Поговорим, когда увидим «Адмирала Кузнецова» в деле
Помните стихотворение Маршака под названием «А что у вас?» Оно невольно пришло мне на ум, когда известный американский журнал «National Interest» огласил составленный его экспертами рейтинг самых худших авианосцев в мировой истории. Только в отличие от стишка, где дети хвастали, кто гвоздем, кто газом в квартире, а кто родившимися котятами, аналитическое издание по военно-политической тематике этим самым рейтингом попыталось уколоть Россию. Зато, мол, ваш авианосец «Адмирал Кузнецов» самый худший в мировой истории…
В принципе, на это можно не обращать внимания, потому как посыл очевиден. Таким образом журнал реагирует на наличие в России новейших видов вооружения - «Посейдона», «Беревестника» и «Пересвета». Они бы рады сказать что-нибудь другое, но положение русофобского информационно-пропагандисткого издания не позволяет. Поэтому нам остается внести некоторую ясность в суть вопроса, дабы а) американские эксперты были более просвещенными в теме, которую берутся освещать и б) не вводить читающую общественность в заблуждение.
Сравнение тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» с авианосцами других стран (в предложенном антирейтинге места со второго по пятое заняли американский «Ranger», японский «Kaga», французский «Bearn» и британский «Eagle») не совсем корректно. А точнее - совсем не корректно. В отличие от вышеперечисленных «чистых» авианосцев, которые, по сути, выполняли лишь функцию плавучих аэродромов, наш ТАВКР является боевой единицей, способной воевать самостоятельно.
Напомним, что помимо базирования и обслуживания 28 самолетов и 24 вертолетов (после капитального ремонта, запланированного в следующем году, корабельное авиакрыло будет усилено и получит дополнительные возможности) «Кузнецов» имеет достаточно мощное собственное вооружение. Это принципиально отличает его от всех бывших в употреблении и находящихся сегодня на вооружении авианосцев других стран. Помимо бортового зенитного противоракетного оружия, комплексов противолодочной и противоторпедной защиты - это позволяет ТАВКРу отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи кораблей охранения - «Адмирал Кузнецов» обладает очень серьезным наступательным оружием. В частности, крылатыми противокорабельными ракетами «Гранит» дальнего действия.
Благодаря своему вооружению, ТАВКР является не только мощным, но и единственным авианесущим кораблем в мире, которому разрешено находиться в Черном море. В соответствии с конвенцией Монтрё от 1936 года, проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен. К таким авианосцам относятся военные корабли, построенные для действий авиации. Если таковые не являются их главным предназначением, как наш «Кузнецов», эти корабли не должны классифицироваться, как авианосцы, даже при наличии полетной палубы.
Так что, рассуждая о том, что российский корабль является самым худшим среди себе подобных за рубежом, следовало бы учитывать все стороны вопроса. И правильнее, на наш взгляд, будет вернуться к обсуждению технических и боевых возможностей «Адмирала Кузнецова», в том числе и на страницах американского издания, когда он выйдет из завода после ремонта и модернизации.
Кстати, находясь в действующем составе флота с 1991 года, ТАВКР ни разу капитально не ремонтировался и, естественно, некоторые его системы морально устарели. Разве это происходит только с нашим авианосцем, а на других установлено вечно неустаревающее оборудование?
В ремонт авианесущий крейсер был направлен после того, как корабль получил свое боевое крещение. С ноября 2016 года по февраль 2017 года корабельная группа ВМФ России во главе с «Адмиралом Кузнецовым» выполняла задачи по борьбе с терроризмом в Сирии. За два месяца боевой службы летчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, в ходе которых было поражено более 1,2 тыс. объектов террористов.
О том что российский авианосец оказался единственным из антирейтингового списка, который оставаясь на службе, до сих не произвел потомства (по крайней мере, в ВМФ России) - так выразился «National Interest» хотелось бы поговорить отдельно. Но сначала спросить тех же заокеанских экспертов: а стоит ли игра свеч? В смысле – насколько нужны нашему флоту не только тяжелые авианесущие крейсера типа «Адмирал Кузнецов», но и «чистые» авианосцы?
В отличие от второй половины прошлого столетия, когда количество авианосцев считалось своеобразным мерилом мощности военно-морских сил государства, нынешние критерии стали другими. Ко всему прочему авианосец – очень дорогое «удовольствие». И не только на этапе строительства, но и при эксплуатации. Не следует также забывать, что в одиночку корабли подобного класса на боевую службу не ходят. Их обязательно сопровождает целая группа кораблей охранения и обеспечения. А это опять расходы. И не малые. Именно по этой причине в мире не очень много морских держав (их можно посчитать по пальцам двух рук), которые позволяют иметь в своем составе авианосцы.
А поскольку наша страна втягиваться в очередную гонку вооружений не собирается – Верховный главнокомандующий Владимир Путин высказался на этот счет однозначно – то и тратиться на столь дорогие проекты смысла нет. Да и зачем (этим вопросом журнальные аналитики могли задастся сами), когда два-три подводных беспилотника «Посейдон» по своим ударным возможностям вполне соответствуют одному американскому авианосцу. Если не сказать большего. Так что оставим все журналистские рассуждения о самом худшем авианосце в мировой истории на совести говорящих. Тем более, что далеко не все эксперты и не только российские разделяют их мнение.
Справка
Однотипный ТАВКР проекта 1143.5, который должен был носить гордое имя «Варяг» в настоящее время называется «Ляонин» и находится на вооружении ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Корабль того же класса «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» служит в ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».
Согласитесь, прежде чем приобрести для своего флота «самые худшие авианосцы», в правительстве этих стран все очень хорошо посчитали и взвесили. Так что… Если же наших коллег из американского аналитического издания действительно волнует флотская тема, можем предложить им классную «наколку». И даже подсказать название: «Как за очень короткое время и без единого выстрела можно развалить ВМС суверенного государства». Если они не догадываются, о чем идет речь, сообщаем – об Украине. Причем, это без всякого ерничества и притягивания «за уши» каких-то надуманных фактов.
Не далее, как в конце марта помощник командующего ВМС Украины капитан 1 ранга Марина Каналюк официально заявила, что военно-морского флота в Незалежной, как отдельного вида вооруженных сил не существует. Правда, сделано это было в довольно смехотворной форме: «Флот принес себя в жертву во имя приведения сухопутной армии в нужную степень боеготовности». Напомним, когда руководство США в начале 2014 года взялось за реализацию своего проекта под названием «Украина», только в Севастополе и Крыму на плаву находилось свыше 60-ти штатных боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов украинского флота. Да плюс – примерно такое же количество самолетов морской авиации.
Так может, украинский флот принесли в жертву во имя его замены американской флотилией? Не вышло. Как не получится и шельмовать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Посмотрим его в деле после модернизации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.