Терминаторы XXI века: небесные работники войны
![Терминаторы XXI века: небесные работники войны Терминаторы XXI века: небесные работники войны](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/66f19c62c9dc45c88f845e985e6efa72.jpeg)
Исторический факт: первое боевое применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) произошло... 12 июля 1849 года. Войска Австро-Венгрии использовали их при подавлении восстания в Венеции. В качестве воздушных носителей были выбраны аэростаты, на которые установили боевые заряды с шрапнелью и часовыми механизмами, производившими спуск механизма для сброса смертоносного груза.
Боевая эффективность этих «беспилотников» оказалась невелика, но панику в рядах революционно настроенных венецианцев они посеяли страшную. Сами австрийцы воздушную атаку признали удовлетворительной, зафиксировали результат и вскоре об этом боевом эпизоде благополучно забыли. Так что первое боевое применение беспилотных воздушных аппаратов осталось малоизвестным.
![Аэростаты при осаде Венеции 1849 года](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/49e35813bd8c4afa869a5801d053d2fc.jpeg)
Попытка выйти на суд широкой публики была предпринята во время Первой мировой войны, когда параллельно с первыми шагами боевой авиации появились проекты беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для бомбометания и пуска торпед. Такие проекты делались в Германии (проект Fledermaus компании Siemens&Halske) и США (проект Kettering «Bug» компании Dayton-Wright). Дальше создания и испытания опытных образцов работа не пошла, да и война к тому времени закончилась.
![Kettering «Bug»](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/1e211b4d52d24b588348fec0c0d39bc0.jpeg)
С развитием радио- и электроприводов у БЛА появился второй шанс для успешного старта и развития. Отличилась Великобритания, создавшая первые в мире радиоуправляемые БЛА-мишени QUEEN BEE на основе трех бипланов Fairy Queen. Пальму первенства у британцев вскоре перехватили США, которые выпустили серию из 3.800 БЛА Radioplane OQ-2.
Во время Второй мировой войны Германия создала знаменитые БЛА - самолеты-снаряды Vergeltungswaffe-1 («Фау-1»), достаточно успешно атаковавшие Лондон.
![Vergeltungswaffe-1 («Фау-1»)](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/b979343beaf14613926e3ab1d129196a.jpeg)
Американцы смогли похвастаться только одним успешным применением БЛА - атакой беспилотным торпедоносцем Interstate TDR-1 севшего на мель японского торгового судна Yamazuki Maru.
Когда в мире «похолодало»
Периодом активного развития БЛА принято считать времена «холодной войны», когда две сверхдержавы - США и СССР участвовали в «гонке вооружений», создавая различные средства вооружения и военной техники. В основном беспилотники выполняли задачи по ведению воздушной оперативной разведки, так как функцию нанесения удара и та, и другая стороны традиционно отдавали ракетам и самолетам.
![Ту-123 «Ястреб»](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/43e7ea6b7f3f419486e659d0a1283d01.jpeg)
В СССР с 1970 по 1991 год производили различные типы БЛА - от реактивных Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» до поршневых «Пчела-1Т» и «Шмель-1». Кстати, БЛА Ту-143 можно назвать самым массовым: наша промышленность выпустила свыше 900 единиц этого беспилотного разведчика.
США ответили нам сверхзвуковым БЛА Lockheed D-21 (построено 38 единиц), реактивным AQM-91 Firefly («Светлячок», 28 единиц) и поршневым RQ-2 Pioneer (175 единиц). Такое малое количество американских БЛА объяснялось тем, что основные разведданные добывали спутники-шпионы и самолеты-разведчики.
![Lockheed D-21 зарепленный на бомбардировщике М-21](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/caba952674ff44bb8f6bc2c9c2f5faa0.jpeg)
Поэтому времена «холодной войны» можно по праву считать пиком развития советских БЛА, которые уступили пальму первенства лишь после 1991 года, когда началось бурное развитие американских БЛА. Сегодня в США их парк насчитывает свыше 7.500 единиц.
Классификация
БЛА можно отнести к классу боевой робототехники: они выполняют боевые задачи над районами, в которых оператор БЛА отсутствует. Фактически все, что видит беспилотник, видит и оператор. Оптические приборы стали неотъемлемой частью практически всех БЛА - как разведывательных, так и ударных. Помимо этого под контролем оператора находятся все датчики и контрольные приборы, которые отвечают за обеспечение полета робота, а для ориентации на местности, как правило, используются цифровые карты, показывающие отметку реального местоположения БЛА по данным GPS-навигации.
По своим весовым характеристикам воздушные беспилотники делятся на 4 группы. Легкие - до 9 кг, средние - от 9 до 30 кг, тяжелые - до 600 кг, сверхтяжелые - свыше 600 кг. По высоте применения: низковысотные - до 360 м, маловысотные - до 1.200 м, высотные - до 6.000 м, тропосферные - от 6.000 до 12.000 м. По боевым задачам БЛА делятся на разведывательные и ударные, по управлению - на автономные, частично автономные и под управлением оператора. Помимо этого стоит различать БЛА, способные выполнять боевые задачи в зависимости от степени противодействия средств ПВО и РЭБ - в режиме «мирного времени», «локальных конфликтов» и «глобальных конфликтов».
Теперь рассмотрим современное состояние и боевые возможности БЛА в США и России.
БЛА вооруженных сил США
В составе ВВС США несут боевую службу около 1.150 БЛА. Они рассредоточены по зонам ответственности командования штабов боевой авиации в Европе (U.S. Air Force in Europe) и Тихого океана (Pacific Air Force). Парк БЛА ВВС США состоит из средних разведчиков RQ-20 Puma (1.000 единиц), тяжелых разведывательно-ударных MQ-9 Reaper (93) и RQ-170 Sentinel (20 БЛА, выполненных по технологии «стелс»), а также стратегических разведывательных RQ-4 Global Hawk (37).
В сухопутных войсках числится свыше 100 разведывательно-ударных MQ-1C Grey Eagle, а в корпусе морской пехоты в штате находится 275 разведывательных RQ-7B Shadow 400 и 1.400 малых разведчиков RQ-14 Dragon Eye. Помимо этого в сухопутных войсках, морской пехоте и силах специального командования США имеется около 5.000 малых разведывательных беспилотных летательных аппаратов RQ-11 Raven.
![RQ-20 Puma](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/5143baa594fe435e86a0d5d609bd333a.jpeg)
Подавляющее большинство в парке БЛА армии США составляют малые разведывательные аппараты RQ-14 Dragon Eye, RQ-11 Raven и RQ-20 Puma (7.400 единиц). Средних беспилотников насчитывается 275 единиц, а тяжелых еще меньше - 250.
Почему же предпочтение отдано малым БЛА? Дело в том, что начиная с 1991 года США провели несколько локальных конфликтов с участием сухопутных войск и корпуса морской пехоты, часть из которых до сих пор продолжается на территории Афганистана, Ирака и Сирии. В ходе этой боевой практики RQ-11 Raven хорошо зарекомендовали себя в поиске и скрытном сопровождении врага, они могут днем и ночью выполнять функции охраны баз и конвоев. RQ-11 может нести два вида видеокамер (дневного и ночного видения), держаться в полете почти 80 минут, а электрический двигатель, разгоняющий БЛА до скорости 95 км/ч, делает беспилотник практически бесшумным. Радиус боевого применения составляет около 10 км.
RQ-7B Shadow 400 выполняют оперативно-тактическую разведку на дальности до 100 км, могут вести видеонаблюдение с высоты свыше 4.500 метров в течение 6 часов. С 2015 года на них стали устанавливать две малогабаритные управляемые бомбы «Пирос». Конечно, боевая эффективность от двух бомб весом в 6 кг каждая не высока, но для ликвидации VIP-персоны или малой диверсии - вполне сгодится.
![MQ-1C Grey Eagle](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/97597076d0ef4991be734cee799d64e9.jpeg)
«Хищники»
Разведывательно-ударные MQ-1C Grey Eagle и MQ-9 Reaper, снискавшие славу «тихих убийц», летают высоко (свыше 8 км) и быстро (с крейсерской скоростью 250 км/ч), с боевым радиусом около 3.750 км. Эти БЛА несут разнообразный арсенал высокоточного вооружения - ракеты AGM-114 Hellfire, бомбы Mark 82 с лазерным и GPS-наведением. Эти «хищники» имеют на своем боевом счету уничтоженную боевую технику и несколько главарей из «Аль-Каиды». Но в то же время есть за ними и дурная слава: «из-за ошибок программного обеспечения» были жертвы среди мирного населения.
