Возвращение главного калибра
Лишние миллиметры
Изменения, которые в последние месяцы происходят в артиллерийских частях, неспециалисту заметить трудно. А вот профессионалы знают: перемены носят концептуальный характер, они связаны с меняющейся тактикой наземного боя. Например, танковые и мотострелковые дивизии получат реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М», способные забрасывать боеприпасы аж на 120 километров. Зачем? Ведь до сих пор дивизионная артиллерия действовала на глубину всего в 20-30 километров.
Мало того, в каждом военном округе создаются артиллерийские дивизионы большой мощности, состоящие из самоходных артиллерийских установок (САУ) «Пион» калибра 203 мм и 240-миллиметровых минометов «Тюльпан».
А в Тамбове восстановлена 45-я Свирская ордена Богдана Хмельницкого артиллерийская бригада большой мощности с теми же «Пионами» и «Тюльпанами», которую расформировали в 2009 году. И это притом что на Западе увеличение калибра свыше 152 миллиметров вроде как признали нецелесообразным.
Но вот вопрос: когда Запад в последний раз воевал по-настоящему?
За залпом - залп
Вообще, казалось бы, с появлением высокоточных авиабомб и ударных беспилотников роль артиллерии на поле боя может и вовсе оказаться второстепенной. А что, вычислил цель, дал указание бомбардировщикам - и готово! Но не тут-то было, существование зенитно-ракетных систем здорово ограничивает возможности авиации. К сожалению, в Сирии боевикам удается сбивать самолеты даже из переносных ЗРК, что уж говорить об оружии типа нашего С-400.
- Авиация решает задачи в оперативной и даже стратегической глубине, - говорит военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков. - Она предназначена для поражения эшелонов, резервов вне контакта с войсками противника. То же самое касается ракет, запускаемых с кораблей или со стратегической авиации. А артиллерия обеспечивает огневое поражение во взаимодействии с наступающими или обороняющимися войсками. То есть поражает противника непосредственно вблизи.
Однако в ближайшее время тактика современного боя может кардинально измениться. Появление беспилотников, способных проводить разведку и корректировку огня на значительном удалении, дает возможность общевойсковым дивизиям наносить артиллерийские удары задолго до контакта с врагом.
Взять, к примеру, беспилотники «Орлан-10», которые сейчас активно осваиваются в войсках. Радиус их применения - 120 километров от базовой станции. А перспективные беспилотники «Корсар» - те, что участвовали в последнем параде на Красной площади, - могут вести разведку в радиусе 200 километров. К такой феноменальной дальнозоркости нужны и «длинные руки» - именно с этим, по словам военного эксперта Антона Лаврова, и связано включение «Ураганов» в артиллерийские подразделения общевойсковых дивизий.
В перспективе их заменят на «Ураганы-1М» - страшное оружие. Это бикалиберная система, она может вести стрельбу как 220-миллиметровыми боеприпасами предыдущей модификации «Урагана», так и ракетами РСЗО «Смерч» калибра 300 мм. При максимальной дальности в 120 километров залп «Урагана-1М» может очистить от всего живого более 67 гектаров территории. К тому же в системе «Ураган-1М» реализован принцип пакетного заряжания пусковых установок с помощью контейнеров. Представляете эту мощь: залп следует за залпом без перерыва, враг и опомниться не успеет.
Так что теперь, обнаружив врага на расстоянии больше 100 километров, комдив может спокойно отдать приказ о его уничтожении, не запрашивая помощи армии или флота.
«Смельчак» наводится лазером
Подразделения артиллерии крупного калибра возродились благодаря опыту ведения боевых действий в Сирии.
- В результате обобщения сирийского опыта, а также после наблюдений за конфликтом на Украине стало понятно, что существующих калибров полевой артиллерии недостаточно, - говорит Антон Лавров. - 122 мм и 152 мм не способны гарантированно уничтожить огневые точки, расположенные в прочных зданиях городской застройки и на территории промышленных объектов. Мощности боеприпасов не хватает даже для уничтожения некоторых полевых укреплений. Поэтому было принято решение вернуть в армию более мощные калибры. Причем отрабатывается их использование с управляемыми снарядами.
