Крылья Арктических войск: «Звезда» выяснила, в каких условиях выполняют задачи военные летчики на Крайнем Севере
© Пресс-служба ЗВО

Крылья Арктических войск: «Звезда» выяснила, в каких условиях выполняют задачи военные летчики на Крайнем Севере

Полеты в Арктику регулярно выполняют пилоты авиаподразделений, базирующихся на аэродроме «Левашово»
30 марта 2018, 15:05
Реклама
Крылья Арктических войск: «Звезда» выяснила, в каких условиях выполняют задачи военные летчики на Крайнем Севере
© Пресс-служба ЗВО
Читайте нас на: 

Освоение и развитие Арктики, территория которой в полтора раза больше нашей страны, невозможно представить без авиации. Это единственный круглогодичный вид транспорта в высоких широтах. Воздушные трассы над ледяной пустыней требуют от летчиков особого профессионализма, который нарабатывается годами. В Петербурге на военном аэродроме «Левашово» базируются авиационные подразделения, летчики которого регулярно выполняют полеты в Арктику. В их составе вертолеты Ми-8 и Ми-26. Об особенностях подготовки арктических экипажей рассказал командир авиационного полка Анатолий Кизьяков.

Посадка в сугроб

Такой элемент пилотажа, как посадка в сугроб, должен уметь выполнять каждый полярный летчик. При этом глубина сугроба с подветренной стороны может достигать 6 метров.

- Бывало и такое - садишься и проваливаешься, - рассказывает командир авиаполка. - А снизу выходят люди, машут веником и кричат: «Ты куда на крышу дома садишься!»

None
© Елена ЛОГИНОВА
None

Анатолий Кизьяков с улыбкой рассказывает, как однажды пришлось садиться в Анадыре при ветре более 40 м/сек. Притом что свыше 20 м/сек. полеты запрещены. Это, наверное, еще один навык арктических летчиков - спокойно относиться к экстренным ситуациям и быть готовыми к самым серьезным испытаниям. Да, технический прогресс в наше время облегчил работу пилотов. Однако Арктика и сейчас заставляет технику и людей работать на пределе возможностей. Север не прощает небрежности и ошибок.

«Точка невозврата»

На Крайнем Севере сложности создает не столько сам холод, но и частая непрогнозируемая смена погоды, которая накладывается на отсутствие развитой аэродромной структуры.

- Экипаж должен грамотно проанализировать метеорологические условия на аэродромах вылета-посадки и рассчитать остаток топлива так, чтобы можно было сесть с запасом не менее аварийного, - говорит Анатолий Кизьяков. - Это позволит при ухудшении погоды еще раз зайти на посадку. При полете на максимальную дальность отсутствуют запасные аэродромы. Самолет или вертолет доходят до рубежа принятия решения, после которого при ухудшении метеорологических условий нельзя будет вернуться. На обратную дорогу просто не хватит топлива.

Запасных аэродромов в Арктике нет. Если ты прошел «точку невозврата», а погода на аэродроме посадки ухудшилась, садиться приходится в любых условиях. Хорошие условия в Арктике редкость. Ветра, близкие к предельному значению, дуют здесь постоянно, даже в ясную погоду. Часто бывают низкая граница облачности и туманы по утрам-вечерам из-за перепадов температур. Добавьте к этому полярную ночь, частое отсутствие связи, полеты над ледяной водой - вот традиционные условия полетов в арктической зоне.

Погода может испытывать летчиков даже на земле. Командир полка вспоминает случай, как однажды буран не давал почти две недели не то что взлететь, но даже выйти на улицу. Ветер тогда сломал два комплекта лопастей, развернул машину. Опыт и подготовка экипажа в таких условиях - залог выживания. Именно поэтому обучение специалистов для полетов в Заполярье отличается от программ для обычных летчиков.

Уникальная операция

О высоком уровне подготовки пилотов полка свидетельствует успешное выполнение летней операции по обеспечению научной экспедиции на арктические острова. На вертолетах Ми-26 и Ми-8 летчики выполняли доставку грузов с морских судов на неподготовленный берег на внешней подвеске. Обычно корабль разгружают на понтоны и потом забирают груз с берега. В данном случае корабль стоял на рейде в 10 километрах от берега, а груз брали с палубы и доставляли на место базирования экспедиции. Вес грузов максимальный: Ми-26 перевозили до 20 тонн зараз, Ми-8 - до трех.

None
© Пресс-служба ЗВО
None

- И вертолет держать над кораблем непросто, и морякам приходилось удерживать корабль правильно, - вспоминает Анатолий Кизьяков. - Для этого с капитаном судна должно быть отлажено взаимодействие. К этой операции мы только здесь готовились месяц. А потом на архипелаге отрабатывали все вместе с экипажем корабля. В том числе отрабатывали и действия в аварийных ситуациях.

Аварийную ситуацию может вызвать не только отказ техники, но и погода. Летом захода солнца нет, но когда оно в вечерние периоды снижается, температура быстро падает. Прибрежные скалы остывают быстрее, чем вода. Появляется так называемая бора - сильный ветер возле берега. В этот раз так и было - только экипажи выполнили задание, поднялся резкий ветер до 50 м/с. Как раз вовремя успели все сделать.

Таких уникальных операций на Крайнем Севере не сосчитать. Недаром в советское время полярники (были ли это ученые, летчики, моряки или люди других профессий) стали символом мужества. За судьбами папанинцев и челюскинцев следила вся страна. А летчики, принимавшие участие в тех операциях, были признаны настоящими героями. Их имена знали так же, как имена любимых актеров, они были примером для подражания советских мальчишек.

В наши дни, по большому счету, мало что изменилось. И Арктика - это все те же тысячи километров неизведанной суровой территории. Несмотря на современную технику, работа в арктической зоне по-прежнему требует мужества и особой подготовки. Здесь, как и раньше, ценится взаимовыручка. Тысячи человек ежедневно совершают, по сути, настоящие подвиги в мирное время, и все они пример для мальчишек сегодняшних.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама