Из «Варяга» в китайцы
© chinamil.com.cn
Type 001A - второй авианосец на вооружении ВМС Китая.

Из «Варяга» в китайцы

До конца года китайский военно-морской флот получит новый современный авианосец, построенный полностью по китайским технологиям на верфях города Далянь (Дальний)
Реклама
Из «Варяга» в китайцы
© chinamil.com.cn
Type 001A - второй авианосец на вооружении ВМС Китая.
Читайте нас на: 

China aircraft carrier почти готов к выполнению заданий

Корабль оснащен свыше 12 тыс. различных систем и блоков управления, поставки которых осуществляли 532 китайские фирмы, включая частные компании.

Его конструирование началось в ноябре 2013 года, работы в сухом доке - в марте 2015 года. В 2016 году мировая пресса сообщила о том, что в Китае строят авианосец и что через 6 лет он будет спущен на воду. Но китайские планы, как правило, не только выполняются, но и перевыполняются. Спуск на воду состоялся уже в апреле 2017. В течение года продолжалась  достройка в мокром доке и дооснащение. Сейчас корабль полностью оборудован и вооружен. В мае 2018 года прошли первые ходовые испытания. Судя по тому, что одновременно с опубликованием информации о выходе в море корабля в Китае были обнародованы и его многочисленные фотоснимки, ходовые испытания прошли успешно. В ходе них, прежде всего, тестировались силовая установка и системы управления. В дальнейшем будут испытываться электронные и боевые системы.    

Длина авианосца - 315 метров.
© chinamil.com.cn
Длина авианосца - 315 метров.

Планируется, что уже до конца текущего  года корабль может поступить в состав ВМФ КНР. По сообщениям китайских СМИ, авианосцем командует капитан первого ранга Лай Ицзюнь, который ранее был первым помощником командира авианесущего корабля «Ляонин», а до того командовал бригадой ракетных фрегатов.

Характеристики нового корабля внушительны. Длина авианосца - 315 метров, ширина - 75 метров, вес - 70 тысяч тонн, водоизмещение - 50 тыс. тонн, крейсерская скорость - 30 морских узлов. На корабле имеется 3.600 помещений и кают для команды. Китайские СМИ сообщили, что на борту смогут базироваться 36 истребителей «Шэньян» (J-15), а также несколько вертолетов различного назначения.  Истребитель J-15 оснащен ракетами «воздух-воздух», «воздух-земля», а также управляемыми бомбами. Самолет сравним с отечественным Су-33 и американским F/A-18 Hornet. Известно, что вертолетный флот авианосца будет включать вертолеты поиска и спасения Z-9 и вертолеты раннего предупреждения Z-18, а также возможно специальные противолодочные вертолеты. Новый авианосец вооружен несколькими противовоздушными системами, в том числе противоракетной системой HHQ-10.

Истребитель J-15.
© chinamil.com.cn
Истребитель J-15.

На сегодняшний день - это самый большой и самый оснащенный корабль китайских ВМС.

По словам директора судостроительной корпорации Китая и руководителя новой кораблестроительной программы Ху Вейминя, авианосец является одним из самых современных в мире и демонстрирует способность Китая создавать авианосные корабли высочайшего технического уровня.  

Лиха беда начало

Столь быстрые темпы ввода в строй объясняются тем, что Китай овладел необходимыми технологиями и имеет опыт эксплуатации авианесущих судов. Новый корабль, с условным наименование Type 001A  - второй авианосец на вооружении ВМС Китая. Первый - «Ляонин» был построен на базе купленного у Украины в 1998 году недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг». Приобретался он китайцами якобы для устройства плавучего парка развлечений, чтобы не раздражать раньше времени американских партнеров. Тем не менее американцы тогда очень сильно забеспокоились и оказывали давление на Турцию, требуя запрета на проход корабля через пролив Босфор. «Варяг», будущий «Ляонин», путешествовал к китайским берегам два года.

Никакого парка развлечений на нем, конечно, не построили. Зато в 2005 году на судостроительных верфях китайского Даляня (бывший г. Дальний) начались работы по его достройке, точнее - перестройке. Потому что из авианесущего крейсера был сделан именно авианосец. Первые морские испытания «Ляонина» прошли в 2011 году. Всего было 10 пробных выходов в море. В состав ВМС Китая корабль вошел в сентябре 2012 года, а в ноябре того же года было объявлено об успешной посадке истребителя «Цзянь-15» на палубу авианосца.

