Страсти по С-400: США оказывают нажим на Турцию, а Саудовская Аравия - на Катар, пытаясь сорвать их сделки с Москвой
В первом случае Вашингтон действует напрямую, обещая Турции ввести против нее санкции и ограничить доступ к американскому оружию. Во втором - с помощью Саудовской Аравии, которая выступает с неприкрытыми угрозами применить против Катара военную силу, если тот приобретет российские С-400. Используя в обоих случаях грубый нажим и неприкрытый шантаж, американцы и саудовцы рискуют получить результат прямо противоположный тому, на который рассчитывают.
С «пряником» не вышло, взялись за «кнут»
В Вашингтоне считают, что Турция должна приобретать лишь то оружие, которое совместимо с остальными партнерами по НАТО. А такой совместимости, по словам представителя Госдепартамента Хизер Науэрт, нет. В Анкаре думают по-другому. Турецкий президент Реджеп Эрдоган заявил, что его страна «не будет спрашивать у Вашингтона разрешения», что ей покупать, и не откажется от российского оружия.
За этими словами просматривается, во-первых, желание Турции продемонстрировать свою независимость в принятии решений. Это особенно важно после того, как американцы сразу же категорически отказались передавать туркам часть технологий производства Patriot. Россия в вопросе о частичной локализации производства С-400 в Турции тоже не спешит давать добро, однако тему эту окончательно не закрывает, оставляя Анкаре некоторую надежду.
Во-вторых, Анкару вполне устраивает С-400 по своим тактико-техническим характеристикам, превосходящим аналогичные западные системы, а также по комплектации, ценам и срокам поставки. Турция ждет их поставки в середине лета следующего года. К тому же на днях в «Рособоронэкспорте» заявили о начале производства первой партии С-400 для Анкары.
Не сумев, да и не очень стараясь с наскоку «по-хорошему» убедить турок отказаться от российских зенитных комплексов, американцы поспешили перейти к своей излюбленной тактике оказания грубого нажима, введения санкций. И вот здесь они могут допустить крупную стратегическую ошибку. Любая попытка оказать давление на турецкого президента Реджепа Эрдогана вызывает у него довольно болезненную реакцию, еще больше раззадоривает, добавляя драйва.
Недавно одобренный конгрессом США законопроект о бюджете Пентагона на 2019 финансовый год, который предусматривает ограничение поставок американского вооружения Турции, вызвал резкую реакцию в Анкаре. Глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу назвал неприемлемым возможный отказ Вашингтона поставлять в Турцию истребители F-35. А турецкая газета Yeni Safak пишет, что в этом случае Анкара может купить у России истребители Су-57. По своим характеристикам они ничуть не хуже американских F-35, да и по цене почти в два раза дешевле.
Правда, турецкое руководство не собирается совсем отказываться от права на покупку американских самолетов и по возможности старается не переходить красную черту. А вот настроенный на перманентную конфронтацию чуть ли не со всем миром американский президент Дональд Трамп, похоже, до конца не понимает, к каким неприятным последствиям, прежде всего для США, может привести его настрой на санкции.
По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО Виктора Надеина-Раевского, обмен уколами рано или поздно примет характер цепной реакции, и дальнейшая эскалация напряженности в американо-турецких отношениях может привести к тому, что США потеряют свои позиции в Восточном Средиземноморье и лишатся военной базы «Инджирлик».
Саудовский демарш под вашингтонскую дуду
Саудовский демарш по времени совпал с годовщиной дипломатической блокады Катара и отражает глубокое недовольство королевства тем, что Доху так и не удалось сломить, заставив ее выполнить предъявленные антикатарским квартетом (Египет, Бахрейн, ОАЭ во главе с Саудовской Аравией) требования. По-прежнему работает «Аль-Джазира», никуда не исчезла из эмирата турецкая военная база, к сожалению Катар продолжает поддерживать ряд джихадистских организаций в других странах.
В этом плане требование отказаться от С-400 следует рассматривать как часть борьбы против Катара, как еще одну попытку унизить своенравный эмират, посмевший посягнуть на саудовское лидерство. Для Эр-Рияда, который также покупает у России С-400, это вопрос престижа. С военной точки зрения С-400 никакой угрозы для саудитов не представляет. Это оборонительное оружие. Не нарушайте воздушное пространство Катара, и никакой угрозы вашим самолетам не будет.
На самом деле, из этой затеи снова торчат американские уши. Многие и у нас в России, и в Катаре не исключают того, что саудовские угрозы появились в результате давления со стороны Вашингтона.
По мнению заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексея Кондратьева, срыв поставок С-400 служит интересам США. Допустив приобретение Катаром российского оружия, американцы рискуют потерять, по крайней мере, часть «лакомого» оружейного рынка стран Персидского залива.
Москва, преследующая, по словам Алексея Кондратьева, собственные интересы, в том числе для пополнения государственного бюджета, не планирует отказываться от поставок С-400 Катару. «Позиция Саудовской Аравии здесь ни при чем, планы России меняться не будут», - заявил российский политик. К тому же переговоры по этому вопросу между Москвой и Дохой, по словам посла Катара в Москве Фахда Мухаммеда аль-Аттыйя, «находятся на продвинутой стадии».
В этой связи сразу же возникает вопрос о позиции Вашингтона в отношении саудовских планов приобрести у России такие же системы С-400. Согласились ли американцы в качестве своего рода премии за хорошее поведение разрешить Эр-Рияду покупку этих систем у нас, или уговорили (настояли) отказаться, пообещав каким-то образом компенсировать потери, в том числе материальные и моральные. Дело нешуточное, особенно сейчас, когда сделка между Москвой и Эр-Риядом по С-400 близка к финалу. В феврале этого года саудовский посол в РФ Халед Кримли говорил о том, что переговоры перешли в заключительную стадию, обсуждаются технические детали и вопросы транспортировки.
Однажды саудовцы нас уже «кинули». Много чего обещали купить, но приобрели какую-то мелочь. Между тем и такой вариант сегодня окончательно исключать нельзя. Саудовцы вполне могут разыграть карту С-400 в качестве рычага давления.
Здесь возможны два варианта. Первый, самый простой, когда нам предлагают выбрать кого-то одного из двух покупателей по принципу или-или. Второй, изощренный. Решение об отказе от покупки С-400 саудовцы могут принять в самый последний момент и преподнести в качестве оправдания своего шага «несговорчивость» Москвы, которая-де не захотела пойти навстречу просьбе Эр-Рияда, погналась за двумя зайцами, - вот и получила.
Эр-Рияд разыгрывает в данном случае сложную, по-восточному витиеватую комбинацию. На прошлой неделе король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд в письме французскому президенту Эмманюэлю Макрону пожаловался на Катар, который якобы угрожает безопасности королевства. Обращение именно к Макрону, видимо, не случайно, учитывая, что глава французского государства старается выступить в качестве посредника при решении многих ближневосточных проблем, в том числе и связанных с участием России. Саудовский монарх, по-видимому, рассчитывает, что Париж сумеет оказать давление и на Катар, и на Россию.
Это всего лишь два примера недобросовестной конкуренции, к которой прибегают США, в отчаянном наступлении на российский оборонный комплекс. Целью стал передел мирового оружейного рынка. Вашингтон делает все, чтобы не допустить Россию на относительно новые или вытеснить с уже освоенных площадок.