© Фото автора
Капитан медицинской службы Алексей Сенчалов и старший сержант Оксана Ланг.

Врачи специального назначения

Им нужно все знать и уметь все делать. Только таких специалистов отбирают в медицинский отряд специального назначения (МОСН) 301-го военного клинического госпиталя Восточного военного округа
Реклама

Медицинский отряд специального назначения - формирование, предназначенное для выполнения множества задач. Притом в любых условиях мирного и военного времени: в зонах ведения боевых действий, при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф. Такая специфика диктует свои особенности и ритм работы, которые даже для опытных военных медиков часто бывают непривычными.

В полной боевой

Как известно, медицинский спецназ работает по большей части в полевых условиях. А это значит, что его бойцы в буквальном смысле должны находиться в постоянной готовности выдвинуться в любую точку зоны ответственности, где требуется квалифицированная медицинская помощь. И не только на Дальнем Востоке. На практике получается так, что в отрыве от места постоянной дислокации медицинский спецназ работает от четырех до пяти месяцев в году. Причем это могут быть как плановые командировки, связанные с повышенным уровнем заболеваемости, для оказания практической и методической помощи в какой-то конкретной воинской части, так и внезапные выезды при чрезвычайных ситуациях.

Основная задача отряда, где служат наши герои - капитан медицинской службы Алексей Сенчалов и старшая медсестра старший сержант Оксана Ланг, - оказание медицинской помощи больным и пострадавшим в горячих точках, в зонах боевых действий. Учатся этому на тактико-специальных занятиях и учениях, максимально приближенных к боевой обстановке.

- В ходе таких учений первоочередная задача - в кратчайшие сроки развернуть мобильный госпиталь на базе подвижных комплексов врачебной помощи ПКВП-01, - объясняет капитан Сенчалов. - На вооружение медицинского отряда специального назначения Восточного военного округа комплекс пневмокаркасных модулей с новейшим оборудованием поступил еще в декабре 2014 года. Фактически именно мы первыми в наших вооруженных силах обкатывали это оборудование.

Наша справка

Подвижные медицинские модули комплекса могут развертываться прямо на технике или устанавливаться на грунт. Они оснащены системами освещения, отопления, принудительной вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего и холодного водоснабжения, сбора использованной воды, снабжения медицинскими газами, аварийного электроснабжения. Гидравлические погрузочно-разгрузочные устройства, современная аппаратура и медицинское оборудование позволяют оказывать квалифицированную и специализированную медицинскую помощь пострадавшим в любых чрезвычайных ситуациях.

- По оснащению мы можем дать фору многим стационарным медицинским учреждениям Хабаровска, - говорит старший сержант Оксана Ланг. - Высокоточная медицинская аппаратура позволяет оказывать не только квалифицированную, но и специализированную медицинскую помощь. За сутки через наш полевой госпиталь может пройти свыше 200 пациентов. И мы должны обеспечить функционирование сортировочного, приемного, хирургического отделений, а также отделения анестезиологии и реанимации.

Путь в профессию

Так уж совпало, что мои собеседники - начальник госпитального отделения отряда капитан медицинской службы Алексей Сенчалов и старшая медсестра этого отделения старший сержант Оксана Ланг - решили стать медиками еще в школьные годы.

Оксана поступила на работу в 301-й окружной военный клинический госпиталь после окончания Биробиджанского медицинского училища (с 2012 года - колледж) - того самого, где в свое время учились Надежда Дураченко и Галина Михайлова, погибшие 5 декабря 2016 года при обстреле боевиками мобильного госпиталя Минобороны РФ в сирийском Алеппо. Собственно, туда же, в Алеппо, прилетят несколько дней спустя и бойцы отряда, в котором сегодня служит Оксана.

А начинала она в хирургическом отделении медсестрой-анестезистом. К тому времени этот один из старейших военных госпиталей на Дальнем Востоке, прародителем которого был основанный еще в 1867 году лазарет Хабаровской постовой команды, уже представлял собой не просто многопрофильное специализированное лечебно-профилактическое учреждение. Здесь была создана добротная клиническая, методическая, учебная и научная база. Так что молодому специалисту было, где и у кого поучиться. И Оксана не теряла времени даром. Вскоре ее перевели в отделение реанимации, потом - старшей медсестрой в терапевтическое отделение.

Решение поступить на военную службу по контракту она приняла десять лет назад. 

- Решение, честно говоря, далось мне легко, - рассказывает Оксана. - К тому времени я уже четко понимала, с чем придется столкнуться, и эти трудности меня не пугали. Хотелось не только испытать себя, но и приобрести новые знания, практические навыки, расти в профессии. Все это и пришло потом в процессе службы в медицинском отряде специального назначения.

Ее непосредственный начальник - капитан медицинской службы Алексей Сенчалов тоже со школьных лет шел к своей мечте. Поступив в Амурскую государственную медицинскую академию, он после 4-го курса перевелся в Томский военно-медицинский институт, где позже и проходил интернатуру. 

- Учиться приходилось очень много, в том числе и заниматься самостоятельно, - рассказывает Алексей. - Ведь военные врачи изучают предметы, которым не учат гражданских медиков. Например, есть в программе военно-полевая хирургия, есть военно-морская хирургия. Кроме того, военные медики изучают физиологию военного труда, физиологию летной медицины, подводного плавания, военную токсикологию и многое другое.

По окончании института выпускников отправляют в войска, а уж потом, если заслужат, принимают в ординатуру. Сенчалов такую возможность заслужил профессиональной работой в должности начальника медицинского пункта в одном из соединений Восточного военного округа. Потом были три года учебы в ординатуре Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в Санкт-Петербурге, после успешного завершения которой его назначили начальником госпитального отделения медицинского отряда специального назначения.

Сирийский опыт

Алексей и Оксана были командированы в Сирийскую Арабскую Республику. В составе медицинского отряда более 80 человек - врачи, средний и младший медицинский персонал, а также специалисты вспомогательных служб. С декабря 2016-го по апрель 2017 года этот отряд работал в стационарном медицинском пункте на базе поликлиники города Алеппо, оказывая помощь российским военнослужащим авиабазы Хмеймим и местным жителям.

- Когда мы только прибыли, в городе еще шли боевые действия, поэтому было много раненых , - вспоминает капитан медицинской службы Алексей Сенчалов. - Моими пациентами часто были сирийские беженцы и жители города. Я по специальности терапевт и занимался пациентами с терапевтической патологией. В основном это заболевания бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта. В меньшей степени встречалась сердечно-сосудистая патология. Также приходили люди с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Оксана Ланг вспоминает, что за день в их центр в Алеппо приходило от 70 до 100 человек. Прием вели и дежурный врач, и врачи-специалисты: хирурги, терапевты, педиатры, стоматологи, медсестры… Но работа не ограничивалась стационарной помощью. Чаще всего врачебно-сестринская команда выезжала в пригороды или лагеря беженцев. На месте разворачивался пневмокаркасный модуль, где принимали порядка 200 человек.

- Об этом страшно вспоминать, - рассказывает Оксана. - Дома разрушены, среди женщин и детей здоровых нет, страдают инфекционными заболеваниями, почти все голодные. Вообще было больно смотреть, как мучаются люди после многолетней войны…

- В качестве переводчиков выступали даже школьники, то есть дети, у которых один из родителей был русским. Они хорошо знали оба языка. - продолжает Оксана. - Дети после школы шли к нам и помогали с переводом, потому что переводчиков не хватало.

В стационарный медицинский пункт, созданный на базе поликлиники города, регулярно приходили и местные студенты-медики. Передавая им свой опыт, капитан медицинской службы Алексей Сенчалов и старшая медсестра старший сержант Оксана Ланг, как и все российские специалисты, уверены, что в недалеком будущем их сирийские помощники сами будут заботиться о здоровье своих сограждан.

Реклама