Украина может потерять еще одну границу
С каждым днем количество якобы задержанных российскими пограничниками в Азовском море для осмотра судов растет и на сегодняшний день составляет уже 148 единиц. Как передает пресс-служба Мининфраструктуры Украины, об этом на совещании в Кабмине заявил заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк. По его мнению, так дальше не может продолжаться.
Ранее в Верховной раде глава УКРОПа, народный депутат Тарас Батенко объяснил эту ситуацию на правовой основе. По его словам, украинские суда задерживали не только в море, но и во время ожидания разрешения на проход через Керченский пролив. «Если раньше время ожидания составляло один-два часа, то теперь для зафрахтованных украинским морским бизнесом судов оно составляет в среднем около 30 часов».
Батенко назвал «недопустимым и даже позорным для украинского государства, что почти все задержания происходят на расстоянии не более 6-15 миль от украинского побережья».
Но в том-то и дело, что Лавренюк и Батенко врут и не краснеют. «Речь идет не о задержке судов, а об осмотре. Государственная пограничная служба говорит об этом, начиная со второй половины апреля, что российская сторона, российские пограничники начали осматривать иностранные суда, которые следуют как в порты Украины, так и из портов Украины. К сожалению, мы являемся заложниками ситуации с 2004 года, а именно с момента вступления в силу Соглашения о сотрудничестве между Украиной и РФ в Азовском море и Керченском проливе, которое определяет Азовское море как море внутреннего пользования двух государств. Таким образом, как российские, так и украинские пограничники могут осматривать те суда, которые, по их мнению, вызывают какое-то подозрение. Поэтому еще раз говорю: никто не задерживал, россияне их осмотрели, и после этого они продолжили свой путь», - уточнил помощник председателя Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян.
Однако доводы разума не останавливают истерику украинских политиков, которые сознательно обостряют проблему. Депутаты от УКРОПа месяц назад направили премьер-министру Владимиру Гройсману предложения международно-правового, политического и даже военного характера. Всего план состоит из 11 пунктов, но кабмин Украины, по их мнению, дал формальную отписку, поэтому депутаты не успокоились.
Теперь представители Объединения «Самопомощь» зарегистрировали в парламенте проект постановления «Об обращении Верховной рады Украины к президенту Украины, министру обороны Украины о денонсации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».
Разговоры о денонсации договора в раде идут давно. Например, 16 июля 2015 года в электронной базе украинского парламента уже появлялся аналогичный сегодняшнему документ, одним из инициаторов которого был Андрей Парубий. Вот только киевская власть, при всем желании, еще не готова рубить сук, на котором сидит. Так что обращение «Самопомощи» - это тоже политическая акция с целью попиариться в среде радикально настроенной части украинского электората.
Действительно, договор от 24 декабря 2003 года на фоне развязанной на Украине антироссийской истерии в настоящее время не отвечает характеру отношений официального Киева и России, уже хотя бы потому, что начинается словами: «Руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними», что, как известно, теперь категорически отрицается киевской властью.
Международно-правовая основа этого межгосударственного документа базируется на Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, а также на Договоре между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года. Однако в статье 1 этого договора речь идет только о сухопутной границе «от точки стыка государственных границ Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь до точки, расположенной на берегу Таганрогского залива».
В приложении 1, содержащем описание прохождения государственной границы, отмечается, что эта точка (под номером 1324) расположена «на берегу Таганрогского залива в 0,76 км восточно-юго-восточнее водонапорной башни», и ни слова о границе в Азовском море и Керченском проливе.
В июле 2012 года президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович подписали совместное заявление о важности проведения делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. Однако дальше продекларированного намерения дело не пошло. А с возвращением Крыма в состав Российской Федерации проблема в корне изменилась.
В договоре о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива упоминается о разграничительной линии государственной границы. Но границы нет, поэтому прав одиозный депутат рады Семен Семенченко, заявивший в парламенте, что граница «де-факто проходит по линии прибоя, и россияне могут свободно находиться в этом море, руководствуясь положениями договора 2003 года о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива, там фактически морской границы нет». И односторонней денонсацией договора официальный Киев еще больше ослабит позицию своей страны, особенно ввиду исторического статуса Азовского моря как внутренних вод России и Украины. Так что действия Киева, часто абсурдные, в точности соответствуют известной украинской поговорке: выколю себе глаз, чтобы у моей тещи зять был кривой.
Впрочем, в современной украинской политической практике подобное не редкость. Крым ежегодно платил Украине за пресную воду из Северо-Крымского канала до 6,6 млн гривен и готов был согласиться с повышением цены за кубометр с 0,67 копейки до одной копейки. Что сделал Киев? Он построил дамбу на канале и теперь совершенно бесплатно сливает пресную воду в Черное море.
Еще пример. Государственная компания «Укринтерэнерго» за 10 месяцев 2015 года получила более 300 млн гривен прибыли от контракта на поставку электроэнергии, как на Украине выражаются, в «оккупированный Крым». Что сделал Киев? Правильно, он позволил экстремистам взорвать опоры ЛЭП и лишил себя прибыли.
Дальше - больше: украинские рыбаки спокойно ловили рыбу там, где всегда это делали, до 25 марта, когда украинские пограничники задержали в Азовском море рыболовецкое судно «Норд», ходящее под флагом России. С этого дня кончилось спокойное время не только для украинских рыбаков, но и для экипажей всех судов, следующих в украинские порты. Теперь уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека Людмила Денисова просит Петра Порошенко обменять членов экипажа «Норд» на членов экипажа украинского судна «ЯМК-0041», задержанного 4 мая российскими пограничниками за незаконную добычу камбалы в исключительной экономической зоне России западнее мыса Тарханкут.
Обмен, конечно же, может состояться, но проблема останется. Или даже обострится, если Киев окончательно разрушит еще существующие договоренности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.