Иран поставил Евросоюз на счетчик
Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф завершил в Брюсселе свой тур во спасение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Получив необходимую поддержку в Пекине и Москве, вечером 15 мая в бельгийской столице он провел переговоры с министрами иностранных дел «евротройки» (Великобритания, Германия, Франция) и главным дипломатом Евросоюза Федерикой Могерини.
Наша справка
Совместный всеобъемлющий план действий был подписан в июле 2015 между Тегераном и «шестеркой» (постоянными членами Совбеза ООН Россией, Китаем, Францией, Великобританией, США плюс Германией).
Документ предусматривал снятие санкций США, ООН и ЕС с Тегерана в обмен на прекращение иранской ядерной программы. 8 мая президент США Дональд Трамп объявил о выходе из соглашения и возобновлении всех санкций в отношении Ирана.
Что оказалось в «сухом остатке»? Европейские переговорщики заявили о приверженности СВПД до тех пор, пока Иран будет выполнять его положения, и готовности следовать его букве, несмотря на выход США из «ядерной сделки».
Евросоюз и Иран договорились провести на следующей неделе в Вене переговоры совместной комиссии по СВПД на уровне политдиректоров. Их цель - найти развязки, которые позволили бы Ирану продолжить, несмотря на американские санкции, экспорт нефти, а также избежать отключения от международных платежных систем.
В Брюсселе намерены также изучить возможность применения в случае с Ираном принятого в ноябре 1996 года Советом ЕС постановления о защите стран союза от воздействия экстерриториальных санкций (в том случае - санкций США против Ирана, Ливии и Кубы, - ред.). Оно предусматривало важную норму: если связанный с американскими ограничениями против европейских фирм спор доходил до суда, решение признавалось действительным только в том случае, если судебное заседание проходило на территории ЕС. Blocking statutes, или «блокирующее постановление», позволяло компаниям ЕС не подчиняться некоторым экстерриториальным санкциям США и компенсировать их последствия.
Глава внешнеполитического ведомства Ирана на встрече потребовал от единой Европы гарантий. Речь шла об обеспечении интересов Ирана и компенсации ущерба, причиненного выходом из сделки США. На размышления Тегеран дал от 45 до 60 дней. Европейцы просили увеличить этот срок до 90 дней, но, похоже, не нашли понимания.
В Тегеране умеют считать, и иранский «ультиматум» имеет очевидную привязку к запланированным Белым домом санкционным шагам. Дональд Трамп объявил о выходе из «ядерной сделки» 8 мая. Тотчас казначейство США уведомило, что ровно через 90 дней введет запрет на покупку иранским правительством долларов и усложнит для него торговлю драгметаллами (в первую очередь - золотом). Через три месяца Штаты пригрозили прекратить поставки иранцам алюминия и стали, а также программного обеспечения. Ограничения будут распространены на иранскую финансовую систему, парк гражданской авиации и автопром. Через 90 дней американский рынок будет закрыт для иранских ковров и сельхозпродуктов.
То есть ровно через три месяца - в конце первой декады августа - первая волна американских санкций начнет действовать. Иран не случайно дал Евросоюзу два месяца на размышление. Если Брюссель в течение этого срока не предоставит гарантий дальнейшего экономического сотрудничества, то у него останется еще время, чтобы попытаться убедить Трампа в недальновидности его решения и остановить введение санкций. Иран, например, может вновь запустить центрифуги и начать процесс обогащения урана...
Что касается действий руководителей Еврокомиссии и представителей ведущих стран единой Европы, то четко просматривается ближайший график консультаций по иранской теме. Сначала первые лица ЕС рассмотрят будущее «ядерной сделки» на полях саммита стран-членов Евросоюза и государств Западных Балкан, который стартует 17 мая в Софии. Далее начнется поиск союзников, наиболее реальным из которых является Россия. Консультации продолжатся 18 мая в Сочи, куда канцлер Ангела Меркель прибудет для переговоров с Владимиром Путиным. И 24-25 мая - во время визита французского президента Эмманюэля Макрона в Москву и Санкт-Петербург.
Впрочем, лидерам Старого Света будет непросто вписаться в двухмесячный срок, так как важное дело, как уже бывало не раз, начнет тонуть в болоте брюссельской бюрократии. Тем более, что в Белом доме пообещали «поработать с европейцами» для достижения нового соглашения о борьбе с «негативным поведением» Тегерана. Дональд Трамп в Twitter написал, что попытка Ирана «доминировать на Ближнем Востоке любыми средствами больше не повторится».
Теоретически противостоять США Евросоюз смог бы только в том случае, если бы все его члены выступили по иранскому вопросу единым фронтом.
Однако уже сейчас в европейских редутах просматривается «слабое звено» - французский президент Макрон. Видимо, не случайно Трамп во время недавнего визита французского гостя в Вашингтон смахивал перхоть с лацкана его пиджака и водил за руку по Белому дому.
Как стало известно европейским СМИ, американский лидер сумел убедить Макрона в ходе телефонного разговора, состоявшегося несколько дней назад, что СВПД надо дополнить запретом на осуществление Ираном программы совершенствования ракет средней дальности и требованием полностью исключить его участие в прокси-войнах (так называемые «опосредованные войны», когда какая-либо страна пытается реализовать собственные цели под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в третьей стране, - ред.) на Ближнем Востоке. Таких, предположим, как в Сирии и Йемене. То есть Макрон, судя по всему, уже почти готов отступить от буквы иранского ядерного соглашения. С таким «засланным казачком» Евросоюзу сложно будет отстаивать свои интересы.
… Кстати, ожидается, что 17 мая в Астане будет подписано соглашение между Евразийским экономическим союзом и Ираном, которое предусматривает снижение или обнуление ввозных таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров.