Генерал-полковник Владимир Зарудницкий: «Развитие информационных и наукоемких технологий предопределяет инновационные разработки в области вооруженной борьбы»
Горизонты военного дела
- Войны будущего подразумевают новые формы военных действий. Имеются в виду сетецентрические и бесконтактные войны, кибервойны, применение оружия на новых физических принципах. Владимир Борисович, как это обстоятельство учитывается при подготовке военных специалистов в Академии Генштаба?
- Войны современной эпохи по своей сущности и содержанию кардинально отличаются от войн предыдущего тысячелетия. Чтобы осмыслить и предугадать их характер проводится большая работа в Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации и в нашей академии. В ходе этой работы с очевидностью проявляется устойчивая и неразрывная связь военной практики и военной науки. Это подтверждается результатами деятельности Вооруженных сил России по обеспечению военной безопасности и обороны страны, и, что важно, результаты военно-научных исследований заложены в прогнозируемое будущее армии и флота. Кроме того, с этих позиций оценивается военно-политическая и стратегическая обстановка, осуществляется прогноз ее развития, определяются возможные угрозы и опасности, формируются основы подготовки страны к обороне и обеспечению ее безопасности. Именно это составляет базис военного строительства вооруженных сил, а в совокупности с новыми видами вооружения и военной техники определяет перспективные формы и способы их применения. Необходимо отметить, что именно такой подход и определяет в целом горизонты и ориентиры военного дела.
В Военной академии Генерального штаба тщательно анализируется опыт применения вооруженных сил зарубежных государств, новые подходы и взгляды на организацию и ведение военных действий в перспективе. Анализируется и обобщается опыт применения Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе за пределами территории России. Следует сказать, что развитие новых информационных и других наукоемких технологий предопределяет инновационные разработки в области вооруженной борьбы, в том числе невоенными методами. Все это находит отражение не только в материалах исследований, но и непосредственно реализуется в образовательной деятельности. В дальнейшем полученные знания систематизируются, на их основе вырабатываются обоснованные предложения по прогнозу изменений в характере вооруженной борьбы, совершенствованию форм применения и способов действий войск и сил.
Таким образом, образовательная и научная деятельность академии ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных умело руководить войсками в любой самой сложной обстановке, независимо от условий ведения военных действий, их динамизма и непредсказуемости.
- В академии не так давно прошел научный конкурс по гибридным войнам и применению роботов. Что нового он привнес в обучение слушателей академии, какие идеи родились по его итогам?
- В рамках реализации соглашения о сотрудничестве Министерства обороны Российской Федерации и Фонда перспективных исследований, начиная с 2015 года, проведено уже три конкурса идей (индивидуальных работ) по актуальным вопросам военного строительства и военного искусства. В этих конкурсах участвует личный состав, включая гражданский персонал академии, высших военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций Минобороны России (в том числе докторанты, адъюнкты, слушатели, курсанты). С 2017 года в конкурсе также участвуют военнослужащие научных рот и студенты, проходящие обучение по программе военной подготовки в вузах, заключивших соглашение о сотрудничестве с академией. Конкретная тематика исследований, выполняемых в ходе конкурса, ежегодно рассматривается академией и Фондом перспективных исследований. Так, среди пяти тем конкурса, проведенного в 2017 году, были темы, связанные с технологиями «гибридных действий» и с перспективами массовой роботизации.
Проведение конкурса способствует развитию у слушателей компетенций в части формирования аналитических способностей и предполагает генерацию идей на перспективу о возможных военных конфликтах будущего, актуальных проблемах военного строительства, военного искусства и путях их решения. При подготовке конкурсных работ слушатели, основываясь на профессиональном опыте, с опорой на доступные отечественные и зарубежные экспертно-аналитические материалы, предлагают идеи, отличающиеся новизной, обоснованностью и реализуемостью в обозримой перспективе. Кроме того, это позволяет развить у слушателей и научно-педагогического состава крайне важные способности к военно-научному творчеству, анализу и прогнозированию в сфере обороны и обеспечения военной безопасности. Результаты конкурса активно используются Фондом перспективных исследований при осуществлении научных исследований и разработок в интересах обороны страны. Слушатели академии используют результаты конкурса при разработке замыслов операций и обосновании будущего облика вооруженных сил и требований к перспективным образцам вооружений, военной и специальной техники. Уверен, что знания, умения и навыки, полученные при подготовке конкурсных работ, окажутся чрезвычайно полезны для слушателей при выполнении задач профессиональной деятельности после выпуска из академии.
