Высокие союзнические отношения: на то и НАТО
Массированный ракетно-бомбовый удар, нанесенный 14 апреля по Сирии силами проамериканской коалиции, сразу же попал в топ мировых новостей. Но за этой масштабной операцией как-то осталось незамеченным событие, имеющее, возможно, не меньшую значимость - в первую очередь для самого Североатлантического альянса.
Дело в том, что за два дня до атаки на сирийские объекты в Средиземное море упал греческий истребитель «Мираж 2000-5», а пилот самолета 34-летний капитан Георгиос Балтадорос погиб.
Казалось бы, что здесь такого, - очередная трагедия, каких в любой армии мира случается предостаточно... Все так, да не так: особенность этой катастрофы в том, что греческий пилот стал очередной жертвой необъявленной «холодной войны», уже почти полвека идущей между двумя странами Североатлантического альянса - Грецией и Турцией.
По данным греческого государственного телеканала ERT, истребитель «Мираж 2000-5» в тот день поднялся в воздух на перехват турецкого самолета, нарушившего воздушное пространство Греции. Национальные ВВС подтвердили гибель самолета и летчика, но не раскрыли причины.
Возможно, в определенной степени ситуацию прояснил министр обороны Греции Панос Камменос, который написал у себя в Twitter : «Греческий пилот теперь в Пантеоне героев. Он пал за веру и отечество, защищая национальный суверенитет и территориальную целостность страны. Родина скорбит о нем. Глубокие соболезнования семье и всем его сослуживцам». Как говорится, без комментариев...
В свою очередь афинско-македонское агентство ANA-MPA сообщило, что премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в телефонном разговоре с греческим коллегой Алексисом Ципрасом выразил соболезнования в связи с гибелью летчика от своего имени и от президента Реджепа Эрдогана, а турецкие военные уточнили, будто в районе катастрофы греческого истребителя турецких боевых самолетов тогда не было. Но ничего не сказали о том, был ли факт нарушения греческого воздушного пространства.
При этом надо отметить, что жесткое противостояние между греческими и турецкими боевыми самолетами происходит с завидной регулярностью на протяжении уже многих лет.
Считается, что первыми жертвами этой греко-турецкой «холодной войны» стали греческие летчики капитан Ставрос Янникакис и младший лейтенант Панайотис Петруцос, погибшие 3 октября 1977 года (впрочем, до того были потери и в ходе непосредственного боевого столкновения - во время вторжения Турции на Кипр в 1974 году). Ну а 26 лет назад в районе острова Айос-Эфстратиос произошел практически аналогичный недавнему случай: 18 июня 1992 года греческий «Мираж», вылетевший на перехват двух турецких F-16, разбился в ходе так называемой «собачьей свалки» с турками на предельно малой высоте. Летчик лейтенант Николаос Сиалмас погиб.
Четыре года спустя, 8 октября 1996 года, настала очередь нести потери ВВС Турции. Истребитель F-16D, вылетевший с авиабазы в провинции Баликесир, упал около острова Хиос, то есть уже на территории Греции. Один летчик, подполковник Осман Чилекли, катапультировался и его подобрал греческий поисково-спасательный вертолет, а второй пилот пропал без вести - тело капитана Наиля Эрдогана так и не нашли. И только 16 лет спустя подполковник Чилекли подтвердил, что их самолет все же был сбит управляемой ракетой класса «воздух - воздух» R.550 «Мэдик II» (Magic II), выпущенной с греческого истребителя «Мираж 2000», который, как утверждается, в тот роковой день пилотировал летчик Танос Гривас. «Этот инцидент был позором для наших вооруженных сил - вот почему мы хранили молчание так долго, - сказал Осман Чилекли. - Семье Наиля Эрдогана сообщили правду в приватном порядке».
Затем информацию об огневом поражении турецкого боевого самолета подтвердил министр обороны Турции Исмет Йылмаз (занимал этот пост в 2011-2015 годы). Вполне возможно, что лет через 10-15 мы «вдруг» узнаем, что 12 апреля 2018 года греческий истребитель упал не сам по себе, а был сбит истребителем ВВС Турции...
Кстати, в нашем веке произошла еще одна примечательная трагедия. 23 мая 2006 года три турецких самолета - два F-16 и один RF-4 - на высоте около 8 200 метров вошли в международное пространство над южными Эгейскими островами, не предупредив об этом греческих авиадиспетчеров (авиадиспетчеров положено предупреждать во избежание столкновений с другими военными или гражданскими самолетами. - Авт.). На встречу им вылетели два греческих F-16, которые настигли турок над островом Карпатос. В результате опасного маневрирования - той же «собачьей свалки» - греческий и турецкий F-16 столкнулись, погиб греческий пилот Костас Илиакис, а его турецкий «противник» - летчик Хали Ибрагим Оздемир благополучно катапультировался.
По данным Минобороны Греции, турецкие самолеты и вертолеты ежегодно до 1,5 тысячи раз нарушают воздушное пространство Греции на разных участках госграницы (только в 2015 году, по данным CNN Greece, такие факты были отмечены 1.375 раз, причем 135 турецких самолетов на момент нарушения воздушного пространства Греции несли различные средства поражения).
Греческие истребители вынуждены каждый раз подниматься на перехват, и никто не дает гарантии, что очередной вылет не закончится потерями. А в перспективе, что не исключено, и региональным конфликтом.
Но это воздушная обстановка, отражающая непростые отношения между состоящими в НАТО Грецией и Турцией. Подобного рода инциденты, сопровождающиеся обменом «любезностями» в виде пуль и снарядов, регулярно происходят и между военными моряками двух стран. В общем, высокие союзнические отношения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.