Беженцы Восточной Гуты
С раннего утра безмолвный поток беженцев темной рекой течет по разбитым улицам Хамурии. Для того чтобы добраться сюда пешком, у людей уходит по полтора-два часа. С собой - сумки, чемоданы, баулы и дети. Сотни, тысячи маленьких детей, которые даже не вздрагивают от звуков далеких разрывов.
Сегодня утром более 3,5 тысячи сирийцев вышли из Восточной Гуты через пункт пропуска Хамурия. По данным российского Центра примирения враждующих сторон, более 73 тыс. человек покинули Восточную Гуту за все время действия гуманитарных пауз.
- Террористы не хотят выпускать людей, - говорит пожилой мужчина. - Кому-то угрожают расправой, кого-то запугивают - вас там расстреляют и посадят в тюрьму. Но мы же знаем, что это не так.
По пути военные расставили чаны с водой, чтобы беженцы могли утолить жажду и продолжить свой путь.
- Ситуация, в которой мы находились до сегодняшнего дня, просто ужасна, - едва не плачет женщина с пожилым отцом. - Ни сна, ни еды, ни чистой воды. Жили в подвалах, террористы не давали нам выходить. Нам не доходила никакая помощь, боевики всех мастей - Джебхат ан-Нусры, Фейлак Ар-Рахман и Джейш аль-Ислам - забирали все и продавали нам по ужасным ценам.
Килограмм риса - около 11 долларов, сахар - 25, хлебные лепешки - 20, литр дизельного топлива - 10.
- Мне было немного лучше, чем остальным, - признается Исмаил из Сакбы. За ним семенит жена с двумя чумазыми малютками. Обуви на них нет, идут в носках. - У меня был свой генератор, и я мог хоть немного зарабатывать. Боевики постоянно оказывали давление на нас. В предыдущие годы террористы то открывали, то закрывали безопасные выходы, чтобы создавался дефицит продовольствия, и поднимали цены. Еды не было, еду только сейчас эти собаки стали вытаскивать со складов, когда мы начали выходить. Предлагали сахар и рис. Печенье и масло, которые были давно привезены Красным Полумесяцем, они стали просто выбрасывать на дорогу. Как будто это нас остановит.
Такая же ситуация была и в Алеппо, когда после освобождения города на складах боевиков обнаружили тонны продовольствия и медикаментов с просроченными сроками. До простых людей международная помощь просто не доходила.
- Они нас чуть не уморили голодом, - говорит девушка с тремя детишками. - Сегодня на завтрак на всю семью у нас было две лепешки.
Коллега пытается угостить мальчишек конфетами, но те шарахаются от него, прижимаясь к маме: «Мы боимся!» Она что-то говорит им по-арабски, и они с опаской принимают угощения, медленно разворачивают неведомое до сих пор лакомство и, осторожно положив на язык, вдруг расплываются в улыбках. Эти дети родились на войне и были лишены простых человеческих радостей. Да и детства в целом. На российских военных из ЦПВС они смотрят с восхищением, как на инопланетян. Для них - это люди с далекой планеты, прилетевшие вытащить их из многолетнего ада. Хотя другой жизни они просто не знают.
Беженцев рассаживают по автобусам и везут в развернутый россиянами лагерь, которые наши военные снабдили самым необходимым.
«По просьбе представительства ООН из резервов Минобороны РФ жителям Восточной Гуты передано 4.100 комплектов постельного белья, подушек и одеял. Доставлено более 427 тонн продовольствия, полевые кухни для приготовления горячей пищи населению Восточной Гуты, а также бутилированная вода. Самолетами российской военно-транспортной авиации переброшено дополнительно еще 3.000 комплектов постельного белья, а также десятки тонн продовольствия для жителей Восточной Гуты».
Официальный представитель Министерства обороны РФ Игорь Конашенков.