Авианосец «Ляонин» построен на базе недостроенного авианесущего крейсера «Варяг».
© chinamil.com.cn
Авианосец «Ляонин» построен на базе недостроенного авианесущего крейсера «Варяг».

После ввода в строй нового авианосца, уже собственного изготовления, Китай сразу переместится в первую тройку стран, располагающих такого типа ударными морскими единицами. Первенство, понятно, у США, которые имеют в составе флота 11 авианосцев. Китай, как и Италия, и Индия, будет располагать двумя авианесущими кораблями. Но китайские корабли более современные. По одному авианосцу у Великобритании, России, Франции, Индии и Бразилии.

Новый китайский корабль по масштабам и боевой мощи почти вдвое уступает американскому гиганту Nimitz водоизмещением 90 тыс. тонн, несущему 90 самолетов. Но лиха беда начало.   

По некоторым данным, Китай планирует построить в рамках данной программы четыре схожих корабля. Так что не исключено, что скоро мы узнаем о них или даже увидим их на воде. Ведь программа рассчитана до 2020 года. В силу закрытости Китая информация о подобных проектах может утекать только по разведканалам и публикации по понятным причинам не подлежит. Когда в 2016 году постройка нового китайского авианосца шла полным ходом, российские специализированные СМИ об этом ничего не сообщали. А западные военные эксперты сходились во мнении, что китайская авианосная программа - это, скорее, политическая декларация о намерениях. И вот Type 001A из намерений превратился в реальность. У него еще нет имени, но уже есть плавучесть, притом неплохая.

Если для кого-то новый китайский корабль стал сенсацией, то только не для самих китайцев. Потому что их авианосная программа началась еще на заре «реформ и открытости».

Авианосец «Мельбурн».
© wikimedia.org
Авианосец «Мельбурн».

В 1985 году Китай приобрел у Австралии якобы на металлолом за 1,4 миллиона австралийских долларов списанный авианосец «Мельбурн».

Вместо переплавки китайцы его разобрали и изучили. И хотя с авианосца до его передачи Китаю было демонтировано вооружение и радиоэлектронное оборудование, паровая катапульта, аэрофинишер и оптическая система привода на посадку остались. Все это очень пригодилось в отработке собственных технологий. Окончательно «Мельбурн» был разрезан в 2002 году, когда в Китай прибыл приобретенный на Украине «Варяг».

Также Китаю был продан первый советский авианесущий крейсер «Киев». И хоть он по настоящее время стоит близ Тяньцзиня как часть военно-морского музея, надо полагать, что он также сыграл свою роль в развитии китайского авианосного судостроения.

Новый китайский авианосец.
© chinamil.com.cn
Новый китайский авианосец.

30 лет ходу, и дальше без остановок

Так что новый китайский авианосец появился не вдруг и не сразу. От «Мельбурна» до Type 001A - 30 лет ходу. Но дальше все может пойти куда быстрее.

По Интернету бродят всевозможные описания самых смелых проектов авианосцев, которые якобы уже проектируются и даже строятся в Китае. Сами китайцы раньше времени об этом не скажут, они не склонны к преждевременной демонстрации своих планов. Тем более, если это только планы, «пыль в глаза», пиар. Тем не менее в Сети представлен и гигантский катамаран с двумя взлетными палубами, и целый передвигающийся остров - плавучая военно-морская база, и даже огромная подводная лодка-авианосец.

Наверное, все это больше можно отнести к области научной фантастики, хотя ее даже самые смелые предположения нередко сбываются. 25 лет тому назад мало кто мог поверить в то, что Китай, например, станет мировым лидером в области высокоскоростного железнодорожного транспорта. А сейчас эта страна располагает самой протяженной в мире сетью высокоскоростных магистралей - около 25 тыс. километров. Проехаться на поезде со скоростью 300 км в час из одного конца страны в другой для китайца все равно, что в магазин за рисом сходить. Три недели тому назад близ города Циндао (где проходил саммит ШОС) я побывал на гигантском заводе, который тысячами производит такие высокоскоростные локомотивы и поезда метро различных типов для многих стран мира. И мне все это не кажется фантастикой.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама