Русский «Бумеранг»: затаившийся убийца вертолетов
Противовертолетные мины (ПВМ) являются новейшим инженерным боеприпасом, недавно появившимся на вооружении армии России. Эта «умная» мина способна самостоятельно обнаруживать вертолеты и другие моторные летательные аппараты, в том числе и беспилотные (БЛА), летящие на скоростях до 360 км/ч и на дальностях до 1.000 метров. Мина способна поражать их с расстояния 150 метров.
По факту срабатывания
При атаке на объект вертолет противника практически «наступает» на ПВМ. Пилоты даже не подозревают, что их ждет неминуемая гибель. Обнаружить подобную угрозу невозможно ни визуально, ни электронными средствами - лишь по факту срабатывания.
Отечественная ПВМ была разработана в ФКП ГкНИПАС (Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем, расположенный в Воскресенском районе Московской области) еще в 1990-х годах. Стоит заметить, что аналогичные системы на Западе стали предметом изучения лет на десять раньше, но боевого применения так и не получили. По крайней мере, во время войны в Афганистане 1979-1989 годов с участием советских войск, их применение противником не было замечено. Моджахеды, получавшие вооружения, в том числе и средства ПВО, от США и ряда других стран, использовали против советских вертолетов традиционные ПЗРК.
Афганские радикалы применяли порой довольно хитрую тактику - по курсу низколетящего Ми-24 или Ми-8 делался выстрел из гранатомета, а когда пилот, чтобы уйти от осколков, поднимал боевую машину вверх, по вертолету производился пуск американской зенитной ракеты «Стингер» или «Блоупайп» (производства Великобритании).
Работы по созданию российской противовертолетной мины велись в 2001-2011 годах в соответствии с Гособоронзаказом. Согласно техническому заданию мина создавалась для защиты военных и гражданских объектов побережья, где возможна высадка десанта, блокирования аэродромов противника, его запасных взлетно-посадочных полос (ВПП). Сегодня, в связи с широким применением на поле боя беспилотных летательных аппаратов, противовертолетная мина, получившая название «Бумеранг», стала очень востребованным средством обороны. За каждой летящей на малой высоте «блохой» в небе уследить сложно, а применять по БЛА комплексы С-300 и С-400, как и ЗРПК «Тунгуска», нерационально. Вот здесь и пригодятся ПВМ - затаившиеся убийцы низколетящих целей.
СправкаПротивовертолетная мина «Бумеранг» служит для защиты военных и гражданских объектов от атак вертолетов, для защиты участков морского побережья, где возможен вертолетный десант, защиты минных полей от вертолетного разминирования, блокирования взлетных полос аэродромов противника, блокирования мест, где могут быть развернуты запасные аэродромы или аэродромы рассредоточения, психологического воздействия на пилота вертолета с целью принуждения пилотирования на больших высотах.
Пролета нет - минное поле!
ПВМ состоит из акустической системы, многочастотного ИК датчика и боевой части. Мина с помощью акустической системы самостоятельно обнаруживает цель на дальности до одного километра, разворачивает боевую часть в сторону цели, и, сканируя с помощью многочастотного ИК датчика, определяет истинное направление на цель и момент подрыва боевой части. Прицеливание заряда производится в верхнюю полусферу вертолета (на двигатель и лопасти).
Весит российский «Бумеранг» 12 кг, 6,4 из которых - масса взрывчатого вещества. ПВМ переходит из режима ожидания в рабочий режим за 1,5 секунды. Кумулятивный заряд, вылетая в небо, обеспечивает радиус зоны поражения в 150 метров.
Как и любая другая мина, ПВМ может устанавливаться как вручную, так и с помощью наземных или авиационных средств. Делается это быстро. На состоявшихся в марте нынешнего года на полигоне в Ленинградской области тактико-специальных учениях военнослужащие инженерно-саперных подразделений Западного военного округа (ЗВО) отработали противовертолетное минирование менее чем за час. За это время саперы прикрыли рубеж протяженностью более трех километров, полностью парализовав действия армейской авиации условного противника в назначенном районе.
Еще быстрее установка ПВМ производится с вертолетов. В отличии от «наземной» мины, «Бумеранг» для авиационных средств доставки имеет не четыре, а шесть стабилизирующих лепестков для точной установки в вертикальной плоскости. В полете такая мина успевает занять устойчивое положение - прицелом вверх, а при соприкосновении с землей самостоятельно «взводит боевой курок».
Высокотехнологичный боеприпас
ПВМ хотя и является неуправляемой миной, но оборудована комбинированным акустико-инфракрасным датчиком цели. Его чувствительность позволяет селектировать даже шум двигателя мотодельтоплана на дальности в 600 метров, а вертолета - более чем за три километра. Система селекции шумов позволяет выделять звук двигателя самолета или вертолета на фоне шумов моторов наземной техники, взрывов, стрельбы. Если по характеру шума распознан двигатель воздушной цели, то при ее приближении на расстояние менее одного километра производится разворот боевой части ПВМ в сторону противника. Одновременно включаются инфракрасные датчики цели (их 4-6), которые определяют точное направление на цель и дальность до нее. Перезахват иной цели в это время исключается.
Как утверждают разработчики, комбинация одновременной работы акустического и инфракрасных датчиков исключает реагирование мины на тепловые противоракетные ловушки, отстреливаемые вертолетом противника. При входе цели в зону поражения (полусфера радиусом 150 метров) производится подрыв мины и ударное ядро, движущееся со скоростью около 2.500 км/час поражает воздушный объект. Если цель не вошла в зону поражения, то - при удалении на расстояние более одного километра - происходит отключение инфракрасных датчиков и мина вновь переходит в «спящее» положение.
Если установленные мины соединены между собой проводной системой обмена информацией, то исключается захват одной цели одновременно двумя или более минами. Время боевой работы мины ограничивается емкостью источника питания и количеством включений инфракрасной системы наведения, а также температурой окружающей среды. Но во всех случаях время боевой работы - не менее трех месяцев.
ПВМ снабжена дистанционно включаемой (выключаемой) системой неизвлекаемости. Система самоликвидации предусматривает самоподрыв мины по истечении заданного срока или при снижении ЭДС источника питания ниже рабочего напряжения. Безопасные расстояния при подрыве мины в тыльную и боковые стороны определены в 35 метров, однако отдельные осколки корпуса летят в тыл и в стороны на значительно большее расстояние.
Преимущество ПВМ перед прочими средствами ПВО заключается именно в автоматическим режиме работы. Стрелок ПЗРК, например, реагирует на низколетящие (ниже 100 метров) цели с эффективностью 30-40 %. А «Бумеранг» в подобной ситуации своей жертвы не упустит!
Еще один немаловажный плюс российской противовертолетной мины: при высокой боевой эффективности она недорога в изготовлении.
Минный «Дождь»
Вертолеты армейской авиации, помимо прочих возможностей боевого применения, теперь еще стали и искусными саперами. 5.000 квадратных метров территории на танкоопасном направлении они могут нашпиговать несколькими сотнями мин за 10 минут. Инженерно-саперным подразделениям на земле на это потребовалось бы гораздо больше времени.
Наиболее эффективным вертолетным минным раскладчиком (ВМР) считается одна из модификаций этой системы, известная под названием «Дождь». Она предназначена для установки противотанковых мин на поверхности грунта или снега. Основными конструктивными элементами оборудования являются опорная рама, устанавливаемая на пол грузовой кабины вертолета; ленточный транспортер, монтируемый на верхней плоскости опорной рамы; кассета для размещения боекомплекта мин, устанавливаемая над ленточным транспортером; выдающий механизм для перевода мин в боевое положение и выдачи их из вертолета на грунт; система управления минированием для обеспечения выдачи мин в заданной последовательности и контроля остатка мин в кассете.
Для установки мин используется, как правило, вертолет Ми-8, в грузовом отсеке которого и крепится снабженный 200 зарядами «миномет». Воздушное минирование теперь является неотъемлемой составляющей боевой работы вертолетных подразделений армейской авиации России. А эффективность применения минных полей, установленных с воздуха, была доказана в ходе боевых действиях в Афганистане и при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе.