Россия сумеет гарантированно защитить своих союзников
Участниками Московской конференции по безопасности (MCIS-2018), которая проходит уже в седьмой раз, стали 850 гостей из 95 стран. В числе приглашенных - министры обороны и делегации военных ведомств, представители экспертного сообщества и академических кругов, руководители авторитетных международных организаций. Как всегда, получили приглашение и западные партнеры, причем на самом высоком уровне, и, как обычно, вместо первых лиц на дискуссионной площадке Запад был представлен скромными «наблюдателями», в профориентации которых сомнений нет.
Почему Запад систематически уклоняется от широкого диалога с Москвой и неподконтрольной ему международной общественностью? Вопрос, скорее, тривиальный, нежели интересный, а ответ - очевидный: по-видимому, нет достойных контраргументов.
Вот и на этот раз главная тема MCIS-2018 «Перспективы развития ситуации на Ближнем Востоке после разгрома ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ) в Сирии» вряд ли пришлась по вкусу партнерам из США и представителям так называемой «единой Европы». А потом и Вашингтон, и Брюссель, да и захлебывающийся русофобией Лондон, как показали последние события, категорически разучились общаться на цивилизованном языке.
По тонкому замечанию директора Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, принимавшего участие в работе MCIS-2018, коллективный Запад не хочет смириться с ослаблением своего влияния на международной арене и, цепляясь за колониальные привычки, по-прежнему пытается выстраивать отношения с другими государствами на принципах «принуждения и диктата». При этом здравый смысл, предполагающий многополярный мир и политическую толерантность, подменяется блоковым мышлением, реализуемым в таких архаичных структурах, как НАТО и ЕС, солидно подпортившими свою репутацию, в том числе и на «деле Скрипаля».
…Ну какой здесь может быть диалог? Тем не менее и без главных оппонентов первый день работы MCIS-2018 прошел в конструктивном ключе, в живом обмене мнениями, не всегда полностью совпадающими, но без учета всех точек зрения, как известно, невозможно выработать консолидированное отношение к актуальным мировым вызовам и угрозам. А это - главная цель Московского саммита по безопасности.
О терроризме
Приветствие Владимира Путина участникам Седьмой Московской конференции по безопасности огласил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
Группировка «Исламское государство» в основном разгромлена - это и военный, и политический факт. И теперь, как считает глава государства, центральной темой, имеющей важное значение для всего международного сообщества, должны стать перспективы развития ситуации на Ближнем Востоке, поскольку терроризм «сохраняет значительный деструктивный потенциал, способность быстро менять тактику и совершать вылазки в различных странах и регионах мира».
Прямая речь
«Ужасная ошибка была совершена теми странами, которые проводили стратегию сдерживания ИГ (запрещена в РФ, - авт.). Наоборот, такие страны, как Россия настаивали на том, что надо нанести военное поражение ИГ и устранить его корни. Именно эта стратегия оказалась реальной. ИГ - страница, которую надо перевернуть, чтобы эта история никогда больше не повторялась».
Рамзи Иззеддин Рамзи, заместитель спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии
По данным Минобороны РФ, уцелевшие - не без помощи США и их союзников - участники бандформирований из Сирии и Ирака перебираются в Афганистан, в страны Северной Африки, в Азию и даже в Европу, что ведет к росту трансграничной преступности.
Как бы в подтверждение слов Владимира Путина директор ФСБ РФ Александр Бортников привел статистику, подтверждающую, что глобальный терроризм в буквальном смысле дышит в затылок мировому сообществу. И эти цифры действительно впечатляют: с 2014 года жертвами терроризма стали 150 тыс. человек, только в минувшем году число убитых и раненых по всему миру превысило более 33 тысяч. Вот почему глава российского государства считает, что в таких условиях «необходимо вместе подумать о новых формах многостороннего взаимодействия, которые позволили бы закрепить успехи, достигнутые в борьбе с терроризмом, и пресечь дальнейшее распространение этой угрозы».
Но в том-то и дело, что цели основных участников мирового процесса, обладающих значительным военным потенциалом, мягко говоря, не всегда совпадали. Вот и министр обороны России Сергей Шойгу, не без иронии удивляется, как же так вышло, что 30 передовых в военном отношении государств во главе с США, располагающие авиацией и спецподразделениями, не смогли расправиться с террористами в Сирии? И сам же отвечает на вопрос: «Видимо, цель была другая: расшатать ситуацию в регионе, закрепить в нем свое военное и экономическое присутствие».
Прямая речь
«Неэффективность антиигиловской коалиции во главе с США является свидетельством попыток внести раздор в исламский мир посредством поддержки таких террористических организаций, как «Исламское государство» и «Аль-Каида» (обе запрещены в РФ, - авт.). Опыт сотрудничества между такими странами, как Сирия, Иран, Ирак, Россия и Турция для противодействия ИГ может стать примером для его расширения, охватывающего все страны региона. Общая система безопасности необходима для сохранения суверенитета и территориальной целостности для стран Передней Азии».
Амир Хатами, министр обороны Ирана
Российский министр обороны абсолютно уверен, что с ИГИЛ в Сирии, и не только в Сирии, давно было бы покончено и жертв было бы существенно меньше, если бы Вашингтон согласился объединить с Москвой усилия в решении этой задачи. Но до Белого дома, что при Бараке Обаме, что при Дональде Трампе, было не достучаться, и теперь эксперты не исключают возможности воссоединения ИГИЛ и «Аль-Каиды» (тоже запрещена в РФ) в виде обновленной террористической сети. И при этом не лишне напомнить, что вся эта «нечистая сила» была создана в недрах американского разведсообщества и до сих пор существует при военной, финансовой и политической поддержке отдельных западных государств.
Доказательств масса. Например, в освобожденных районах Восточной Гуты были обнаружены склады с боеприпасами болгарского и американского производства, а те беспилотники, при помощи которых недобитые джихадисты пытаются наносить удары по авиабазе Хмеймим и Тартусу, собраны из западных запчастей.
Прямая речь
«Прошлый год стал годом серьезных побед на поле боя против ИГ в Сирии, что способствовало краху так называемого игиловского халифата. Российские ВКС сыграли главную роль в ликвидации ИГ (запрещена в РФ, - авт.) за счет качества, плотности и точности нанесенных ударов, несмотря на препятствия в отношении применения авиации со стороны США.
США решили изобрести различные предлоги для оправдания сохранения нелегального присутствия их баз и войск на сирийской земле с целью установления контроля и господства над нефтяными месторождениями и разделения Сирии посредством так называемого проекта федераций. Наличие любых иностранных военных сил на территории Сирии без разрешения правительства САР рассматривается как агрессия и оккупация».
Махмуд Шава, заместитель министра обороны Сирии
Так что коллективному Западу явно не было дела до борьбы с терроризмом. Наши так называемые партнеры были заняты совершенно другим.
О противостоянии
О характере этой деятельности четко и ясно рассказал в своем докладе на Московской конференции по безопасности министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. Пока российские Воздушно-космические силы и сирийская правительственная армия загоняли в угол сирийских джихадистов из ИГИЛ, Североатлантический альянс во главе с США все свои ресурсы бросил на «второй фронт» в Европе. И сейчас, по данным Минобороны РФ, в Прибалтике и в Польше уже развернут десятитысячный натовский контингент, оснащенный всеми видами наступательных вооружений. При этом увеличивается интенсивность полетов авиации НАТО у российских границ, а в Черном и Балтийском морях стали частыми «гостями» американские боевые корабли и корабли их сателлитов.
Дестабилизирующим фактором, подстегивающим гонку вооружений, является американская система ПРО, отметил Сергей Шойгу. «Складывается парадоксальная ситуация, - рассуждает министр обороны. - НАТО стремится нарастить и модернизировать инфраструктуру у российских границ, при этом в общественном мнении формируется миф о возрастающей для Европы опасности. То есть сами себя запугивают несуществующей российской угрозой...»
Прямая речь
«Военное поражение ИГИЛ (запрещена в РФ, - авт.) привело к возникновению новой угрозы - возращению домой или перемещению в другие страны иностранных боевиков, террористов. Многие подобные «репатрианты» хорошо обучены и оснащены для проведения новых террористических актов, укрепления и активизации спящих подпольных ячеек.
Террористические группы ищут пути, как заполучить оружие массового поражения. Несмотря на достигнутый прогресс в укреплении режимов неразоружения и нераспространения, мы должны оставаться бдительными в отношении угроз терроризма».
Владимир Воронков, глава контртеррористического управления ООН
И самое примечательное, что ни США, которые, безусловно, играют первую скрипку в западной политике, ни их союзники по Североатлантическому альянсу, якобы трепещущие при одном упоминании России - «чудовищу из морских глубин», по представлению официального представителя Госдепа Хизер Нойерт, - не изъявляют готовности к уважительному разговору. А неуважительный разговор в стиле любимой телеведущей Дональда Трампа никому не интересен... « В свою очередь, - завил министр обороны РФ Сергей Шойгу с трибуны MCIS-2018, - мы не собираемся стучаться в закрытую дверь. Но оставлять без внимания попытки силового давления на нас не намерены».
О союзниках и «железном занавесе»
На Западе любят говорить, что они, дескать, потеряли Россию... В том смысле, что нынешняя Россия - это не то гособразование ельцинских времен, которое добровольно отказалось от своих национальных приоритетов и безропотно следовало в кильватере США и Старого Света. Но мир действительно переменился, и сегодня окриком из Вашингтона или из Брюсселя уже не покомандуешь ни Китаем, ни Индией, ни другими странами БРИКС.
Старый однополярный мир, в котором так уютно чувствовал себя золотой миллиард, рушится буквально на глазах. И, как считает глава СВР Сергей Нарышкин, охваченный страхом перед переменами Запад утратил способность объективно воспринимать реальность и в состоянии когнитивного диссонанса принялся активно возводить вокруг себя новый «железный занавес».
Ну что тут сказать: дурной пример заразителен, а Россия и без Запада как-нибудь проживет! Как отметил Сергей Шойгу, за последнее время России удалось выстроить стратегические отношения с Китаем, Индией, Вьетнамом и рядом других государств. А поскольку азиатский регион де-факто считается локомотивом мировой экономики, волноваться особо нечего. Слухи об изоляции России, о которой так часто говорили западные стратеги, оказались преувеличенными.
Тем более что России есть что предложить своим партнерам не только по части экономического и политического сотрудничества. Как подчеркнул генерал армии Сергей Шойгу, боевой потенциал российских Вооруженных сил будет поддерживаться на уровне, «гарантированно обеспечивающем военную безопасность России и ее союзников».