Из Средней Азии выпускают русский дух
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru

Из Средней Азии выпускают русский дух

Вашингтон подбирается к Москве с южного фланга
16 мая 2018, 13:53
Реклама
Из Средней Азии выпускают русский дух
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Читайте нас на: 

Продолжается  первый официальный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в США, который Белый дом уже назвал историческим - «началом новой эры сотрудничества с регионом». Как сообщают официальные источники, в центре внимания встречи на высшем уровне находятся вопросы дальнейшего развития американо-узбекского взаимодействия. А накануне в Ташкенте побывал командующий Центральным командованием Вооруженных сил США (USCENTCOM) генерал Джозеф Вотел. В ходе состоявшихся переговоров, в том числе и с главой узбекского государства, речь шла о взаимодействия двух стран в области безопасности, военного и военно-технического сотрудничества.

Встреча президента Узбекистана Шавката Мирзиеева с командующим Центральным командованием Вооруженных сил США генералом Джозефом Вотелом.
© president.uz
Встреча президента Узбекистана Шавката Мирзиеева с командующим Центральным командованием Вооруженных сил США генералом Джозефом Вотелом.

Идеологический плацдарм

Но прежде чем углубиться в военную тему, США провели большую подготовительную работу. В частности, на прошлой неделе Вашингтон объявил, что дополнительно выделяет 15 млн долларов на развитие независимых СМИ в Центральной Азии (в 1992 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на саммитне государств Средней Азии предложил отказаться от определения "Средняя Азия и Казахстан" в пользу понятия "Центральная Азия", включающее в себя все постсоветское пространство этого региона - ред.). Как говорится в сообщении Агентства по международному развитию США (USAID), эти средства пойдут на поддержку местных журналистов и повышение «медиаграмотности» населения, чтобы оно «лучше понимало роль информации в демократической системе».

Судя по сообщению, в Госдепе полагают, что качество и доступность информационного контента в Центральной Азии, а именно в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, находятся на «недопустимо» низком уровне, при этом сохраняется сильное преобладание новостных и развлекательных программ, транслируемых из России, которые, считают в Вашингтоне, «играют ключевую роль в формировании общественного мнения жителей региона». А это, в свою очередь, якобы «позволяет авторитарным режимам сохранять контроль над информацией и препятствует проведению демократических реформ, а также подрывает такие универсальные ценности, как свобода слова, свобода СМИ и транспарентность», утверждают специалисты USAID.

Понятно, что такое положение вещей не устраивает Соединенные Штаты, поэтому они и решили направить средства «на развитие способности граждан Средней Азии проявлять разборчивость в потреблении распространяемой информации», на повышение «медиаграмотности местного населения», а также на улучшение контента, производимого местными СМИ».

Что  это означает на практике, догадаться не трудно: США намерены создать идеологический плацдарм для подготовки своих сторонников, а в конечном итоге - для продвижения американских интересов в регионе.

Клубок интересов

Следует отметить, что бывшая советская Средняя Азия давно привлекает повышенное внимание США. А с приходом в Белый дом Дональда Трампа это стало еще очевиднее. В принятой новой американской военно-политической стратегии среднеазиатскому региону отводится одна из центральных ролей, учитывая его непосредственную близость к России и Китаю, назначенных главными геополитическими соперниками США. А также к Ирану, который считается в Вашингтоне злейшим врагом Америки.

При этом в Белом доме учитывают, что и Иран, и Китай, и Россия имеют свои интересы в Центральной Азии. Например, Тегеран, развивая отношения со странами региона, стремится преодолеть внешнеполитическую и экономическую изоляцию, в которой он оказался не без участия американцев.

Для КНР, которая реализует стратегический проект «Один пояс - один путь», Центральная Азия  - это прямой выход китайской экономики на европейские рынки. Что касается России, то ее объединяют со странами Центральной Азии давние культурные связи, традиционное экономическое сотрудничество и военно-дипломатическое партнерство.

Взаимодействие осуществляется через два глобальных проекта - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Все это позволяет нашей стране все еще  сохранять свое влияние в регионе и вызывает у США, нацелившихся на «мягкое подбрюшье России», особую озабоченность.

Союз ОДКБ
© wikipedia.com
Союз ОДКБ

Именно об этом весьма прямолинейно - что, в принципе, свойственно людям в погонах - и заявил в феврале текущего года генерал Джозеф Вотел, выступая в комитете палаты представителей США по делам вооруженных сил: «Россия сохраняет значительное влияние в Центральной Азии, где страны, входившие ранее в Советский Союз, все еще полагаются в различной степени на Россию в том, что касается их экономических потребностей и обеспечения безопасности. Это создает для нас проблемы, так как предпринимаемые Россией усилия могут ограничить возможности для взаимодействия и предоставить Москве дополнительные рычаги влияния».

Третий лишний?

Впрочем, маски уже давно сброшены, и Вашингтон даже не пытается скрывать, что своей первоочередной задачей в Центральной Азии видит вывод региона из-под влияния России. С этой целью еще в 2015 году тогдашний госсекретарь США Джон Керри запустил новый геополитический проект С5+1, включающий в себя диалог на уровне министров иностранных дел пяти стран Центральной Азии и Вашингтона.

Целями проекта американцы провозгласили расширение сотрудничества в экономике и региональном взаимодействии, окружающей среде и безопасности. А на укрепления нового формата конгресс США сразу же выделил транш в 15 млн долларов.

Любопытно, что идею сотрудников Барака Обамы безоговорочно поддержала и администрация Дональда Трампа. «Партнерство C5+1 - это конструктивный и продуктивный формат. Несмотря на то, что он был запущен прошлой администрацией, проект нашел полную поддержку нынешней администрации», - заявила помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Элис Уэллс.

