Дагестанские тряски
5 февраля стало точкой отсчета нового курса Дагестана, выбранного его руководителем Владимиром Васильевым. Росчерком пера он отправил в отставку правительство региона - после серии громких арестов прежних ключевых фигур: бывшего врио вице-премьера правительства Дагестана, экс-министра экономики республики Раюдина Юсуфова, врио премьера Дагестана Абдусамада Гамидова, врио вице-премьера Шамиля Исаева и министра образования республики Шахабаса Шахова.
За работу нового правительства будет отвечать теперь уже экс-министр экономики Татарстана Артем Здунов, который ранее, как отмечают многие СМИ, принимал активное участие в формировании стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, а также особо отличился в разрешении проблем после краха банка с республиканским участием - Татфондбанка. Он стал еще одной новой фигурой на дагестанском политическом олимпе: первопроходцами были глава администрации Владимир Иванов, в прошлом - руководитель аппарата фракции «Единая Россия» в ГД РФ, и теперь уже республиканский прокурор Денис Попов, работавший до этого главой надзорного ведомства Хакасии.
Избрание Здунова на пост председателя правительства стало последующим планомерным шагом нового врио главы республики. Развитие в области промышленности и привлечение инвестиций станут основными векторами на этот год для региона, как и выведение из тени существующего бизнеса. Тем более что средства на это есть (Васильев добился выделения от федерального центра 3,2 млрд рублей дотаций), было объявлено и о создании в Дагестане кластера стекольной промышленности, а приезд нескольких делегаций иностранных инвесторов добавляет оптимизма в ожидании притока капитала.
Но получивший преференции от центра врио главы Дагестана пока не торопится. По всей видимости, он ожидает окончания противокоррупционной зачистки, активно идущей сейчас в регионе.
Как сообщает ряд СМИ, инициированный им масштабный "десант" в республику представителей Генпрокуратуры совместно с представителями МВД и ФСБ проводит обыски в республиканских министерствах, кроме того, как сообщается со ссылкой на "Интерфакс", ряду высокопоставленных чиновников запретили выезжать пока за границу. На вопрос "кто следующий?", вероятно, скоро дадут ответы правоохранители, а в ожидании его замерли многие не только в регионе, но и в соседних республиках.
И не случайно, ведь в этом сонме новостей из региона, чем-то напоминающих сводку военных, как черные вороны на белом снегу, видны несколько месседжей. Во-первых, появление "варягов" разного ранга (можно предположить, что их численность увеличится, так как каждый руководитель склонен приводить свою команду, пусть даже с использованием некоторого числа местных кадров), не просто изменит устоявшийся за годы курс развития, но и должен кардинально изменить его, поскольку в своей работе новые люди будут скорее опираться на контакты, наработанные в родных регионах, чем на доставшиеся в "наследство" от предшественников.
Во-вторых, появление новых персон из других частей нашей страны четко дает понять, что местная политика назначений исходя из национальности начинает в какой-то степени уходить в прошлое, и теперь ставка будет делаться на иные показатели, на так называемое внешнее управление.
В-третьих, ведущаяся зачистка местных высокопоставленных чиновников позволит укрепить веру во власть у жителей региона.
В-четвертых, от уголовного преследования никто не застрахован. И этот последний пункт касается не только чиновничьего аппарата. Не стоит забывать, что у региона большие задолженности в сфере ЖКХ, а местных жителей довольно часто уличали в краже электроэнергии и врезках. Потому так называемая "показательная порка" может спуститься "этажом ниже", где точно миндальничать не будут, и в Москву непривилегированных арестантов на самолете не покатают.
Но самый главный месседж: подобная трансформация может произойти и в остальных регионах СКФО, если не будут предприняты шаги по изменению текущей ситуации.
Предпосылок для этого много: на октябрь 2017 года, по данным "МРСК Северного Кавказа", суммарный долг республик Северного Кавказа только перед энергетиками составлял 22,8 млрд рублей. А есть еще проблемы с выводом малого и среднего бизнеса из тени, вопросы по строительству школ, больниц и иных объектов. И в итоге дагестанские тряски могут охватить остальные кавказские республики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.