В настоящее время академией и Фондом перспективных исследований объявлен четвертый конкурс идей - индивидуальных работ по актуальным вопросам военного строительства и военного искусства. Конкурсные работы принимаются до 29 сентября 2018 года. Порядок проведения конкурса опубликован на официальном интернет-сайте Минобороны. Традиционно итоги конкурса будут подведены в декабре.
Боевой опыт в науке побеждать
- Как используется в образовательной деятельности академии опыт боевых действий в Сирии?
- Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал армии Валерий Васильевич Герасимов в своем труде «Основы победы в бою» подчеркивает, что «операция в Сирии - новое явление в нашем военном искусстве в силу того, что многие задачи, и прежде всего боевые, решались нестандартно, значительно отличались от принятых подходов. Было изыскано немало оригинальных способов и приемов ведения боевых действий, ранее не применявшихся. Война в Сирии также подтвердила актуальность и значимость в современных условиях вопросов применения соединений, частей и подразделений». Требование начальника Генерального штаба к органам военного управления, войскам и военным учебным заведениям о необходимости использования в оперативной подготовке и обучении слушателей и курсантов опыта боевых действий в Сирии сегодня, как никогда, актуально. Академия активно участвует в обобщении этого опыта и в разработанной «дорожной карте» реализации полученных результатов в образовательной деятельности. В программы обучения слушателей факультетов национальной безопасности и обороны государства, переподготовки и повышения квалификации оперативно вносятся уточнения и дополнения по изучению вопросов опыта выполнения Вооруженными силами специальных задач в Сирийской Арабской Республике.
Многие из офицеров академии получили боевой опыт в Сирии, занимая как руководящие должности в группировке, так и выполняя роль советников в Сирийской армии. Уникален опыт по созданию и работе Центра по примирению враждующих сторон в Сирийской Арабской Республике.
Преподаватели, выполнявшие специальные задачи в Сирии, при проведении занятий со слушателями доводят до них опыт действий группировки войск вооруженных сил Сирийской Арабской Республики. Так, например, по дисциплине «Национальная безопасность» со слушателями проводятся занятия по темам: «Выработка невоенных мер по стабилизации обстановки и предотвращению вооруженного конфликта», «Сущность и содержание постконфликтного урегулирования» и другим. А в замысле командно-штабных военных игр по армейской тематике со слушателями факультета национальной безопасности и обороны государства предусмотрена отработка вопроса оперативного развертывания войск в целях предупреждения или срыва агрессии противника с учетом опыта вооруженного конфликта в Сирии. По мере поступления новой информации из зоны конфликта оперативно вносятся дополнения в учебно-методические материалы всех кафедр академии.
В течение 2017/2018 учебного года преподавательским составом по тематике вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике разработано 7 военно-теоретических трудов, 3 учебных пособия, 2 монографии и 3 сборника материалов конференций. Завершается разработка 6 учебно-методических пособий, подготовленных по указанию начальника Генерального штаба. В академии создана электронная база (электронная библиотека) для хранения и изучения отчетных материалов преподавателей, выполнявших специальные задачи в Сирийской Арабской Республике. Все это широко используется в образовательной и научной деятельности академии.
- У каждого военного вуза есть своя программа развития до 2020 года. Для чего эти программы нужны и как они осуществляются на практике в академии?
