Неужели в самом деле у Украины все «качели» погорели
Когда два с лишним года назад на официальном сайте президента Украины Петра Порошенко появилась петиция, в которой предлагалось прорыть канал и отделить Крым от материка, население «незалежной» отнеслось к этой идее, как к бредовой. И несмотря на «весомые аргументы» превратить полуостров в остров, ужесточить его блокаду и тем самым вернуть Крым Украине, украинцы не пожелали подписываться под этим бредом.
Казалось, эта идея почила в украинской бозе. Увы. 15 июня ее реанимировал и озвучил экс-начальник Генштаба ВСУ, бывший первый заместитель главы минобороны Анатолий Лопата. Отвечая на вопросы корреспондента украинской интернет-газеты «Обозреватель», он заявил о необходимости строительства канала через Перекопский перешеек. Генерал убежден: это не только даст дополнительный доступ к выходу в Азовское море из Черного, но и усилит контроль руководства «незалежной» за морской и прибрежной территориями до Мариуполя и дальше.
К этому можно было отнестись так же, как и к упомянутой петиции. Но в данном случае, заговорили не некие блогеры и «голоса общественности», а вполне официальное лицо, пусть и бывшее, но тесно связанное с киевской властью. Чего здесь больше? Еще раз поиграть на национальных чувствах украинцев или намекнуть на новую статью вливаний в бюджет Украины.
Какая тут связь?
Не секрет, что в настоящее время инженерные подразделения ВМС США ведут в городе Очаков (Николаевская область) строительство центра оперативного управления украинским флотом. И тогда наперекор конвенции Монтрё от 1936 года здесь на постоянной основе смогут базироваться боевые корабли шестого американского флота, которым будет позволено курсировать между двумя морями, защищая зону «американских» интересов…
Лопата доказывает, что новое сооружение обеспечит судоходство между Черным и Азовским морем, минуя российский Крым. И даже утверждает, что при ширине водоканала около сотни метров и нужных глубинах его хватит для прохода любых высокотоннажных судов. Но пан генерал, по-видимому, забыл, или намеренно опустил, что самое мелкое в мире Азовское море (средняя глубина не превышает 8 метров) способно принять в своей акватории далеко не все суда и далеко не любой тоннажности. А это значит, что даже если канал и будет построен, воспользоваться им в полной мере командованию шестого флота все равно не получится. Причина все та же - мелководье Азова. Кроме малых кораблей и катеров плавать здесь никто не сможет.
В разные времена существовало много различных проектов строительства канала из залива Сиваш (западная часть Азовского моря) в Каркинитский залив (восточная часть Черного моря). В турецкий период владения Крымом такой канал даже существовал, но, когда полуостров перешел под юрисдикцию Российской империи, он был засыпан за ненадобностью. Впоследствии идеи по воссозданию канала периодически появлялись (у Германии, СССР, Украины), но это всегда упиралось в две проблемы: огромные затраты на дноуглубительные работы в Сиваше (средняя глубина залива - 1 метр) и неминуемое загрязнение Каркинитского залива.
Это в прошлом. А сегодня это напоминает печально известную «стену Яценюка», которую кролик строил, строил и так и не смог построить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.