От Крыма до Балтики, от Афгана до Сирии
- Почему именно 18 июня считается датой рождения ВОСО?
- Истоки - в издании Петром I «Устава воинского» 30 марта 1716 года. Вводилась должность «генерал-вагенмейстера» или «обозного». Что возлагалось на квартирмейстеров - от ротного фурьера до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем? Изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск.
В 1851-м разработали первые руководства о перевозке войск по железной дороге. Прошла крупномасштабная передислокация войск из Петербурга в Москву.
Но датой своего рождения служба военных сообщений считает приказ военного министра генерал-адъютанта Дмитрия Милютина № 183. 18 июня 1868 года был учрежден Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою и аппарат заведующих передвижением войск на транспорте и наблюдающих за отправлением войск.
- Как появилось название службы?
- Исстари пути, используемые в интересах войск, назывались «военными сообщениями». В 1812 году за передвижения войск на театре военных действий отвечали директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер. А орган, выполнявший эти задачи, и стал называться Службой ВОСО. В России она возникла раньше, чем в Англии, Франции и Германии.
- Как менялась роль Службы ВОСО во время войн?
- Крымская война 1853-1856 годов наглядно показала необходимость железных дорог для обороны. С годами были введены должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения. А в 1912 году появились и коменданты железнодорожных участков.
- Что изменилось после Октябрьской революции 1917 года?
- В Петрограде образовали Высший военный совет. Его приказом № 2 были расформированы все органы военного управления царской армии - за исключением Управления начальника военных сообщений. 5 марта 1918-го, день издания этого приказа, стало датой формирования центрального органа военных сообщений РККА. А 2 сентября того же года было создано Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО).
- И как показала себя Служба ВОСО в те годы?
- Объем воинских перевозок по железным дорогам за годы Гражданской войны составил 33454 оперативных и 6679 снабженческих поездов. Было перевезено 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей.
- Через 20 лет была другая война - Великая Отечественная...
- На контроле органов военных сообщений только по централизованному плану одновременно находилось до 1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 12 тыс. транспортов!
Общий объем воинских железнодорожных перевозок за годы войны составил 442,2 тыс. поездов (19714,5 тыс. вагонов). Военно-санитарные поезда перевезли более 5 млн раненых и больных. По воде было перевезено более 4 млн бойцов и командиров, 212 тыс. лошадей, сотни тысяч единиц боевой техники.
За мужество и храбрость около 7 тысяч офицеров Службы военных сообщений были награждены орденами и медалями.
- Какие задачи Служба ВОСО решала в послевоенные годы?
- В 1979-1989 годах ВОСО обеспечивала перевозку войск в Афганистан, а затем их вывод. Позже только из Западной группы войск (Германия) железнодорожным и морским транспортом было вывезено 6 армий. 22 дивизии, 47 бригад, 42 отдельных полка общей численностью более 500 тысяч человек! Плюс - 123629 единиц техники и вооружения, около 3 млн тонн матсредств.
В 1994-1997 Служба обеспечивала операцию по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне. Было перевезено 209 воинских эшелонов.
- Каковы масштабы «зоны ответственности» ВОСО?
- Протяженность путей сообщения, где выполняют задачи органы военных сообщений - 86 тыс. км железных дорог, 101 тыс. км внутренних водных путей, 639 тыс. км воздушных трасс. Более 468 тыс. км из них являются международными. В составе речного флота - более 9 тыс. судов различного типа общей грузоподъемностью более 11 млн тонн.
- Как Служба ВОСО обеспечивает группировку наших войск в Сирии?
- Это крупнейшая в новейшей истории логистическая операция. По характеру, объемам переброски, по удаленности российской группировки войск и с учетом ряда факторов экономического характера она была уникальна. Зарубежные аналитики назвали ее «Сирийским экспрессом». Ежемесячный объем грузов - десятки тысяч тонн. В годы Великой Отечественной в самых напряженных боях дивизия расходовала около 200 тонн боеприпасов и других запасов в сутки. Можете сами сравнить масштабы работы ВОСО.