Крымский рубеж
В Киеве идет процесс века. Украинская Фемида в отсутствие обвиняемого судит бывшего президента страны Виктора Януковича - госизмена, не шутки. И пока самое увлекательное на этом процессе то, как различные чиновники в погонах и без пытаются спихнуть с себя ответственность за утрату Крыма. Смотреть на это человеку без брезгливости невозможно. Жалкие попытки оправдаться за политическую беспомощность и трусливое предательство.
Четыре года назад в эти дни я одновременно наблюдал за рождением новой Российской армии и похоронами вооруженных сил Украины. Правда состоит в том, что революционные киевские власти попросту бросили свои войска, обрубив все каналы связи. В том числе открытые.
- У нас сейчас на взвод 10 автоматов и полцинка патронов, - жаловался мне украинский офицер на КПП одной из воинских частей, поглядывая на упакованных "вежливых людей". - И половина предлагает сложить оружие, а другая половина хочет посмотреть, что после этого будет.
Конечно, оружие сложили все. И со стороны российского спецназа не было ни капли злорадства над украинскими коллегами. Уникальность той операции состояла не только в том, чтобы максимально оперативно и бескровно взять под контроль хлипкую, но все-таки военную инфраструктуру полуострова. Но и не вызвать социального отторжения. Ведь у всех военных есть семьи, дети...
Это был тот рубеж, через который перешагнуть было нельзя. Российские военные должны были показать свое превосходство, но сделать это с достоинством, без вызова. И им это удалось. Из 13,5 тысячи украинских военнослужащих на материковую Украину захотели уехать лишь около четырех тысяч человек. А из сотрудников СБУ такое желание высказали только 10 процентов.
Четыре года назад 16 марта солдаты и офицеры ВСУ, как и все крымчане, пришли на референдум.
- За что проголосовал? - спросил я своего знакомого офицера.
- За будущее, - отшутился он и скрылся за КПП, у ворот которого стояла БМП с поднятой в небо пушкой.
Через год я встретил его в той же самой части. Он был в той же должности, в новом современном камуфляже и прекрасном расположении духа.
Показывал, как идет строительство новой столовой, демонстрировал свежий ремонт в казармах, удивлялся интенсивности боевой подготовки, не преминул похвастать новым денежным довольствием... Да, на Украину к родственникам и друзьям дорога им теперь заказана - на каждого бросившая их родина-мачеха завела уголовное дело по дезертирству и госизмене. Но оставшиеся в Крыму бывшие украинские военные ни разу не пожалели о российском выборе, сделанном четыре года назад.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.