Первая космическая ядерная война. Продолжение следует?..
Сверхсекретная операция "Аргус"
Первый в истории высотный ядерный взрыв произвели американцы 1 августа 1958 г. над островом Джонстон в Тихом океане. Стартовав с построенной на острове пусковой установки, армейская баллистическая ракета PGM-11A Redstone (серийный № СС-50) подняла ядерный заряд типа W-39 на высоту 76,8 км. Заряд имел мощность 3,8 Мт, но, по-видимому, был настроен на половинную мощность (1,9 Мт). Из-за неполадки носителя взрыв произошел непосредственно над островом, а не в 32 км в стороне, как планировалось. Испытание носило кодовое наименование Teak.
12 августа аналогичный заряд был поднят ракетой № CC-51 и подорван на высоте 42,98 км (испытание проходило под кодом Orange). Эти высотные взрывы мощных термоядерных зарядов проводились в рамках программы создания противоракетных систем и имели целью проверку эффективности таких зарядов в ПРО. Оба взрыва были частью операции Newsreel.
Почти сразу после этих двух взрывов американцы приступили к проведению сверхсекретной операции "Аргус". Основной целью проведения этой операции являлось изучение влияния поражающих факторов ядерного взрыва, произведенного в условиях космического пространства, на земные радиолокаторы, системы связи и электронную аппаратуру спутников и баллистических ракет. По крайней мере, так ныне утверждают американские военные.
Но это, скорее, были попутные эксперименты. А главная задача была в испытании ядерных зарядов. Кроме того, предполагалось изучить взаимодействие радиоактивных изотопов плутония, высвобождавшихся во время взрыва, с магнитным полем Земли.
В ходе испытаний янки пытались проверить теорию, разработанную сотрудником Радиационной лаборатории Лоуренса Николасом Кристофилосом. Он предположил, что наибольший военный эффект от ядерных взрывов в космосе может быть достигнут в результате создания искусственных радиационных поясов Земли, аналогичных естественным радиационным поясам (поясам Ван Аллена).
И действительно, проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую теорию, и искусственные пояса действительно возникали после взрывов. Их обнаружили приборы американского научно-исследовательского спутника "Эксплорер-4", что позволило впоследствии говорить об операции "Аргус", как о самом масштабном научном эксперименте, который когда-либо проводился в мире.
В качестве места проведения операции была выбрана южная часть Атлантического океана между 35° и 55° ю. ш., что обуславливалось конфигурацией магнитного поля, которое в этом районе наиболее близко расположено к поверхности Земли и которое могло сыграть роль своеобразной ловушки, захватывая заряженные частицы, образованные взрывом, и удерживая их в поле. Да и высота полета ракет позволяла доставить ядерный боеприпас только в эту область магнитного поля. Кроме того, удаленность от традиционных морских путей позволяла янки надеяться на сохранение испытаний в секрете.
Для осуществления взрывов в космосе были использованы ядерные заряды типа W-25 мощностью 1,7 кт, принятые на вооружение в 1956 году в качестве боевой части неуправляемой ракеты "Джин" класса "воздух-воздух". Вес самого заряда составлял 98,9 кг. Конструктивно он был выполнен в виде обтекаемого цилиндра длиной 655 мм и диаметром 442 мм. Мощность заряда - 2 кт. До операции "Аргус" заряд W-25 испытывался трижды и продемонстрировал свою надежность. Кроме того, во всех трех испытаниях мощность взрыва соответствовала номинальной, что было важно при проведении эксперимента.
В качестве средства доставки ядерного заряда была использована модифицированная баллистическая ракета X-17A, разработанная компанией "Локхид". Ее длина с боевым зарядом составляла 13 м, диаметр - 2,1 м.
Для проведения эксперимента был сформирован отряд из девяти кораблей 2-го флота США, действовавший под обозначением совершенно секретной оперативной группы № 88. Для запуска ракет было использовано опытовое судно AVM-1 "Нортон-Саунд" полным водоизмещением 15 тыс. т. В 1945 г. оно было введено в строй в качестве плавбазы для гидросамолетов. Но к началу 1950-х годов его переделали в плавучий стенд для испытаний ракет. На нем испытывали множество ракетных комплексов, включая "Регулус", "Полярис" и "Иджис".
"Нортон-Саунд" крейсировал в районе Фолклендских островов. Первое испытание было проведено 27 августа 1958 г. Точное время пуска ракеты янки до сих пор держат в секрете. Но, учитывая скорость и высоту полета ракеты, можно примерно посчитать, что старт состоялся в интервале от 5 до 10 минут до времени взрыва, которое известно. Первый ядерный взрыв в космосе произошел в 2 ч. 28 мин. по Гринвичу 27 августа на высоте 161 км над точкой земной поверхности с координатами 38,5° ю. ш. и 11,5° з. д., в 1.800 км юго-западнее южноафриканского порта Кейптаун. Мощность его составила около 1,7 кт.
Через три дня, 30 августа, в 3 ч. 18 мин. второй ядерный взрыв был произведен на высоте 292 км над точкой земной поверхности с координатами 49,5° ю. ш. и 8,2° з. д.
Последний, третий взрыв в рамках операции "Аргус", произошел 6 сентября в 22 ч. 13 мин. на высоте 750 км (по другим данным, - 467 км) над точкой земной поверхности 48,5° ю. ш. и 9,7° з. д. Это самый высотный из космических ядерных взрывов за всю недолгую историю таких экспериментов. Мощность второго и третьго взрывов также была около 1,7 кт.
Любопытно, что все взрывы в рамках операции "Аргус" являлись лишь частью проводимых экспериментов. Их сопровождали многочисленные пуски геофизических ракет с измерительной аппаратурой, которые проводились американскими учеными из различных районов земного шара непосредственно перед взрывами и спустя некоторое время после них.
Так, 27 августа были проведены пуски четырех ракет - ракеты "Джэйсон" № 1909 с мыса Канаверал в штате Флорида; двух ракет "Джэйсон" № 1914 и № 1917 - с базы ВВС США "Рамей" в Пуэрто-Рико; ракеты "Джэйсон" № 1913 - с полигона Уоллопс в штате Вирджиния. А 30-31 августа с тех же самых стартовых позиций были запущены уже девять ракет. Правда, взрыв 6 января пусками не сопровождался, но наблюдения за ионосферой велись с помощью метеорологических зондов.
Но разведка доложила точно
Советские специалисты смогли получить информацию о первом из американских космических взрывов. В день испытания, 27 августа, с полигона Капустин Яр были проведены пуски трех геофизических ракет: одной Р-2А и двух Р-5А. Измерительной аппаратуре, установленной на ракетах, удалось зафиксировать аномалии в магнитном поле Земли. Судя по всему, советская разведка заранее оповестила правительство о подготовке американцами испытаний ядерного оружия в космосе.
Вскоре об американских тайных испытаниях было написано в газете "Известия". Вслед за этим, 19 марта 1959 г., газета "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью, в которой во всех подробностях было рассказано о том, чем занимались американские военные в южной части Атлантики.
Летом 1962 г. американцы решили провести новые ядерные взрывы в космосе. В ходе операции "Фишбоул" предполагалось провести взрыв ядерного заряда W-49 мощностью 1,4 Мт на высоте около 400 км. Этот эксперимент проходил у американских военных под кодовым наименованием "Старфиш" ("Звездная рыба"). Операция началась с неудачи. Состоявшийся 20 июня с площадки LE1 атолла Джонстон в Тихом океане пуск баллистической ракеты "Тор" (серийный № 193) был аварийным - на 59-й секунде полета произошло отключение двигателя ракеты. Офицер, отвечающий за безопасность полета, через шесть секунд отправил на борт команду, которая привела в действие механизм ликвидации. На высоте 10-11 км ракета была взорвана. Заряд взрывчатого вещества разрушил боеголовку без приведения в действие ядерного устройства. Часть обломков упала обратно на атолл Джонстон, другая часть - на расположенный неподалеку атолл Сэнд. Авария привела к небольшому радиоактивному заражению местности.
9 июля был проведен следующий старт "Тора", который нес боевую часть типа W-49 мощностью 1,45 Мт. Взрыв был произведен на высоте 399 км. Сияние "рукотворного солнца" видели на острове Уэйк на расстоянии 2.200 км, на атолле Кваджалейн (2.600 км) и даже в Новой Зеландии, в 7.000 км к югу от Джонстона.
И на сей раз советская разведка оказалась в курсе дел со "Старфишем". На охоту за "Морской звездой" 28 мая 1962 г. отправился военный спутник специального назначения "Космос-5". КА был создан специалистами ОКБ-1, которое возглавлял С.П. Королев. Вес спутника составлял около 280 кг. Бортовое оборудование должно было определить степень воздействия ядерных взрывов на радиационные пояса Земли.
«Космос-5» был выведен на вытянутую орбиту (192 - 1.578 км) ракетой-носителем «Космос» с полигона Капустин Яр. В космосе «Космос-5» проработал 340 дней. 3 мая 1963 г. он сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. В ходе своего полета спутник успел "увидеть" не только взрыв "Морской звезды-I", из-за которого, собственно, и смог появиться на свет, но и ряд других испытаний: американские "Checkmate" (20 октября), "Bluegill 3 Prime" (26 октября), "Kingfish" (1 ноября), "Tightrope" (4 ноября), советские "К-3" (22 октября), "К-4" (28 октября) и "К-5" (1 ноября). Все поставленные перед "Космосом-5" задачи были успешно выполнены. Собранные данные позволили предусмотреть меры защиты бортового оборудования перспективных космических аппаратов.
В ответ на американские ядерные испытания в космосе советское правительство решило провести серию таких взрывов при пусках баллистических ракет с ядерными зарядами с полигона Капустин Яр в район полигона Сары-Шаган, где была расположена система "А".
Задачи операции "К" заключались в определении:
- поражающего действия ядерного взрыва на головную часть баллистической ракеты;
- воздействия ядерного взрыва на атмосферу;
- воздействия ядерного взрыва и возмущений в атмосфере на работу радиотехнических средств системы "А" и на процесс наведения антиракеты В-1000 на цель.
Первые взрывы, имевшие обозначения "К-1" и "К-2", были проведены в течение всего одних суток - 27 октября 1961 г. Оба боеприпаса мощностью 1,2 кт были доставлены к местам взрыва (над центром опытной системы "А" на полигоне Сары-Шаган) баллистическими ракетами Р-12 (8К63), запущенными с полигона Капустин Яр. Первый взрыв был произведен на высоте около 300 км, а второй - на высоте около 150 км.
Ядерный взгляд на Луну
Говоря о советских ядерных взрывах в космосе, стоит упомянуть о проекте Е-3, предполагавший доставку на Луну и подрыв на ее поверхности атомного заряда. Автором проекта Е-3 был советский физик-ядерщик академик Яков Борисович Зельдович. Основная цель проекта - доказать всему миру, что советская станция достигла поверхности Луны. Зельдович рассуждал следующим образом. Сама по себе станция очень мала, и ее падение на лунную поверхность не сможет зафиксировать ни один земной астроном. Даже если начинить станцию взрывчаткой, то и такой взрыв никто на Земле не заметит. А вот если взорвать на лунной поверхности атомную бомбу, то это увидит весь мир, и ни у кого больше не возникнет вопросов или сомнений.
Несмотря на многочисленных противников проекта Е-3, он все же был детально проработан, и в ОКБ-1 даже изготовили макет станции с ядерной боеголовкой. Контейнер с зарядом, как морская мина, был весь утыкан штырями взрывателей, чтобы гарантировать взрыв при любой ориентации станции в момент соприкосновения с поверхностью Луны.
Но макетом дело и закончилось. Уже на стадии эскизного проектирования ставились вполне резонные вопросы о безопасности такого пуска. Никто не брался гарантировать стопроцентную надежность доставки заряда на Луну. Если бы ракета-носитель потерпела аварию на участках работы 1-й или 2-й ступеней, то контейнер с ядерной бомбой свалился бы на территорию СССР. Если бы не сработала 3-я ступень, то падение могло бы произойти на территории других стран.
В конце концов от проекта Е-3 отказались. Однако ядерные испытания в космосе были решено продолжить. В ходе операций "К-3", "К-4" и "К-5" 22 октября, 28 октября и 1 ноября 1962 г. спецзаряды мощностью в 300 кт были подорваны на высотах, соответственно, 300, 150 и 80 км.
В июне 1963 г. США предложили заключить соглашение о запрете на проведение ядерных взрывов в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой. Это предложение советское руководство практически сразу приняло. Договор был подписан в Москве 5 августа 1963 г. министрами иностранных дел СССР, США и Великобритании.
На этом история взрывов в космическом пространстве завершилась, по крайней мере, до февраля 2018 г.