В других СМИ
Загрузка...
Кто в Азовском море хозяин?
}
© dpsu.gov.ua

Кто в Азовском море хозяин?

Окрыленная захватом «Норда», Украина готовит против России «москитный флот»
11 апреля 2018, 14:22
Реклама
Кто в Азовском море хозяин?
© dpsu.gov.ua

Кратко напомним хронологию событий. 26 марта 2018 года украинские пограничники задержали в Азовском море сейнер «Норд», ходивший под флагом России. Известно, что судно это крымское, принадлежит рыбколхозу им. Первого мая и что в момент задержания, когда к нему подошел катер украинской погранслужбы, оно находилось в водах общего пользования - в 30 морских милях от побережья Украины. Под предлогом проверки документов украинские стражи границы поднялись на борт и арестовали экипаж. Судно было отбуксировано в Бердянск.

Надо отметить, что условия рыболовства на Азовском море уже четверть века определяются российско-украинским соглашением, подписанным в Москве 14 сентября 1993 года, согласно которому обе стороны имеют право на рыболовство на равноправной основе. При этом установлено, что рыбаки «Норда» не использовали незаконные виды лова и не вели промысел запрещенных видов рыбы. Таким образом, сейнер был захвачен только за то, что над ним реял российский флаг, а экипаж собираются судить исключительно за наличие российских паспортов.

Киев, как известно, до сих пор считает Крым своей территорий. И руководство погранслужбы Украины, окрыленное успехом с «Нордом», грозится и впредь задерживать в нейтральных водах Черного и Азовского морей суда, заходившие в крымские порты.

None
© dpsu.gov.ua
None

Соответствующая подготовка уже проведена. С начала 2018 года в Мариуполе базируется 23-й отряд морской охраны Украины, который до марта 2014 года дислоцировался в Керчи. В 2014 году в его состав входили 18 кораблей, в том числе сторожевой катер проекта 205П «Тарантул» с названием BG-32 «Донбасс», некогда реквизированная турецкая шхуна BG-58 «Оникс», 6 катеров проекта «Гриф», 5 малых катеров «Калкан» и 5 малых катеров других типов. В декабре 2016 года катер проекта UMS-1000 передал мариупольским пограничникам лично президент Петр Порошенко. А годом раньше глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский «презентовал» 23-му Мариупольскому отряду морской охраны еще малый пограничный катер - «Калкан». В настоящее время на принадлежащем президенту Порошенко Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» строятся артиллерийские катера проектов «Гюрза-М», «Кентавр» и «Лань», которые должны стать основой обновленного украинского флота.

За неимением других возможностей украинские морские стратеги сегодня активно продвигают концепцию «москитного флота», суть которой сводится к тому, что якобы Украина способна противостоять России в Черном и Азовском морях, имея на вооружении небольшие, но скоростные хорошо вооруженные катера. И проба сил уже состоялась.

Самое серьезное боестолкновение на Азовском море произошло 31 августа 2014 года в районе освобожденного ополченцами села Безыменное. Тогда тактическая группа катеров Погранслужбы Украины в составе сторожевого катера «Гриф» BG 119 и малого пограничного катера типа «Калкан» попыталась атаковать с моря силы защитников Донбасса. В результате непродолжительного боя военнослужащие ДНР выстрелом ПТУР с берега накрыли «Гриф», который загорелся и затонул, став первой боевой потерей ВМС Украины. Из 10 членов экипажа погибли двое, включая командира катера. Остальные 8 человек получили ранения различной степени тяжести и были эвакуированы в Мариуполь. Повреждения получил и «Калкан».

В ответ весной 2015 года ДНР сформировала собственную «москитную» флотилию на Азовском море (спецподразделение «Тайфун». -Авт.), которая состоит из некоторого количества рыбацких катеров c установленными на них крупнокалиберными пулеметами «Утес», автоматическими гранатометами АГС-17 и даже ПТРК «Фагот» или «Метис». Базируются флотилия непризнанной народной республики в Седово и Новоазовске. В Новоазовске также дислоцируется 9-й отдельный Мариупольско-Хинганский полк морской пехоты, костяк которого составляют бойцы бывшего Семеновского батальона, оборонявшего Славянск летом 2014 года.

None
© avan-ti.net
None

Надо подчеркнуть, что Азовское море всегда имело особый статус и до 1991 года являлось внутренним морем СССР. 24 декабря 2003 года РФ и Украина заключили договор по статусу Азовского моря, согласно которому военные корабли торговые суда третьих стран могут заходить в Азовское море с разрешения РФ и Украины, причем только в том случае, если они направляются в один из его портов. Однако в июле 2017 года, в момент установки главного пролета Крымского моста, ряд отставных американских адмиралов высказались за ввод кораблей ВМС США в Азовское море.

Если бы эти фантазии были реализованы, то для противодействия американским кораблям при форсировании Керченского пролива не потребовались бы ни корабли, ни самолеты, ни даже знаменитый береговой комплекс «Бастион». Поскольку для перекрытия пролива хватит пары портовых буксиров и нескольких барж. Но можно обойтись и другими средствами. Как известно, американская навигационная аппаратура, работающая на системе GPS, за последние 2 года 22 раза выходила из строя при приближении американских военных кораблей к берегам России. Где-нибудь в Средиземном море GPS выдает данные места с точностью около 4 метров, а вот вблизи Новороссийска — с погрешностью в 85 километров... Американские адмиралы уверены, что у русских появилось какое-то секретное оружие, влияющее на работу их навигационных систем.

Тем не менее для защиты российских рыбаков от «украинского пиратства» формируется оперативный штаб, который будет координировать действия Росрыболовства и Пограничного управления ФСБ РФ. Но возникает вопрос: хватит ли у России катеров для сопровождения всех рыболовных сейнеров? На самом деле большой флотилии не нужно, достаточно нескольких боевых единиц в нейтральных водах, чтобы обеспечить безопасное судоходство, а при необходимости подключится российская авиация, базирующаяся в Крыму.

...А вдруг киевские власти все-таки решатся на серьезный конфликт в акватории Азовского моря? Ну что же, возможно, Порошенко и Ко плевать на международное право и человеческие жизни, но не на собственный карман. Только из-за угрозы обострения военной ситуации в Азовском море страховки судов, идущих в Мариуполь, достигнут сумм, делающих нерентабельной морскую торговлю с Украиной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама