удостоено девяти наград нашей страны и зарубежных государств.
Пережило училище и несколько переформирований, и Алексей Ведящев стал невольным очевидцем некоторых из них. Иначе как кадровой чехардой не назовешь тот факт, что поступал он в училище, а закончил уже учебное заведение с другим названием – филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина". А через год после его выпуска вузу вновь возвратили прежнее наименование – Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Сегодня это учебное заведение остается одним из ведущих в системе подготовки военных авиаторов, находится на острие многих новаций. Например, в прошлом году здесь впервые были приняты на обучение курсанты-девушки. 16 представительниц прекрасного пола получили возможность реализовать свои мечты, приобщиться к профессии военного летчика.
Алексей Ведящев сменил курсантские погоны на лейтенантские в 2014 году. Окончил вуз с отличием, и, кстати, почти все их отделение летчиков-истребителей (четверо из пяти) получили дипломы с красными "корочками". Распределение получил на Дальний Восток, в одну из истребительных авиационных частей. За период учебы и службы успел освоить несколько типов летательных аппаратов – Л-39, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-35, различные модификации этих машин.
За пару месяцев – полуторагодовая норма
Новую строку в его биографию вписала сирийская командировка. Туда офицер был направлен в конце июля прошлого года. О том, как проявили себя наши летчики в этой стране, лучше всего говорят результаты их боевой работы и, конечно, оценки, которые были даны со стороны руководства нашей страны, сирийских властей, а также тысяч мирных сирийцев. «Ваш героизм и профессиональные действия помогли сохранить сирийскую государственность, остановить массовые убийства, казни, террор в отношении мирного населения, дали возможность приступить к политическому урегулированию конфликта, к восстановлению нормальной жизни и возвращению десятков тысяч беженцев», – подчеркнул, выступая перед военнослужащими – участниками антитеррористической операции в Сирии, Президент России Владимир Путин на встрече с ними в Кремле 28 декабря минувшего года.
Но до того как в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца прозвучат эти высокие слова, у старшего лейтенанта Алексея Ведящева было еще почти полгода. По прибытии на авиабазу Хмеймим ему пришлось сразу же включиться в боевую работу. Летали и днем, и ночью, выполняли самый широкий спектр задач. Его рабочей лошадкой стал наш знаменитый Су-35. Почему знаменитый? Да потому что именно после сирийской кампании этот многоцелевой истребитель российского производства стал предметом особого внимания авиационных экспертов, объектом повышенного интереса потенциальных покупателей из разных стран мира. 12 узлов подвески вооружения, почти 8 тонн боевой нагрузки, фантастическая маневренность, управляемость, защита по всем параметрам! Именитый американский журнал National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США. По мнению экспертов издания, Су-35 экстремально опасен для любого самолета НАТО, за исключением разве что стелс-истребителя F-22, да и то с оговорками. Значительный боезапас, дальний радиус действия, возможность пуска ракет на сверхзвуковой скорости, наличие мощных средств радиоэлектронной борьбы – все это делает российскую машину непревзойденным средством завоевания господства в воздухе.
Именно на этом самолете Алексею Ведящеву довелось решать задачи в Сирии. За два месяца он выполнил полуторагодовую норму полетов: каждый летчик в среднем налетывал там за командировку не менее ста часов. Впечатления первых дней в Сирии оказались у офицера неоднозначными. И дело вовсе не в сложностях профессионального плана, не в адаптации к особым условиям. С этим как раз проблем не было: пилот был подготовлен, а перед командировкой прошел дополнительное обучение. Сказалось прежде всего высокое эмоциональное напряжение. «В Сирии все мы понимали, что здесь не обычная работа на полигоне, – вспоминает Алексей. – От того, насколько правильно ты введешь заданные координаты, зависит, куда попадет бомба. Промах был невозможен, от нас требовалась высокая точность в расчетах. Отсюда и напряжение».
А вот ощущения опасности, как признается Алексей, у него, напротив, не было. Военные летчики вообще стараются об этом не думать. «Если каждый вылет переживать, что с тобой может что-то случиться, лучше не летать, – говорит он. – Отстраняешься от этих мыслей. Есть задача, и думаешь только о том, как ее выполнить. К тому же меры безопасности были приняты на уровне. Соблюдались правила эшелонирования, выполнялись требования по высотам, недоступным для зенитных средств, имеющихся на вооружении у противника».
Наши военнослужащие не сомневались, что они реально помогают сирийцам справиться с бедой – нашествием террористического отребья. Сегодня для всех уже очевидно: если бы не Российская армия, то, может быть, и самой Сирии уже не было…
Алексей Ведящев вспоминает дни августовских боев за Дейр-эз-Зор, когда правительственные войска при поддержке наших ВКС начали решающий штурм блокированного бандитами города. Несколько лет отважный гарнизон держал там оборону, силы обороняющихся были уже на исходе. В августе 2017 года настал черед окончательного освобождения города от террористов.
Правда, до этого пришлось методично уничтожить внушительную группировку боевиков, окопавшихся в окрестностях Дейр-эз-Зора. За несколько августовских недель сирийские военнослужащие при содействии нашей авиации взяли город Аль-Сухна – последний значимый форпост игиловцев на подступах к Дейр-эз-Зору, освободили Эль-Кдер и Ганем-Али, выдавили террористов из Акербата. В долине реки Евфрат было ликвидировано не менее 800 боевиков, уничтожено несколько десятков танков, пикапов с пулеметными установками, минометов и артиллерийских орудий. В боях за Акербат противник потерял не менее тысячи бойцов, до полусотни танков, 157 пикапов, более 80 артсистем. В середине осени Дейр-эз-Зор был освобожден окончательно.
Сирийские генералы – и легендарный Хасан Сухейл, и Иссам Захреддин, трагически погибший во время операции как раз в тех местах, неизменно отдавали должное результативности российской авиации. Наши летчики творили подчас невозможное. Например, тот же старший лейтенант Ведящев во время одного из вылетов поразил с первого бомбометания подготовленную огневую точку противника – танк, окопавшийся на возвышении. При этом удар наносился с высоты 5 км, да еще и неуправляемой авиабомбой. Тогда за два боевых вылета Алексей Ведящев произвел 8 бомбометаний, из которых 6 завершились уничтожением целей прямым попаданием. Боевики лишились танка и пяти пикапов с пулеметными турелями. Офицер не скрывает: добиться такой результативности во многом помогли феноменальные возможности нашей техники. "Самолет продуман основательно, все сделано на совесть, – отзывается Алексей о своем Су-35. – Электроника отрабатывает безукоризненно. Конечно, без умения пилота было бы невозможно, но к технике, к вооружению никаких претензий тоже нет".
Кстати, во время общения с российскими и сирийскими военнослужащими на авиабазе Хмеймим Владимир Путин поинтересовался этой стороной вопроса: как показывает себя наше оружие в боевой обстановке, налажено ли взаимодействие с представителями промышленности для оперативного реагирования на выявленные недостатки? Отвечая на этот вопрос Верховного Главнокомандующего, старший лейтенант Ведящев рассказал, что такие контакты выстроены и дают хорошие результаты. А еще офицер признался, что тот опыт, который они получили в ходе сирийской кампании, не сравнится с отработкой задач на полигонах. А такого «упражнения», которое пришлось однажды выполнить летчику, возможно, и не встретишь в типовых учебных программах. Во время нахождения в воздухе в режиме боевого дежурства пилот получил указание уничтожить паром, движущийся по реке Евфрат. Разведка вскрыла наличие на нем пикапов с пулеметными установками. Координаты были переданы на борт самолета, после чего по транспорту был нанесен удар. Характеристики выполнения боевой задачи следующие: высота применения – 5 км, авиабомба – неуправляемая, цель – движущаяся. И все равно – ювелирное попадание!