- В программе развития академии до 2020 года, утвержденной министром обороны РФ в апреле 2014 года, поставлена цель повысить качество подготовки кадров в интересах Вооруженных сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, армий зарубежных государств, привести организационно-штатную структуру и учебно-материальную базу в соответствие с современными требованиями, а также повысить качество фундаментальных и прикладных исследований в области обороны и безопасности государства. Программа содержит комплекс конкретных мероприятий по достижению поставленных целей с финансовым обоснованием и «дорожной картой» по их реализации. По сути это руководство наших действий по всем направлениям работы академии до 2020 года. А факт того, что она утверждена министром обороны Российской Федерации, накладывает на нас особую ответственность за ее реализацию, а также обязывает и заказчика кадров, которые мы готовим, - Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации принимать непосредственное участие в контроле ее выполнения.
Ход реализации программы в течение четырех лет показал безусловную ее необходимость, поскольку академии при активной помощи Генерального штаба удалось значительно продвинуться во многих направлениях своей деятельности. Для реализации программы в каждом структурном подразделении академии разработаны «дорожные карты». Постоянно проводится мониторинг их реализации с регулярным рассмотрением результатов на совещаниях и подведением итогов работы за месяц, квартал и год. Итоги реализации программы за четыре года сводятся к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № 779 нашей академии предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательный стандарт. Приказом министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2015 года № 293 на базе академии создано Федеральное учебно-методическое объединение военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки высшего образования - «Военное управление». Эти акты по сути поставили Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил на острие системы военного образования в России.
В академии созданы военный институт управления национальной обороной, две новые кафедры - разведки и истории войн и военного искусства. Значительно увеличен набор слушателей на основной и специальный факультеты. На факультете переподготовки и повышения квалификации расширено количество специализаций, в том числе создана группа подготовки руководителей федеральных органов исполнительной власти в области мобилизации.
Внесены серьезные коррективы в организацию и содержание образовательной деятельности. Программы обучения соответствуют реальным задачам, решаемым вооруженными силами. С учетом последних достижений военной науки, опыта оперативной подготовки войск и вооруженных конфликтов усилена практическая сторона подготовки слушателей. Введена стажировка слушателей факультета национальной безопасности и обороны государства в период проведения в вооруженных силах стратегических учений. Учебным планом предусмотрены занятия слушателей по изучению техники и вооружения сил флота и воздушно-космических сил с выездами на Северный флот и космодром Плесецк. В образовательный процесс широко внедряются инновационные образовательные технологии. С этой целью полностью обновлен центр военных игр, начала функционировать электронная библиотека. Научно-педагогический состав и слушатели полностью обеспечены электронно-вычислительной техникой. Эффективно работают электронно-вычислительные сети академии и факультетов, которые сопряжены с сетями Центра управления национальной обороной Российской Федерации.
Ежегодно академией выполняется более 70 научно-исследовательских работ, свыше 30 научных и военно-теоретических трудов, значительное количество электронных учебников, монографий, сборников научных статей, разрабатываются материалы в уставы и наставления Вооруженных сил Российской Федерации. Только в 2017 году проведено 15 научных конференций, а также подготовлены и проведены «круглые столы» по проблемам национальной и военной безопасности, управления, межведомственного взаимодействия, в том числе и на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017».
Сегодня в академии трудятся 345 ученых, среди них - 78 докторов наук и 263 кандидата, работает 5 диссертационных советов.
В академии успешно реализуются заложенные в программу вопросы развития и совершенствования сферы ее повседневной деятельности. Образовательная, научная деятельность и повседневный быт личного состава академии благодаря активной помощи министра обороны и начальника Генерального штаба обеспечены необходимыми материально-техническими средствами. В академии созданы благоприятные, комфортные условия для творческого труда и учебы всех категорий военнослужащих и гражданского персонала, организован культурный досуг личного состава.
Получило дальнейшее развитие международное военное сотрудничество. Высокий статус Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации в мире отразился на географии стран, присылающих своих офицеров к нам на учебу.
В настоящее время в стенах академии обучаются представители более 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. Причем заявки на обучение прислали такие страны, как Саудовская Аравия и Свазиленд. Ежегодно академию посещают более 30 военных делегаций во главе с министрами обороны и начальниками генеральных штабов. В свою очередь, представители академии регулярно направляются с ответными визитами.
В плане развития международного военного сотрудничества академия установила и поддерживает взаимодействие с целым рядом военных учебных заведений зарубежных стран. В 2017 и 2018 годах нашу академию посетили представители главных военных вузов Анголы, Белоруссии, Кореи, Пакистана, Китая, Израиля, Индии, Казахстана, Республики Бангладеш, Монголии, Японии. В свою очередь, представители нашей академии посетили военные вузы Белоруссии, Китая, Республики Бангладеш, Казахстана, Кореи, Бразилии, Израиля, Монголии. В ходе визитов основное внимание уделяется вопросам организации образовательного процесса, методики преподавания и совершенствования учебно-материальной базы. Все самое положительное и приемлемое для условий академии, полученное в ходе визитов, используется в образовательной деятельности. Академия принимала активное участие в становлении Национального университета обороны Казахстана и факультета Генерального штаба Военной академии Республики Беларусь.
Концентрация научного потенциала
- Образование и наука всегда шли рядом, их взаимодействие очевидно. Какова сегодня связь между ними - программная и организационная?
- Согласен, что наука и образование всегда идут рядом. В настоящее время обеспечение тесной интеграции военного образования и науки является одной из важных тенденций развития академии. Это отмечено и в программе развития академии до 2020 года. Необходимость такой интеграции обусловлена еще и тем, что значительная часть - более 50% - имеющегося научного потенциала академии сосредоточена в научно-исследовательских подразделениях: Научно-исследовательский институт военной истории, Военный институт управления национальной обороной, Центр военно-стратегических исследований, Научно-исследовательский центр, Научно-практический центр. Вместе с тем нас не в полной мере удовлетворяет уровень научно-исследовательской и экспериментальной базы академии, недостаточная концентрация научного потенциала учебных и научных подразделений для решения важных оперативных задач, что не позволяет эффективно проводить исследования и оперативно реализовывать их результаты.
Особенность концепции подготовки научно-педагогических кадров в академии состоит в том, что она предусматривает формирование военного исследователя и специалиста, обладающего не только навыками научного и педагогического работника, но и опытом организации научно-педагогической деятельности военного управленца. Это заложено в разработанных академией основных образовательных программах высшего образования, программах подготовки офицеров в адъюнктуре.
Хотел бы отметить, что сегодняшняя практика войск в силу ряда причин, как объективного, так и субъективного характера, несколько опережает теорию. Поэтому при разработке и в ходе реализации учебных программ подготовки слушателей и адъюнктов мы оперативно вносим в них изменения, в которых учтен опыт, полученный Российской армией в Сирийской Арабской Республике и в процессе оперативной и боевой подготовки войск и штабов. Современный боевой опыт широко используется при проведении научных исследований, в разработке проектов организационных и нормативных актов.
- Как совершенствуется учебно-материальная база академии?
Совершенствование учебно-материальной базы проводится в соответствии с утвержденными министром обороны Программой развития Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года и Планом развития Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (2017-2020 гг.), где перед академией были поставлены конкретные задачи поэтапного развития.
Основным содержанием заключительного этапа, в частности, является:
- выведение академии на уровень единого интегрирующего и координирующего органа в системе военного образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Военное управление»;
- формирование эффективной модели управления образовательной и научной деятельностью академии, ее всестороннего обеспечения;
- развертывание военного учебного кластера (городка) академии с учебным комплексом и жилым фондом для постоянного и переменного состава с необходимой инфраструктурой;
- развитие в академии военного историко-музейного ансамбля (комплекса);
- завершение капитального ремонта и реконструкции комплекса зданий и сооружений академии, а также строительства второго 25-этажного жилого дома на 204 квартиры.
Все вышеперечисленное невозможно без современной учебно-материальной базы, которая сегодня полностью соответствует ее потребностям по реализации основных образовательных программ, требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, обеспечивает реализацию квалификационных требований к выпускникам вуза и проведение всех видов учебных занятий с использованием современных технологий. Это современные лекционные залы, центр военных игр, учебные аудитории, методические кабинеты и библиотека, оснащенные современным мультимедийным оборудованием. В академии имеются прекрасный спортивный комплекс, музей, воинский храм-памятник и другие объекты для проведения культурно-досуговых мероприятий. Спортивный комплекс академии представлен игровым, тренажерным и бильярдным залами, плавательным бассейном, теннисным кортом, летними игровыми и тренировочными площадками. Имеется лыжная база и стрелковый тир, оснащенный современным оборудованием.
После завершения запланированных работ по реконструкции в 2020 году Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации будет полностью соответствовать современным требованиям, предъявляемым к высшим военным учебным заведениям страны.
- В Военной академии Генерального штаба открыт курс по основам мобилизационной и территориальной подготовки, где обучаются гражданские министры, губернаторы, главы регионов. Их привлекают к масштабным учениям, командно-штабным тренировкам. Для чего это нужно гражданским чиновникам?
- В настоящее время академия является ведущим образовательным учреждением в системе переподготовки и повышения квалификации государственных служащих центрального аппарата и гражданского персонала Министерства обороны оперативно-стратегического уровня подготовки. В 2015 году решением президента Российской Федерации в академии организовано повышение квалификации руководителей субъектов Российской Федерации. Необходимость их подготовки вызвана потребностью в совершенствовании знаний и практических компетенций руководства субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки, мобилизации и военного планирования в Российской Федерации. За короткий срок в академии повысили свою квалификацию 16 глав субъектов Российской Федерации, в том числе губернатор Мурманской области Марина Васильевна Ковтун, архангельский губернатор Игорь Анатольевич Орлов, губернатор Курганской области Алексей Геннадьевич Кокорин, глава Республики Коми Сергей Анатольевич Гапликов, глава Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол, глава Карачаево-Черкессии Рашид Бориспиевич Темрезов, а также ряд руководителей федеральных органов исполнительной власти.
По отзывам государственных служащих высшего звена управления, знания, полученные в ходе обучения в ВАГШ ВС РФ, в дальнейшем обеспечили им качественное решение задач взаимодействия с органами военного управления в интересах военной безопасности России.
Сегодня система военного образования в Российской Федерации построена по ведомственному принципу. В настоящее время в академии проходят подготовку представители только Росгвардии. Специалисты высшего звена управления МЧС, пограничной службы ФСБ обучаются в своих военных учебных заведениях (последний выпуск их представителей из Академии Генштаба был осуществлен еще в 2005 году). Вместе с тем, в интересах обороны страны, целесообразно осуществлять подготовку указанной категории специалистов именно в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
ДОСЬЕ: Генерал-полковник Владимир Борисович ЗарудницкийРодился в 1958 году в г. Абинск Краснодарского края. В 1979 году окончил Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище. В 1979-1981 гг. проходил службу на должностях командира танкового взвода, командира разведывательной роты в Одесском военном округе. В 1981-1986 гг. - командир разведроты, начальник разведки штаба полка в Группе советских войск в Германии. В 1989 г. после окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе продолжил службу в Дальневосточном военном округе. В 1991-1994 гг. - начальник штаба мотострелкового полка, командир пулеметно-артиллерийского полка в ДВО. В 1994-1997 гг. - военный комендант Майкопского гарнизона в Северо-Кавказском военном округе. В 1997-2001 гг. - начальник штаба, затем командир отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в г. Майкоп. В 2003 г. с золотой медалью окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В 2003-2005 гг. - командир мотострелковой дивизии в Приволжско-Уральском военном округе. В 2005-2009 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего армией, командующий армией в Сибирском военном округе. В 2009 г. - заместитель командующего войсками Московского военного округа. В 2009-2011 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего войсками Московского, а затем Западного военного округов. В 2011 г. - заместитель командующего войсками Южного военного округа. В 2011-2014 гг. - начальник Главного оперативного управления Генштаба - первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В 2014-2017 гг. - командующий войсками крупнейшего в Российской Федерации Центрального военного округа. В 2017 г. указом Президента Российской Федерации назначен начальником Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За военные заслуги» и медалями.