Боевой опыт американских БЛА показал не только их эффективность при выполнении задач разведки и целеуказания, но и выявил недостатки их полуавтономного управления. Они вызваны наличием у противника средств РЭБ и РЭП, которые могут перехватить управление у оператора. Поэтому задачи разведки против стран, имеющих комплексы РЭБ и ПВО, возложены на разведывательную авиацию США, а БЛА, в случае боевых действий против этих стран, выполняют тактическую разведку и нанесение ночных высокоточных ударов.
![RQ-4 Global Hawk](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/0521070a2a084b65af39e90264db84be.jpeg)
14 апреля 2018 года во время нанесения удара США и Великобритании по Сирии в воздухе около берегов Ливана «висел» RQ-4 Global Hawk. Не заходя в зону действия сирийских средств ПВО, беспилотник выполнял задачу разведки боевых режимов работы сирийских ЗРК во время отражения ракетного удара. В паре с ним работал самолет-разведчик RC-135.
БЛА армии России
В отличие от США, наши вооруженные силы не могут похвастаться большим парком БЛА. Но, несмотря на то, что Россия достаточно поздно приступила к возрождению своих БЛА (активная работа по их созданию началась в 2013-м), она вполне может гордиться эффективностью их применения в Сирии.
Там наши БЛА совершили более 16.000 вылетов, при этом в воздушном пространстве порой одновременно находилось до 50 беспилотников. Российские БЛА выполняли задачи разведки и мониторинга, а также работали в составе разведывательно-ударных и разведывательно-огневых контуров. Вся информация от БЛА в Сирии в режиме реального времени поступала в группу боевого управления НЦУО МО РФ.
Прямая речь
«Сирийский опыт показывает, что в современных войнах и вооруженных конфликтах возрастает роль робототехнических комплексов».
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу
В качестве разведчиков в небе Сирии работали БЛА «Форпост», «Орлан-10», «Элерон-3», «Пчела-1Т», «Дозор-100» и «Орион». За время проведения боевой операции с 2015 года были сбиты всего три наших БЛА - один «Элерон-3» и два «Орлана-10».
![«Орлан-10»](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/f8118def9c8a4242b8e3df4e55557adf.jpeg)
Особо хочется отметить отработанный контур передачи информации целеуказания для нашей авиации. В качестве корректировщиков часто выступали военнослужащие Сил специальных операций (ССО), нередко находясь в глубоком тылу джихадистов. В качестве боевой экипировки на них был комплект «Ратник-2» с КРУС «Стрелец». Именно через КРУС боец ССО передавал координаты целей ближайшему БЛА «Элерон-3» или «Орлан-10», от которого информация передавалась нашей авиации как непосредственно перед боевым заданием, так и для перенацеливания во время полета.
![«Элерон-3»](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/original/2018/04/18/274d9e1baec74a7187338fc6f20e96d1.jpeg)
«Рабочие лошадки»
«Элерон-3» - легкий российский БЛА для воздушной разведки и наблюдения, разработан российским предприятием ЭНИКС (Казань). Может летать на скорости до 130 км/ч, имеет боевой радиус до 25 км и высоту полета - до 5 км. Продолжительность полета - до 100 минут, поэтому основная задача для этого БЛА - тактическая разведка.
«Орлан-10» - средний БЛА для проведения оперативно-тактической разведки. Продолжительность полета - до 16 часов, высота полета - до 5 км, а боевой радиус при автономном режиме полета - до 600 км.
Оба БЛА несут на своем борту разведывательную видеоаппаратуру, а также комплекс навигации ГЛОНАСС, который позволяет передавать точные координаты для корректировки маршрута полета и выдачи данных целеуказания.
Сегодня в России ведутся работы по малому БЛА «Типчак» (концерн «Вега»), разведывательно-ударному «Орион» (группа «Кронштадт»), тяжелому разведывательно-ударному БЛА «Альтуис» (ОКБ «Сокол»), сверхтяжелому ударному «Скат/Охотник» (РСК МиГ и ОКБ Сухого).
Безусловно, сирийский опыт внес коррективы в программы создания новых воздушных беспилотников для армии России. Поэтому можно уверенно сказать, что БЛА у нас возрождаются, или, как говорят авиаконструкторы, становятся на крыло.