Турецкая «Оливковая ветвь» - продолжение следует?
К началу консультаций с Россией и Ираном по сирийскому урегулированию Реджеп Тайип Эрдоган практически в полном объеме реализовал цели и задачи операции «Оливковая ветвь» - отряды «Демократических сил Сирии» (SDF), состоящие из сирийских курдов, были вынуждены оставить Африн. Город перешел под контроль турецких войск и сформированных турками отрядов «Свободной армии Сирии» (САС). Отметим, что в СМИ эти подразделения численностью в 10 000 боевиков называют «Свободная сирийская армия» (ССА), что неверно. САС, в отличие от ССА, - полностью турецкая креатура, оснащенная турками и находящаяся на их полном финансовом и материальном обеспечении.
Как известно, следующей целью после Африна официальная Анкара определила взятие Манбиджа - города на северо-востоке провинции Алеппо, что могло привести к столкновению не только с курдами, но и с американцами, военные советники которых муштровали курдские «Отряды народной самообороны», в этих же краях располагалась штаб-квартира американского спецназа, насчитывающего порядка 4 000 штыков.
Не секрет, что отношения Эрдогана с Вашингтоном не самые радужные, но вряд ли он готов уже сегодня скрестить штыки с подчиненными Дональда Трампа. Поэтому была проведена, если можно так сказать, психическая атака, свойственная турецкому лидеру. Анкара решительно потребовала от американцев вывести из Манбиджа своих советников и спецназ, угрожая возможными потерями при проведении штурма. Аналогичное предупреждение от Совета национальной безопасности Турции получило и командование курдских отрядов самообороны.
По всей видимости, Эрдоган был очень убедителен, поскольку военное крыло курдской «Партии демократического единства» (PYD), «Отряды народной самообороны» (YPG) и армия США все-таки приняли решение оставить Манбидж.
Однако Анкара не ограничилась Манбиджем. Турки угрожают начать операции и на иракской территории, в частности - направить войска в Синджар, населенный езидами, и нанести удар по отрядам Рабочей партии Курдистана (РПК) в горах Кандиль. И это снова подействовало: руководство РПК начало вывод своих отрядов их Синджара, а Багдад объявил, что берет город под свой контроль.
Но есть и нюансы. Дело в том, что на территории Ирака у турок нет «ударной пехоты» вроде «Свободной армии Сирии», поэтому здесь придется обходиться собственными силами, что в корне меняет ситуацию.
Неудивительно, что турецкие заявления об «историческом» единстве с иракским Мосулом и Киркуком, а также угрозы продолжить операции против РПК на иракском направлении вызвали крайне болезненную реакцию в Багдаде. Свои намерения в Ираке, как это было в Сирии, турки оправдывают защитой так называемых туркоманов, хотя и в Сирии, и в Ираке они составляют крайне небольшой процент населения.
Но не очень убедительная демография, похоже, не смущает Анкару. В случае закрепления Турции на оккупированных сирийских территориях, марионеточные власти в первую очередь будут формироваться в Сирии на базе протурецких боевиков Свободной армии Сирии (и боевиков из числа туркоманов, туркоманы - главная опора Эрдогана и в Ираке).
Свои люди в Сирии есть и у американцев - это сирийские курды, ухитрившиеся сохранить социалистические убеждения (когда надо, США ничего не стоит поступиться классовыми принципами), сунниты, подразделения арабов-христиан, армян, езидов и даже турки, исповедующие коммунизм. Впрочем, ставка американцев на сирийское ополчение вполне понятна. Курды - единственная сила на севере Сирии, способная успешно сражаться против запрещенного в РФ и ряде других стран «Исламского государства» (ИГ). В расчете на поддержку курдов США планируют закрепиться в Сирии. Еще в январе международная коалиция во главе с США приступила к созданию на базе частей «Сирийских демократических сил» подразделений пограничной безопасности (BSF), которые должны были охранять в Сирии контролируемые курдами территории, совпадающие с американской «зоной ответственности».
Первая группа из 230 «пограничников» уже прошла обучение. Предполагается, что общая численность BSF составит 30 тыс. человек, которые должны взять границу с Турцией на севере Сирии и с Ираком - на востоке страны, а также линию разграничения вдоль Евфрата.
С точки зрения России, создание подобных пограничных структур противоречит национальным интересам Сирии и ведет к неизбежному распаду страны.
«Даже если принять во внимание, что ИГ до конца не уничтожено, те действия, которые мы наблюдаем, показывают, что США не хотят сохранить территориальную целостность Сирии», - заявил глава российского МИД Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве.
Новая американская инициатива вызвала резкую реакцию в Турции и стала главным предлогом для турецкого вторжения в Африн. И периодические напоминания Эрдогану о членстве Турции в НАТО, похоже, уже не работают. Поэтому, подсчитывая возможные варианты развития событий, американцы приступили к передислокации части своего персонала с базы Инджирлик в Афганистан. Вместе с тем решение окончательно отказаться от использования этого объекта США так и не принято. Что свидетельствует о стремлении Вашингтона все-таки сохранить союзнические связи с Турцией - несмотря на разногласия по сирийским курдам и очень неприятного для США решения Анкары приобрести у России ЗРК С-400.
Впрочем, и Турция не собирается разрывать союзнические связи с США, а нынешние разногласия больше похожи на стремление добиться уступок со стороны США. В первую очередь - по курдскому вопросу.
Начиная операции в Сирии, Анкара уверяла, что собирается бороться и против «Исламского государства», и против «курдских террористов», но ИГ на курдских территориях не было и в помине, так что основной удар турецкой армии пришелся именно по курдам. А теперь вопрос на засыпку: как далеко собираются турки вклиниться на сирийскую территорию? Эрдоган и его администрация заявляют, что готовы дойти до границы с Ираком, а если потребует ситуация, то и дальше… А это значит, что американским военным советникам придется эвакуироваться и отсюда. Не собираются оставлять курдам эти территории и правительственные войска Сирии - слишком большое значение имеют для Дамаска нефтяные месторождения и сельскохозяйственные территории вдоль течения Евфрата. Недовольны курдами и местные арабские племена, что уже вылилось в отдельные боестолкновения, за которыми один шаг к восстанию.
Рано или поздно подробности станут известны. Но уже очевидно, что Россия поддержит не курдов, попавших под обаяние США, а Башара Асада, ратующего за полный контроль Дамаска над территорией, которую отвоевали у ИГ курдские военизированные формирования. По большом у счету, преграда только одна - американское присутствие в регионе. Но готовы ли сирийцы к прямым столкновениям с США? Поэтому нет ничего лучше мирных переговоров заинтересованных сторон.