Кто собирался взорвать ржавую "Украину"
Среди достижений украинских контрразведчиков заместитель главы этого ведомства Виктор Кононенко назвал предотвращение взрыва крейсера "Украина", который стоит законсервированным в Николаевском судостроительном заводе уже больше тридцати лет. Взорвать этот крейсер, как нетрудно догадаться, намеревался гражданин России.
Судьба "Украины"
Заместитель главного пинкертона Незалежной даже назвал его фамилию. Мы этого делать не станем, поскольку оснований доверять украинским сыщикам нет. Тем более что объяснений, зачем нужно было взрывать ржавеющий полностью разоруженный корабль, пан Кононенко приводить не стал, как не стал сообщать, арестован ли предполагаемый "диверсант" или нет. Странная история с несостоявшимся взрывом вообще не представляла бы никакого интереса, если бы не символическое имя корабля - "Украина".
Несколько месяцев назад Николаевский судостроительный завод, некогда названный в честь 61 коммунара, в связи с прекращением финансирования вообще остановил работы на крейсере "Украина" - счета предприятия арестованы, долги по зарплате в 2,2 млн долларов, которые копились с 2015 года, заморожены. А президент Украины Петр Порошенко еще в феврале прошлого года распорядился продать крейсер, предварительно сняв с него все военное оборудование.
Что же собой представляет крейсер "Украина"? До развала СССР корабль носил имя "Адмирал флота Лобов". Он принадлежит к серии крейсеров проекта 1164 класса "Атлант", где головной - флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва". В ВМФ России верой и правдой служат еще два таких корабля - флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер "Варяг" и ракетный крейсер Северного флота "Маршал Устинов".
"Лобов", как и его собратья, должен был нести на борту 16 противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет П-500 "Базальт" с дальностью действия 550 км (последняя модификация этих ракет - "Вулкан" уже бьет на 1.000 км). Ракеты могли оснащаться ядерной боевой частью, поэтому крейсера этого проекта называли "убийцами авианосцев".
А еще на крейсере планировалось разместить 64 зенитные ракеты комплекса дальнего радиуса действия "Форт" (аналог сухопутного варианта С-300), два зенитно-ракетных комплекса среднего радиуса действия "Оса-М", 144 ракеты двух комплексов ракетно-бомбового устройства РБУ-6000, торпедное и артиллерийское вооружение - два пятитрубных торпедных аппарата, одна 130 мм пушка и шесть 30 мм пушек АК-630М. Ничего из этих боевых средств установить на "Украину" не успели.
Вообще-то судьба крейсера "Украина" чем-то напоминает судьбу самой Украины, в которой отразилось столь характерное для недолгой истории Незалежной и державное недомыслие ее политиков, и их непомерная жадность.
В трагические дни распада СССР "Адмирал флота Лобов" стоял на достройке в Николаевском заводе и по соглашению сторон стал украинским, хотя Киеву крейсер не был нужен ни при какой погоде. Во-первых, у Украины не было специалистов, готовых управлять таким кораблем. Во-вторых, не существовало причальной инфраструктуры. В-третьих - и это решающий фактор - практически все вооружение, предназначенное для этого крейсера, изготавливалось на российских оборонных предприятиях. А без "Базальта" крейсер не представляет большого интереса.
Продать нельзя взорвать
Купить недостроенный "Лобов" в начале 90-х годов прошлого века была готова только Россия. Но поскольку лишних денег у Москвы тогда тоже не было, предложение Москвы звучало так: достраиваете крейсер, а мы берем в счет долга, который накопился за поставленный Украине газ. Но Киев такой вариант не устроил. За газ Украина согласилась отдать стоявший на ремонте в том же Николаевском заводе ракетный крейсер "Москва", а за "Лобова" потребовала валюту. И цену заломила такую, что разговаривать сразу стало не о чем.
В Киеве так и не смогли решить, что им делать с недостроенным кораблем. Сначала крейсер переименовали в "Украину", объявив его символом новой морской державы. Но оказалось, что "символ" может отойти от заводской стенки разве только на буксире. Кроме того, его газотурбинные двигатели сжигали столько топлива, что его хватило бы, чтобы обогреть замерзающий зимой Николаев. Да и самого этого топлива тоже недоставало.
Тем не менее, переговоры о продаже "Украины" в Россию возникали еще не раз. В порядке предпродажной подготовки Верховная рада даже постановила убрать с борта корабля название "Украина", поскольку торговать символом родины было как-то не с руки, тем более если потенциальный покупатель - Россия. Однако сделка опять не состоялась. И тогда у Киева осталось два варианта: или переделать корабль под казино, как это случилось с авианесущим крейсером "Варяг", или продать на металлолом.
Исходя из того, что водоизмещение "Украины" 11.500 тонн, а тонна корабельного металла с медными проводами и другой начинкой на международном рынке стоит порядка 200-250 долларов США, вполне может хватить заводу, чтобы рассчитаться с долгами хотя бы по зарплате.
Впрочем, СБУ придумала, как напоследок можно использовать ржавую "Украину" - еще и в политических целях.
Сообщение о том, что русские диверсанты якобы собирались взорвать эту груду металлолома, по всей видимости, должно было поднять рейтинг украинских чекистов.