Чем попахивает «Морской бриз»?
© c6f.navy.mil
Построение кораблей участников учений Sea Breeze 2018.

Чем попахивает «Морской бриз»?

За время проведения учений установлен повышенный американский интерес к гидрографии, особенностям морского дна, маршрутам судоходства Черноморья, работе средств связи, РЭБ и учебного применения сил и средств Российского военного флота в районе Крыма, а не вовсе к подготовке участвовавших неполных рот вояк из Грузии, Молдавии и Украины
17 июля 2018, 13:53
Реклама
Чем попахивает «Морской бриз»?
© c6f.navy.mil
Построение кораблей участников учений Sea Breeze 2018.
Читайте нас на: 

Масштабность показухи

Заявленная цель нынешних учений «Си Бриз-2018» - планирование и проведение многонациональной морской операции по безопасности в кризисном регионе. Маневры продлятся до 21 июля, в них принимают участие представители 19 стран, в том числе Великобритании, Канады, Грузии, Дании, Молдавии, Норвегии, Польши, Швеции, США и Украины. В мероприятиях задействовано 29 кораблей, катеров и судов, 1 подводная лодка, 25 летательных аппаратов, около 3 тысяч человек личного состава. Основными учебно-боевыми элементами определены действия противокорабельной и противовоздушной обороны, высадки морского десанта на необорудованное побережье, тактическое маневрирование и плавание в ордерах.

География «Морского бриза» - порт, аэродром Одессы, полигон в Николаевской области, акватория Северо-Западной части Черного моря. Вроде бы, все выглядит достаточно солидно. Но это - в пресс-релизах и заявлениях военного руководства.

Ми-8 - во время высадки десанта по-штурмовому.
© mil.gov.ua
Ми-8 - во время высадки десанта по-штурмовому.

Практика учений оказалась скромнее и носила по большей мере показной характер. К примеру, авиационная составляющая по большей мере была реализована показом пролетов устаревшей авиатехники на аэродроме Кульбакино, участием пары Су-25 в имитации воздушной поддержки морского десанта, парой Ми-8 - во время высадки десанта по-штурмовому и показных парашютных прыжков без оружия курсантов Одесской военной академии. Еще один вертолет Ми-14 явно в показной форме высадил на воду 8 ластоногих бойцов морской охраны погранслужбы без дыхательных аппаратов (видимо, сформированные не так давно украинские морские подразделения спецопераций пока не готовы к подобным трюкам).

Справка

Sea Breeze («Морской бриз») - международные военно-морские учения на Черном море и на территории Украины. Задуманы они были нашими тогдашними «заклятыми   друзьями» США и Украиной в 1997 году в рамках меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве по вопросам обороны и военных отношений между министерствами обороны США и Украины от 1993 года с целью создать эффективную морскую силу, которая могла бы противостоять Черноморскому флоту России. С тех пор проводятся они ежегодно, кроме 2006 года - тогда население Крыма не допустило базирования натовских участников учений в Феодосии, а 2009 году Верховная рада отвергла законопроект президента Украины Виктора Ющенко о проведении «Морского бриза» на территории страны. Несмотря на двусторонний характер этого соглашения, учения являются открытыми для других стран - членов НАТО и участников программы НАТО «Партнерство ради мира».

           

Что касается корабельной составляющей украинского участия в нынешних учениях, то она ограничилась средним десантным кораблем «Юрий Олефиренко», который далеко не крейсерским ходом смог преодолеть полсотни миль и доставить пару взводов и две единицы техники из Одессы на берег полигона в соседней Николаевской области. Из полутысячи заявленных участников этой десантной операции в ее динамике приняли участие неполная рота морпехов Украины, взвод американских морских пехотинцев и по два отделения грузинских бойцов и национальных гвардейцев Молдовы. Кстати, последних тренировали инструкторы из нацгвардии Украины с уклоном на полицейские и карательные функции. Интересно, где эти навыки могут быть востребованы грузинскими и молдавскими бойцами?

Морские пехотинцы США на полигоне Широкий Лан в рамках учений.
© c6f.navy.mil
Морские пехотинцы США на полигоне Широкий Лан в рамках учений.

В противокорабельной и противовоздушной обороне, тактическом маневрировании и плавании в ордерах украинские ВМС были представлены своими новинками - четырьмя малыми бронированными артиллерийскими катерами проекта «Гюрза-М» по 35 тонн водоизмещения каждый. Правда, артиллерийского у них - только 30-мм автоматическая пушка. Остальные 11 украинских плавсредств в формате «Морского бриза-2018» представляют собой «москитный флот» - скоростные жестко-корпусные надувные лодки американского производства  длиной до 5 метров. 

Видимо, не увидев особой пользы от учебы в предложенном формате, турецкий фрегат «Явуз» и подводная лодка «Йылдырым» после первого же группового выхода корабельной группы учений ушли домой.

Турецкие фрегат «Явуз» и подводная лодка «Йылдырым» не стали участвовать в пеннтагон-шоу и сразу вернулись домой.
© c6f.navy.mil
Турецкие фрегат «Явуз» и подводная лодка «Йылдырым» не стали участвовать в пеннтагон-шоу и сразу вернулись домой.

У каждого - свой интерес

Вполне ожидаемым было на этих учениях самое большое по численности участие американского контингента. На северо-запад Черного моря ВМС США направили командный корабль «Маунт Уитни» и ракетный эсминец «Портер», а также около тысячи военнослужащих, по большей части задействованных именно в морской составляющей маневров. Сегодня не является секретом, что подобные маневры находятся под бдительным приглядом с нашей стороны.

Вот и на этот раз наши электронные и акустические средства слежения Черноморского флота установили повышенный интерес американских коллег к гидрографии, особенностям морского дна, маршрутам судоходства этого района Черноморья, работе средств связи, РЭБ и учебного применения сил и средств Российского военного флота в районе Крыма. Кроме того, корабли солидного водоизмещения «Маунт Уитни» и «Портер» получили прекрасную практику захода и базирования в условиях не самой простой одесской стоянки украинских ВМС. Естественно, не упустили США и еще одной возможности демонстрации своего флага в районе национальных интересов России.

Командный корабль «Маунт Уитни» и ракетный эсминец «Портер».
© c6f.navy.mil
Командный корабль «Маунт Уитни» и ракетный эсминец «Портер».

По мнению начальника штаба руководства учениями капитана 1 ранга ВМС Украины Александра Орехова, офицеры недавно воссозданного Морского командования ВМС Украины, составляющие основу многонационального штаба, во взаимодействии со своими иностранными коллегами получают практический опыт планирования операций и управления силами по стандартам НАТО. «Первое место во внедрении стандартов Североатлантического альянса среди видов вооруженных сил Украины занимают именно ВМС», - считает он.

Однако переход на такие стандарты пока заметен лишь в системе бортовых номеров украинских кораблей и судов, принятых с апреля нынешнего года, в форме документов планирования и похожих на натовские погоны моряков «незалежной». Сомнительно выглядит и надежда министра обороны Украины Степана Полторака, что «Морской бриз-2018» станет «экзаменом морского командования на совместимость с лучшими флотами мира». Что и как собирается совмещать это командование - постоянно ремонтируемый флагман «Гетман Сагайдачный» и шесть бронекатеров, которые и корабельным соединением называть сомнительно?  

Катера «Гюрза-М» и флагман «Гетман Сагайдачный».
© mil.gov.ua
Катера «Гюрза-М» и флагман «Гетман Сагайдачный».

Впрочем, руководитель учений с американской стороны капитан 1 ранга Майкл Виллигас по достоинству оценил «бумажные» навыки своих украинских партнеров: «Могу оценить постоянное наращивание возможностей и опыта ВМС Украины по планировочным мероприятиям». Жаль, однако, что помимо прожектерского мастерства не был отмечен и пиаровский талант украинского военного ведомства - победоносного шума в национальных СМИ было с лихвой.

Цитата

«Очень счастлива проведению этих ежегодных учений женская половина Одессы и Одесской области».

Глава областного Совета Анатолий Урбанский. 

Правда, потом чиновнику долго пришлось объяснять возмущенной женской общественности, что он имел в виду своими намеками.

Незамысловатые политманевры

Украинские военачальники и не скрывают, что политическая составляющая «Морского бриза-2018»  для них стала основной. Руководитель нынешних учений с украинской стороны контр-адмирал Алексей Неижпапа так и заявил: «Одним из инструментов доказать врагу, что Украина - не одинока в противостоянии российской агрессии». Командующий ВМС Украины, бывший танкист, вице-адмирал Игорь Воронченко тоже конкретен в своем высказывании: «Си Бриз-2018» - наш общий ответ идеологам, организаторам и спонсорам гибридных войн, за которыми кроются угрозы человечеству, государственный терроризм и вооруженная агрессия». Что-то уж больно попахивает от подобных формулировок явной провокацией.

Командующий ВМС Украины танкист вице-адмирал Игорь Воронченко благодарит американских морских пехотинцев.
© c6f.navy.mil
Командующий ВМС Украины танкист вице-адмирал Игорь Воронченко благодарит американских морских пехотинцев.

Что касается США, то они привыкли обозначать свое присутствие во всех морях и океанах мира, а Черное море особенно облюбовали после провала совместного с Украиной плана превратить Севастополь в натовскую военно-морскую базу. По-видимому, есть политический подтекст и в представительстве на маневрах американского эсминца «USS Porter», оснащенного крылатыми ракетами «Томагавк». В 2017 году корабль участвовал в атаке на авиабазу Эш-Шайрат в Сирии. Командовала кораблем тогда коммандер Андриа Слоу - одна из немногих женщин, имеющих под своим началом столь мощный военный корабль. На нынешние учения корабль привел в Черное море коммандер Джон Тобин.

...А чем Россия могла бы ответить на эти маневры у ее сухопутной и морской границы? Тем, чем и отвечает: выполнением плановых задач боевой подготовки войск крымской сухопутной, военно-космической группировок, береговых войск и корабельной группировки Черноморского флота.  Правда, надо при этом отметить, что многие из учебных мероприятий российских подразделений, частей и соединений превосходят реальный масштаб «Морского бриза-2018». И вовсе не в «бумажной» составляющей, а в практическом эквиваленте боевой готовности к любому кризису в регионе.

           

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама