Русский десантник может все: и с неба лететь, и стрелять, и верхом скакать
...Выстрел из тренажера-автомата был точно таким, как из настоящего калаша. Даже отдача ударила в плечо. Я жал и жал на курок, пытаясь поразить виртуальных террористов на экране. Когда попадал, они вскрикивали и падали. К моему стыду, случалось это слишком редко.
- Задание не выполнено, вы убиты, - огорчил меня старший преподаватель Рязанского училища ВДВ Виталий Климаков. - Четверых террористов вы ликвидировали, но еще столько же подобрались к вам...
В эту атмосферу боя мне удалось окунуться во время поездки в Рязань вместе с членами Общественного совета при Министерстве обороны. Все, кто приехал в училище, попробовали свои силы на имитирующем боевую стрельбу тренажере.
Даже председатель Комитета солдатских матерей России Флера Салиховская, дама в высшей степени сдержанная, взяла автомат и дала по боевикам очередь.
Подтянуться 40 раз
Гвардейскому Рязанскому высшему воздушно-десантному командному училищу (РВВДКУ) в этом году исполняется 100 лет. Сейчас его оснащению могут позавидовать военные всего мира.
Например, стрелковый тренажер, на котором попрактиковались члены Общественного совета при Минобороны, нужен для начальной огневой подготовки военнослужащих. Чтобы сэкономить боеприпасы, курсантов сначала учат стрелять здесь. Причем не только из автоматов разных типов, но и из гранатометов.
А в одном из училищных корпусов есть уникальная аэротруба. Будущие офицеры ВДВ тренируются управлять своим телом во время свободного полета. Это необходимый элемент, ведь при десанте в тыл врага выброска идет с большой высоты, а парашют нужно раскрыть как можно ближе к земле. Один час занятий в аэротрубе заменяет 60 парашютных прыжков с высоты 4.000 метров.
Кроме виртуального тира в РВВДКУ есть класс управления боем с тренажерами боевых машин десанта. Здесь можно моделировать не только стрельбу, но и весьма сложные коллективные боевые действия с участием вертолетов, бронетехники и беспилотников. В классе управления огнем артиллерии есть макет равнины и гор, на котором курсанты тренируют точность наведения.
Естественно, освоившись в виртуальном пространстве, курсанты обязательно совершают реальные прыжки с парашютом, месят грязь на полигонах гусеницами БМД и стреляют из всех видов оружия. Да что они только не делают! В училище есть специальный бассейн для водолазной подготовки: на наших глазах несколько курсантов по тросам десантировались из расположенного под крышей имитатора вертолета. Прыгали в ластах и масках с десятиметровой вышки и забирались на отвесный лист железа, имитирующий борт корабля.
- Десантник должен уметь все, - говорит начальник училища гвардии генерал-майор Алексей Рагозин. - Наши курсанты сдают даже нормативы по верховой езде, не говоря уже об умении управлять всеми видами транспорта и боевых машин. Выпускные курсы проходят обучение на горных полигонах, отрабатывают на Черноморском флоте десантирование с кораблей. Ни один курсант не сможет окончить училище, не имея первого разряда по одному из видов спорта. На практике 99% - кандидаты в мастера спорта...
Для десантников сила и выносливость - это вообще культ. К примеру, многие курсанты здесь подтягиваются на турнике больше 40 раз.
- Если делать упор не на силу, а на технику, это не так уж и сложно, - объяснял нам старший лейтенант Денис Кокшаров, командир одной из рот. - Рекорд училища - 300 с лишним подъемов переворотом.
Денис окончил училище несколько лет назад. Служил в 31-й бригаде ВДВ в Ульяновске, но позже вернулся в родные пенаты.
- А какая у вас зарплата, если не секрет? - спросила Флера Салиховская.
- 76 тысяч рублей, - ответил офицер. - Если бы не сдал нормативы по физподготовке, было бы тысяч на десять меньше. Но у нас, в ВДВ, все сдают.
Игорь Бутман армию «не узнал»
- Я не узнаю армию, - сказал мне член Общественного совета при Минобороны, всемирно известный музыкант Игорь Бутман. - За последние годы и от курсантов, и от солдат, и от их родителей я слышу только положительные отзывы.
С Игорем Бутманом мы говорили на рязанском сборном пункте - это еще одна точка, которую посетили члены совета. Военный комиссар Рязанской области Владислав Деев объяснял процедуру призыва и прохождения медкомиссии, показывал новейшее оборудование.
- Вот, например, кабинет выдачи банковских карт, - рассказывал и показывал военком. - Такой кусочек пластика выдается в первый же день службы, на карту поступает денежное довольствие, могут приходить переводы от родителей. В кабинете рядом делают пластиковые удостоверения личности - тоже карточки, в которых содержится вся необходимая информация о солдате. Такие документы военнослужащих не боятся ни жары, ни холода, ни воды. В скором времени они могут заменить традиционные военные билеты. Еще одно новшество - оборудование для снятия отпечатков пальцев и других биометрических данных. С тех пор, как армейские столовые оснастили самым современным оборудованием, без отпечатков пальцев не пообедаешь, их заносят в базу сразу.
Мечта молодого солдата
Призывники, для которых в тот день начинались армейские будни, тянулись на плацу в струнку, как могли. Эти рязанские парни отправлялись служить в 27-ю Севастопольскую мотострелковую бригаду. Во время торжественной церемонии отправки все они получили специальные памятки, в которых содержится необходимая для первых дней службы информация.
- Я ждал призыва, - сказал мне Лаврен Пономарев, призванный из Старожиловского района. - Дома освоил профессию плотника. Но, возможно, в армии смогу еще чему-то научиться. Может быть, тогда смогу остаться на контракт, это, честно говоря, - моя мечта.
...Флера Салиховская из Комитета солдатских матерей опрашивала будущих солдат с видимым пристрастием. Ответами осталась довольна.
- У нас скоро работы не останется, - призналась она. - Шучу, конечно. Но жалоб стало очень мало. Неуставные отношения, дедовщина - этого сейчас в современной Российской армии практически нет.