– Су-35 позволяет выполнять огромное количество функций, – вновь отмечает достоинства своего самолета офицер. – Все зависит от того, насколько ты влетан, сколько времени отлетал. Со временем, когда полностью осваиваешь машину, когда привыкаешь к ней, выполнять весь объем задач становится проще. К тому же и самолет помогает, ведь он уникальный.
С мечтой о пятом поколении…
Сегодня старший лейтенант Алексей Ведящев уже вернулся в свою часть, приступил к выполнению повседневных задач, в основе которых плановая боевая подготовка, в том числе практические полеты. До командировки в Сирию он успел полностью отработать программу сложного пилотажа, теперь по плану – дойти до уровня высшего. Любой летчик скажет, что владение такими навыками позволяет лучше почувствовать самолет, слиться с ним, уверенно действовать в воздушном бою.
Перед возвращением в часть офицер, будучи проездом в Москве, зашел в "Красную звезду". Здесь и состоялось наше общение. О сделанном когда-то выборе – стать летчиком-истребителем – Алексей не жалеет. "В другом виде авиации не получишь таких ощущений, – признается офицер. – В плане маневренности истребители превосходят все прочие самолеты, позволяют выполнять различные виды фигур пилотажа, вплоть до высшего".
Именно поэтому в планах старшего лейтенанта Ведящева – продолжить службу в истребительной авиации, принадлежностью к которой он так гордится. Рассчитывает пройти обучение в военной академии: без этого продвижение по служебной лестнице невозможно. В плане профессионального становления мечтает поскорее опробовать Су-57 – новый самолет, ранее известный под рабочим "псевдонимом" Т-50. Известно, что поставки этого перспективного российского многофункционального истребителя пятого поколения спланированы как раз на 2018 год, и кто знает, может быть, именно в часть, где служит Алексей, придут первые машины этой серии. Военные летчики уже ждут встречи с новинкой, интересуются ее характеристиками. "Это будет совсем другой самолет, – говорит офицер. – Если Су-27, Су-30, Су-35, на которых я летал до этого, по планеру схожи, только "внутренности" у них разные, то Т-50 – совершенно иная машина именно в плане конструкции".
А вот о вопросах, сопутствующих службе, прежде всего социальных, повода беспокоиться нет. Денежное довольствие выплачивается стабильно, жилищный вопрос решен благодаря действующей схеме выплат компенсаций за аренду жилья. Кстати, в немалой степени именно эффективное решение социальных вопросов ставится людьми в погонах в заслугу нынешнему главе государства. Именно поэтому они поддерживают его выдвижение на новый президентский срок. Хотя в приоритете все же не только это. Главное, что Российская армия за последние годы решительно изменилась, что служить в ней стало почетно, что наше оружие и нашу силу уважают во всем мире.
Когда Алексею Ведящеву предложили войти в состав инициативной группы по выдвижению Владимира Путина на пост Президента России на предстоящих выборах, он согласился без раздумий. "Я в силу возраста не застал 1990-е годы, но, по рассказам офицеров нашей части имею представление, как служилось в ту пору, – говорит старший лейтенант. – Разница с тем, что происходит сейчас, огромная. Мы совершаем плановые полеты, регулярно выполняем пуски ракет, отрабатываем задачи днем и ночью, парой, одиночно. Летаем на полигоны, проводим воздушные стрельбы. Планка боевой подготовки поднялась очень высоко".
А еще, как признается Алексей, служба в истребительной авиации – это настоящая романтика. "Летаешь в разных условиях дня и ночи, встречаешь рассветы, закаты, – говорит он. – В небе это воспринимается по-другому, особенно на разных высотах. В Сирии это тоже было. Можно подняться в стратосферу, на 15 километров. То, что увидишь ты, другие люди никогда не увидят".