Скорость атакующего хищника: чеченский «Чаборз» выходит на тропу войны
© Фото автора
Сноровистые и быстрые «Чаборзы».

Скорость атакующего хищника: чеченский «Чаборз» выходит на тропу войны

В Российском университете спецназа (РУС) в Гудермесе создали уникальные багги для бойцов спецподразделений
Реклама
Скорость атакующего хищника: чеченский «Чаборз» выходит на тропу войны
© Фото автора
Сноровистые и быстрые «Чаборзы».
Читайте нас на: 

Корреспондент еженедельника «Звезда» протестировал сноровистые и быстрые «Чаборзы» (по-чеченски, - «медведеволк») на месте их изготовления. 

«Святая простота»

Въедливо пытаюсь рассмотреть все клейма на узлах.

- Здесь почти все наше, российское, - заметив мой нездоровый интерес, говорит сопровождающий меня в ангар, где идет сборка новеньких автомобилей, руководитель производства багги «Чаборз» РУС Владимир Бурлаков. - На 95% он состоит из комплектующих российских производителей. Движок объемом 110 «лошадок», усилитель тормозов и рулевое управление с электроусилителем.

Тот еще хитрый «жук»

Багги (Buggy. - пер. с англ. «жучок») — небольшой легкий автомобиль высокой проходимости для езды по пересеченной местности. Впервые появились в 1950-е годы в США на основе Фольксваген Жук, что отразилось в наименовании. Первоначально создавались как спортивные модели, но позднее им было найдено применение и в армии. Так, например, американские подразделения используют их при патрулировании и ведении боевых действий в пустынной местности.

- Ничего не модифицировали? - уточняю я.

- Доработали стандартную вазовскую МКПП (Механическая коробка переключения передач. - прим. ред.), на задний ведущий мост наши конструкторы установили самоблокирующийся дифференциал. Благодаря своей «святой простоте», машина ремонтнопригодна во всех условиях. Кстати, это при разработке ставилось одной из главных задач, чтобы в любой воинской части багги могли отремонтировать с помощью стандартных слесарных инструментов и продолжить эксплуатацию.

На сборке «Чаборз М-3».
© Фото автора
На сборке «Чаборз М-3».

«Чаборз М-3», который мы рассматриваем теперь с Бурлаковым, стал первым из семейства. И вопреки сложившейся традиции, первенец получился вполне удачным. Благодаря упрощенной конструкции (цельносварная рама со встроенным каркасом безопасности из бесшовной трубы) и отсутствию излишнего бронирования, он весит всего 750 кг. Малая нагрузка на грунт открывает для «трешки» простор для движения по любой труднопроходимой местности - будь то пустыня, болото, лес или горные склоны. У боевого багги -  двухосное шасси с колесной формулой 4х2. В ходовой части интересно и другое решение: независимая подвеска всех четырех колес с наклонным расположением упругих элементов передней оси и вертикальным - на задней.

- Машину обкатывали не только у нас в РУС, но и в 46-й бригаде Росгвардии, - говорит руководитель производства. - Зампотехи - не нарадуются!

ТТХ «Чаборз М-3»

Габаритные размеры (мм) - 3.100 х 1.900 х 1.460 

Дорожный просвет - 350 мм

Масса полная (с боевой навеской) - 1.270 кг

Грузоподъемность - до 500 кг

Двигатель - 110 л.с., 1.600 см³

Трансмиссия - механическая

Максимальная скорость - свыше 130 км/ч

Температура эксплуатации - от -25° С  до  +50° С

Дополнительную проходимость по местности, поросшей кустарником и разнотравьем, создает хищная клиновидная форма передней части, расширяющаяся при переходе в кабину. Интересным стало решение по вынесению двигателя и части агрегатов трансмиссии повыше, в заднюю часть автомобиля, за спины водителя и сидящего справа от него пулеметчика с ПКМ. Поэтому на автомобиле можно форсировать водные просторы практически по грудь сидящим без дополнительной защиты движка.

Функциональна и крыша: она не только способна оградить от стихии и осколков, но и быть дополнительным отсеком для укладки необходимого груза. Еще один грузовой отсек - площадка над двигателем, рядом с местом гранатометчика с АГС-17 или АГС-30. Все предельно просто, разумно и практично.

«Чаборз М-3»
© Фото автора
«Чаборз М-3»

Боевой мультитул

«Чаборз М-3» - оптимальный вариант дозорной машины, которые необходимы для спецподразделений. Помимо простоты в боевой эксплуатации и обслуживании, автомобиль обладает большой маневренностью и проходимостью. Используя его, разведгруппы могут наскоком выходить на позиции противника, в каких бы лесных дебрях, горах и населенных пунктах тот ни находился, наносить молниеносный удар и моментально отходить, не увязая в боестолкновении.

Но есть у «медведеволка» и еще одна «изюминка»: это не автомобиль - это конструктор-мультитул.

- «Чаборз» легко и быстро переооборудуется под стоящие перед подразделением задачи, - рассказал мой собеседник. - На базовую модель можно «довесить» необходимое оружие или оборудование. Необходима вторая запаска? Пожалуйста, есть под нее место. Нет нужды в гранатометчике? Без особых трудозатрат для багги  становится грузовым. И - так далее.

Проверка жаром и холодом

«Чаборз М-3» прошел обкатку в боевых условиях - в Сирийской Арабской Республике (САР), перед которой дополнительная подготовка потребовалась не только автомобилям, но и водителям. «Вождение багги требует определенных навыков, как и любое обращение с оружием. Поэтому инструкторы РУС провели спецкурс для водителей перед их отправкой в Сирию, - отметил собеседник еженедельника. - Было отработано все, с чем они могли столкнуться на месте, - от брода, крутых спусков, трамплинов и косогоров, до быстрой езды по камням и другим неровностям. А по их возвращении мы пообщались с водителями и с теми, кто непосредственно участвовал в спецоперациях. В итоге внесли незначительные доработки в конструкцию под определенные задачи и потребности».

- Как в целом показали себя машины? Потерь не было? - спросил я.

- Багги зарекомендовали себя только с положительной стороны, вернулись в целости и сохранности, - ответил руководитель производства. - При учете качества топлива, в условиях соленого климата, а в воздухе, можно сказать, разве что солевые сталактиты не висели, «трешки» не подвели и оставались в рабочем состоянии. Сравнивали с эксплуатацией другой техники, что там была. У других автомобилей двигатели глохли на низкооктановом бензине или ДТ, а с нашей - все было в порядке. Заводили, ездили и успешно вернулись обратно».

С положительной стороны «Чаборз М-3» показал себя и в условиях Арктики. И хотя задние колеса у багги сменили на гусеницы, а передние - на лыжи, это никак не сказалось на величине просадки. По снегу «чеченский зверь» побежал так же ходко, как и по земле.

- Испытания в Заполярье тоже дали нам колоссальный опыт. Наши конструкторы внесли несколько не кардинальных, но необходимых доработок, - уточнил Бурлаков. - Например, двигатель и несколько агрегатов получили принудительный электроподогрев. Был получен и опыт вождения багги по снежному насту.

Кстати, в этом году планируется еще несколько испытаний «Чаборза М-3», но какое из них станет максимально жестким для дозорной машины, пока не разглашается.

«Чаборз М-6».
© Фото автора
«Чаборз М-6».

Горный «рейдер»

В Гудермесе не остановились на одном варианте боевого багги. После «Чаборза М-3» в Российском университете спецназа создали «Чаборз М-6». Это - мультитул с еще большим, в сравнении с «трешкой», функционалом.

Отличный рейдовый автомобиль, который для выполнения специальных задач должен проходить сотни километров в автономном режиме. Помимо выполнения основных функций, «Чаборз М-6» может быть использован для многих других задач. Его достаточно легко переоборудовать и для перевозки грузов, и в санитарно-эвакуационный автомобиль (можно разместить двух раненых), а также может использоваться для поисково-спасательных операций.

ТТХ «Чаборз М-6».
© wikimedia.org
ТТХ «Чаборз М-6».

ТТХ «Чаборз М-6»

Габаритные размеры (мм) — 4.300 х 1.900 х 1.800

Снаряженная масса - 2.200 кг

Грузоподъемность - до 1.300 кг

Двигатель - 150-500 л.с., может оснащаться как дизельным, так и бензиновым двигателем, а также гибридной дизель-электрической установкой

Трансмиссия - механическая/автоматическая

Подвеска - гидропневматическая

Максимальная скорость - до 160 км/ч

Температура эксплуатации - от -25° С  до  +50° С

На фоне М-3 «шестерка» выглядит более солидно. На борту - шесть мест для вооруженных бойцов (включая водителя). Усилена бронезащита, увеличился и ветровик на лобовой части. По огневой мощи «Чаборз М-6» должен значительно превосходить предшественника: помимо стандартного места пулеметчика рядом с водителем у него есть турель на крыше, на которой можно установить АГС или крупнокалиберный пулемет «Корд». Также возможна установка пулеметов на турелях, прикрепленных к боковым стойкам рамы для военнослужащих, сидящих на задних местах. Всего в штатном вооружении предусмотрено четыре пулемета.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров осмотрел «Чаборз М-6».
© Фото автора
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров осмотрел «Чаборз М-6».

Одно слово: хищный зверь!

Как отметил в беседе с корреспондентом еженедельника «Звезда» помощник главы Чеченской Республики по силовому блоку Даниил Мартынов, курирующий РУС, на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» автомобиль вызвал неподдельный интерес у министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу. «Сергей Кужугетович задавал много вопросов по особенностям "Чаборза". Было видно, что наше детище его заинтересовало», - сказал он.

- А есть ли заказы на технику? - уточняю я.

- Заказы на автомобили у нас есть - и от Росгвардии, и из Минобороны РФ, - подчеркнул Мартынов. - Более того, очень велика вероятность, что наши боевые машины пойдут на параде на Красной площади 9 мая 2019 года.

Не остался равнодушным к образцам новой техники и глава правительства РФ Дмитрий Медведев, которому продемонстрировали «Чаборзы» во время его визита в Чечню весной этого года.

Тогда, отвечая на вопрос главы правительства, Даниил Мартынов уточнил, что заинтересованность в закупке российских багги уже выразили страны Ближнего Востока, СНГ, а также Индия и Китай.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама