«Демократические» Помпеи нового госсекретаря США
Майк Помпео стал 70-м госсекретарем в истории Соединенных Штатов. На посту главы американской дипломатии Помпео сменил Рекса Тиллерсона, который после года работы был уволен Трампом, как утверждает пресса, из-за разногласий по ряду важных вопросов внешней политики. Естественно, возникает вопрос, чем политика Помпео будет отличаться от политики Тиллерсона? Для того чтобы относительно уверенно на него ответить, надо обратиться к высказываниям Помпео, которые тот сделал накануне, а также к внутриполитической обстановке, в частности к ситуации вокруг Трампа в контексте поиска признаков «русского вмешательства» в американские выборы.
Сначала было слово, и оно сотрясло воздух
Несколько дней назад Помпео посетил Брюссель для участия во встрече министров иностранных дел стран - членов НАТО. Это был первый вояж Помпео за границу в качестве уже утвержденного конгрессом госсекретаря. В рамках этой встречи Помпео заявил, что США хотят, чтобы Россия присоединилась к «демократическому миру». «Выбор за Владимиром Путиным и русскими. Мы бы хотели, чтобы они вновь присоединились к демократическому миру и вели себя другим образом, чем сегодня. Мы готовы к этому диалогу. Это их выбор, хотят ли они быть частью этого или нет», - сказал Помпео. Это совсем не похоже на приглашение России к диалогу. Это очень похоже на ультиматум.
Заявление Помпео в Брюсселе - из серии тех, когда заявитель сотрясает воздух исключительно для проформы, мол, мы русским предлагали, они не согласились, и теперь пусть пеняют на себя. Чтобы никто не сказал, что новый госсекретарь предпринял нечто жесткое в отношении России, так и не дав Москве никакого шанса «исправиться».
За несколько дней до этого, в процессе утверждения М. Помпео на новой должности, он заявил конгрессу, что до сего момента США проводили в отношении России «мягкую политику». «Россия продолжает действовать агрессивно, в чем ей способствуют многие годы мягкой политики в отношении этой агрессии. С этим теперь покончено», - сказал М. Помпео конгрессменам.
Заявление Помпео - это отражение общего консенсуса между всеми кланами правящей американской элиты. В отношении России этот консенсус выражается в том, что Россия не должна существовать в ее нынешнем виде. Россия должна быть подчинена воле США и признать главенствующую военно-политическую, экономическую и «морально-ценностную» власть американского истеблишмента.
Америка нервничает и дергается
Не будем строить иллюзий. После ультиматума следуют действия. Что-то жизнеутверждающее от США ждать трудно. Остается только гадать, в каком месте американцы в очередной раз пробьют брешь в американо-российских отношениях. Вышлют очередную порцию дипломатов? Объявят очередную серию антироссийских санкций? Придумают очередную провокацию в Сирии - уже напрямую против российских военных?
Поведение американского истеблишмента, если смотреть на него совокупно, не разделяя либеральных республиканцев и консервативных демократов, говорит о том, что Америка нервничает и дергается. А как не дергаться, если глобальное доминирование, что является нескрываемой целью США, по-прежнему остается для них лишь мечтой?
В 1990-е годы Соединенные Штаты полагали, что они - уже вечный и неоспоримый мировой гегемон. Это убеждение находило выражение во внешней политике США и даже в философии. Под окончательную мировую «победу» либеральной демократии западного образца была подведена даже философская мысль в виде эссе американского политолога Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?».
Реализация мечты США о мировом господстве буксует из-за России, которая остается единственным и пока непреодолимым препятствием для достижения этой цели. Поэтому Соединенные Штаты официально объявили Россию своим «противником». Вывод один: с приходом Майка Помпео на пост главы американской дипломатии никакой особой дипломатии в отношении России не будет. Более того, скорее всего, давление на Россию будет расти.
В пользу этого прогноза говорит и то субъективное обстоятельство, что Трамп в глазах демократов не поменял свой статус обвиняемого в «сговоре» с Россией, хотя конгресс уже и вынес вердикт по этому поводу, заключив, что никакого сговора Трампа с Кремлем не было.
Президенту США важно продемонстрировать всем своим оппонентам, которые не оставляют попыток привести его к импичменту, что он еще более русофоб, чем Хиллари Клинтон. И в этом всех должна уверить такая фигура, как Помпео.
Можно с большой долей уверенности предположить, что при новом госсекретаре начнется «зачистка» под американский шаблон тех регионов мира, где, по мнению американцев, Россия имеет влияние и какие-то интересы, а интересы США, соответственно, пошатнулись.
Направления «мягкой политики»
Во-первых, это Ближний Восток. Весьма трудно представить, что США откажутся от вмешательства в дела Сирии и в целом на Ближнем Востоке. Возможны вариации в плане того, кто будет финансировать продвижение американских интересов на Ближнем Востоке - сами американцы или их арабские союзники в регионе. Но прекращение на Ближнем Востоке затеянного самим Вашингтоном «управляемого хаоса» не в интересах США. Поэтому от США следует ждать акций, подобно последнему ракетному обстрелу территории Сирии.
Следует ожидать и резкого обострения американской политики на иранском направлении. Иран является главным оппонентом извечного, неизменного ни при каких внешних обстоятельствах, союзника США в регионе - Израиля, который будет чувствовать себя спокойно только в том случае, если будет найдено «окончательное решение» проблемы Ирана. Каким оно может быть, это «окончательное решение»? Аналитики не исключают любой вид давления, в том числе и военный.
Не останется без пристального внимания ситуация вокруг ДНР и ЛНР. Украина во все времена своего «независимого» существования нужна Штатам только в статусе врага и раздражителя России. В зависимости от ситуации в других регионах мира Украину могут использовать как детонатор более серьезных событий, нацеленных против России.
Что касается Западной Европы, в частности стран НАТО и Евросоюза, то здесь все очевидно, хотя и непрямолинейно. ЕС и НАТО, являющиеся единым конгломератом и квинт-эссенцией коллективного Запада, будут принуждены Вашингтоном к участию во всевозможных санкционных и пропагандистских кампаниях против России. Как долго смогут «брыкаться» Германия и Австрия, бизнес которых явно страдает от антироссийских санкций, сказать трудно. Но то что на них США будут искать управу, это несомненно. А кроме того, здесь замешаны экономические интересы США, которые всерьез намерены заменить природный газ из России своим сжиженным природным газом СПГ. И в этом смысле главной европейской страной для США (не считая вечного союзника - Великобритании) является Польша, которая согласилась стать европейским хабом (англ. Hab - центр, пересадочный и транспортный узел, - ред.) для американского СПГ.
И не следует забывать и о Латинской Америке, где США всерьез взялись восстанавливать свои утраченные, как кажется Трампу, позиции. Во-первых, при Помпео следует ждать серьезного обострения ситуации в Венесуэле, где 20 мая должны пройти президентские выборы. США сколотили в регионе антивенесуэльский блок, фактически подготовив значительную часть лидеров государств региона к любому развитию событий, вплоть до военного переворота или прямого вооруженного вторжения США в Венесуэлу.
А потом, вполне вероятно, примутся за Кубу, которая остается в американском прицеле уже почти 60 лет. Трамп назвал «плохой сделкой» восстановление дипотношений между США и Кубой во время президентства Обамы. Тиллерсон никак не разыгрывал «кубинскую карту». С уходом Рауля Кастро у Помпео, как бывшего директора ЦРУ, могут возникнуть соблазны взять реванш за кубинские провалы его конторы.
…Итак, новый госсекретарь США Майк Помпео выдвигает России ультиматум. США и их ближайшие союзники в лице, например Великобритании, уже преуспели в демонизации России. Запуганное международное общественное мнение готовят к тому моменту в будущем, далеком или не очень, когда Вашингтон решит, что с «империей зла» пора «окончательно разобраться». И тогда словесный Везувий Помпео может превратить в Помпеи весь мир.