Самоходка «Пион» имеет калибр 203 миллиметра и бьет почти на 50 километров - это значительно превышает дальнобойность имеющихся в войсках самоходок «Мста-С». Однако в данном случае главное - не дальность, а пробивная сила. После широкомасштабной модернизации «Пионы» смогут стрелять в том числе и управляемыми боеприпасами.
По не подтвержденным пока данным, «Пионы» применяла украинская армия на Донбассе. А единственный подтвержденный факт их применения - война в Южной Осетии в августе 2008 года: грузинская армия использовала батарею из шести «Пионов». При отступлении грузинских войск их спрятали в районе Гори. Но российские военные их все равно нашли, одну взяли как трофей, остальные уничтожили.
Еще один представитель артиллерии большой мощности - крупнокалиберный самоходный миномет «Тюльпан» может вести огонь корректируемыми минами «Смельчак». Цель подсвечивается с лазером, для пристрелки, как правило, используется 2-3 обычные мины, после чего цель уничтожается одним-двумя умными боеприпасами. Вероятность его попадания в круг диаметром 3 метра составляет около 90%.
Неразрушаемых укреплений для «Тюльпана» не существует. Его дальнобойность не так высока - всего около 20 километров, но зато этот 240-мм миномет может бить по обратным склонам гор. Эта возможность «Тюльпанов» здорово помогала нашим войскам во время войны в Афганистане: фугасные мины эффективно уничтожали глинобитные сооружения и крепости противника, в то время как 122-мм снаряды вязли в стенах укрепленных зданий.
«Тюльпаны» сейчас тоже проходят модернизацию. Главные изменения коснутся электронной начинки систем связи, определения местоположения и управления огнем.
- После модернизации и «Тюльпаны», и «Пионы» фактически станут высокоточным оружием, - говорит Антон Лавров. - Кроме того, они смогут действовать в составе единых разведывательно-ударных комплексов, получая целеуказания, в том числе от беспилотников.
Автоматика укажет цель
Единые разведывательно-ударные контуры - новая технология, появлением которой мы тоже обязаны военной операции в Сирии. Она подразумевает, что разведка - будь то разведгруппа, беспилотник или другие средства - и ударные силы связаны в единую информационную сеть. Как показала практика, во время реальных боевых действий прямой обмен данными экономит массу драгоценного времени. И от способности артиллерии принять данные, а затем быстро и четко их реализовать в современном бою зависит крайне много.
- Сейчас все учения, во время которых используется артиллерия большой мощности, проводятся в рамках единых разведывательно-ударных комплексов, - говорит Антон Лавров. - Для наведения и корректировки огня, как правило, используются беспилотники.
Перспективы единых разведывательно-ударных контуров поражают: в будущем, как утверждают эксперты, в единые сети будут объединены и авиация, и танковые подразделения, и артиллерия, и даже пехота со стрелковым оружием. Информация об обнаруженной цели моментально поступает в систему, искусственный интеллект, сопоставив расположение ударных средств, решает, кто может уничтожить ее эффективнее. Если цель - вражеский солдат, то приказ получит пехотинец. А если это бетонное укрепление, в дело вступят «Тюльпаны» с «Пионами». У врага не остается ни шанса.
Принципы «сетецентрической войны» российские ученые уже применяют на практике. Как рассказал недавно начальник Генерального штаба Валерий Герасимов, внедрение межвидовой автоматизированной разведывательно-ударной системы позволит более чем в два раза сократить время и увеличить точность поражения целей.
- В настоящее время завершается разработка перспективных многоцелевых комплексов, - сказал Валерий Герасимов. - Поступление их на вооружение позволит выполнять не только разведывательные, но и ударные задачи там, где применение других средств будет затруднено или менее эффективно.