Уже при Трампе состоялись две встречи в рамках C5+1 - сначала 18 января в Нью-Йорке, а затем 26 марта в Ташкенте. Например, в столице Узбекистана обсуждались ключевые вопросы обеспечения безопасности в регионе, развития политических, торгово-экономических, инвестиционных, культурно-гуманитарных многосторонних связей, процессы региональной интеграции, перспективы создания транснациональных транспортных коридоров. При этом Вашингтон настоятельно ориентирует страны Центральной Азии на решение провозглашенных задач без участия России. И это, надо признать, получается.

Саммит глав пяти стран Центральной Азии в Астане.
© akorda.kz
Саммит глав пяти стран Центральной Азии в Астане.

15 марта в Астане состоялся первый саммит глав пяти стран Центральной Азии. А накануне, во время двусторонней встречи с узбекским коллегой Шавкатом Мирзиеевым, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев недвусмысленно заявил, что «для того, чтобы решить вопросы стран Центральной Азии, мы не зовем третьих лиц».

Похоже, что роль третьего лишнего уготовлена России и в оборонной сфере. Там же, в Астане, заместитель министра обороны, командующий войсками ПВО и ВВС Узбекистана генерал-майор Ахмад Бурханов заявил о намерении Ташкента заключить двусторонние соглашения по ПВО со всеми соседними странами СНГ. По словам Бурханова, в ближайшее время такое соглашение будет подписано с Казахстаном, а затем с Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном. Несмотря на дежурную оговорку командующего узбекскими войсками ПВО о том, что Россия остается «важным стратегическим партнером», некоторые эксперты полагают, что реально это означает  «мягкое дистанцирование России от системы коллективной обороны и безопасности региона».

Насколько можно судить, в решении задачи по отсечению России от Центральной Азии Вашингтон в первую очередь делает ставку на развитие двусторонних связей со странами региона. Особенно успешно это процесс продвигается во взаимоотношениях с Узбекистаном - его Вашингтон рассматривает в качестве потенциального лидера в регионе. Во всех смыслах, в том числе и в военном.

Так, 9 апреля этого года Шавкат Мирзиеев подписал указ о модернизации Вооруженных сил Узбекистана, где подчеркивалась важность сотрудничества с США. «Важным направлением внешней политики Республики Узбекистан является развитие взаимовыгодного и многопланового взаимодействия с Соединенными Штатами Америки… Планируется продолжение военно-технического сотрудничества, взаимодействия в области военного образования и подготовки кадров», - говорится в тексте указа.

Самое примечательное, что не только Узбекистан с готовностью распахнул  двери перед американскими эмиссарами в погонах. Тот же генерал Вотел побывал и в Таджикистане. По итогам этого визита, будто под копирку, было заявлено, что и Душанбе - один из ключевых партнеров США по безопасности в регионе. Джозеф Вотел отметил, что на переговорах достигнут ряд договоренностей, среди которых - оказание американской помощи в дальнейшем укреплении охраны таджикско-афганской границы, а также в повышении боеспособности Вооруженных сил Таджикистана.

Понятно, что без процессуальной лести дипломатия не обходится. Но как бы там ни было, особое значение Вашингтон, конечно же, придает развитию сотрудничества с Казахстаном - как действительно ведущей страной региона. Об этом свидетельствует и та особенная торжественность, которой сопровождался визит в США президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Американские официальные представители буквально на каждом шагу отмечали, что «Казахстан становится глобальным лидером из-за своей принципиальной позиции по вопросам нераспространения, курса во внешней политике, отношения к безопасности в регионе». И президент Назарбаев не остался в долгу, заявив, что «США - гарант территориальной целостности Казахстана».

Визит в США президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
© akorda.kz
Визит в США президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

В этой связи обращают на себя внимание отклики, которые прозвучали в Казахстане по итогам визита Нурсултана Назарбаева в США. Например, авторитетный казахстанский аналитик Ануар Аязбеков написал, что «для стран Центральной Азии, находящихся в окружении многократно превосходящих их в политическом и экономическом плане государств (Россия и Китай. - Авт.), вне всяких сомнений, важны отношения с США, поскольку они являются важным геополитическим противовесом в диалоге с Москвой и Пекином». В свою очередь, алматинский политолог Руслан Жангазы отмечает, что «Россия является нашим стратегическим союзником только «на бумаге». На деле же мы наблюдаем недружественные действия Кремля в отношении нас».

Очевидно, этими настроениями и руководствовались в Казахстане, когда принимали решение о предоставлении ВМС США портов «Актау» и «Курык», которые необходимы Пентагону для обеспечения транзита специальных грузов в Афганистан. Как было сказано в заявлении главы казахского МИДа Кайрата Абдрахманова, это решение принято «целиком в интересах Казахстана как стратегического партнера США, которые стремятся к поддержанию мира и стабильности в соседнем Афганистане».

Учения «Степной орел» совместно с НАТО, но без России.
© centcom.mil
Учения «Степной орел» совместно с НАТО, но без России.

Кстати, ранее Казахстан предоставил США для «экстренного использования» и свои аэродромы. Правда, в соглашении ни слова не сказано, для какой именно экстренности... Кроме того, в рамках проекта «Партнерство ради мира» НАТО и Казахстан ежегодно проходят совместные учения «Степной орел», для которых под Алма-Атой оборудован полигон «Илийский». Причем Россию туда не приглашают даже наблюдателем.

И это еще одно доказательство того, что расчет Москвы только на исторические связи и сотрудничество в сырьевом секторе в Центральной Азии уже не работает. Нужна принципиально новая доктрина, иначе Россия получит у себя в южном подбрюшье «среднеазиатскую Прибалтику».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама