Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил России заплатить в общей сложности 2,5 млн евро более чем полутора тысячам фермеров и трем сельхозкомпаниям Молдавии за то, что те испытывали трудности с использованием земли, находящейся на территории Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Подобные новости - не редкость. ЕСПЧ уже заставлял нашу страну платить. Несколько дней назад - молдавским полицейским, задержанным в 2006 году. Еще ранее - в 2012 году - от Москвы попросили компенсации за то, что на территории Приднестровья были успешно реализованы принципы языковой политики, запрещавшие использование латинского алфавита в школах. А в 2005 году ЕСПЧ строго приговорил Россию за еще более чудовищное «преступление» Приднестровья: арест молдавских диверсантов «группы Илашку», которые были совершенно справедливо осуждены властями непризнанной республики за убийства людей.
То есть событие, в общем-то, для европейских правозащитников совершенно рядовое. Нет ничего удивительного или нового в том, что убийц, которые охотились на людей, находящихся, с точки зрения Запада, «на стороне русских», следует жалеть (и наказывать Россию за их проблемы). Или что строгому осуждению подлежит попытка поставить заслон стремлению разрушить систему образования на русском языке. В этом и особенность подобных решений ЕСПЧ - имея претензию на защиту людей от несправедливости, на деле же они подобную несправедливость лишь множат.
Сама непризнанная Приднестровская Молдавская Республика обязана своим появлением этническим погромам русского населения бывшей Молдавской ССР со стороны молдавских националистов. Именно необходимостью защиты от притеснений и даже физического уничтожения людей, которые просто хотят говорить на русском языке, и продиктовано присутствие миротворческих сил нашей страны в этом регионе с непростой судьбой.
В целом, в ряду санкций, необоснованных обвинений, нечестных действий, дипломатических скандалов очередное решение ЕСПЧ не вызывает никакой реакции, кроме улыбки. Но, если подумать, ведь именно на этот суд когда-то возлагались определенные надежды как на место, где европейские страны (в числе которых была бы и Россия) давали бы надежду обездоленным и обиженным, защищая слабых от сильных. И что же получилось: еще один рычаг давления (элемент «умной силы», как сказали бы поклонники теории американского политолога Дж. Ная) на нашу страну - и все еще никакой справедливости.
Почему-то у суда по правам человека не возникало вопросов, когда в странах Прибалтики ограничивали обучение на русском языке, не пытаются там выписать и штрафы Украине за незаконное задержание граждан России и препятствование российскому бизнесу. В целом же расположенные в Европе судебные инстанции, претендующие на международность, давно и планомерно делают все, чтобы в их справедливость участники политического процесса и простые люди верить окончательно перестали и воспринимали подобные организации исключительно как еще одну сторону политического конфликта.
Решение заставить Россию отвечать за пусть и непризнанное, но формально независимое государство, причем отвечать за действия, которые даже на первый взгляд трудно оценивать столь категорично, не выглядит позицией, которая может принести в Бессарабию мир и процветание. А ведь регион, включающий Приднестровье и Молдавию, и так уже пережил гражданскую войну, а экономические показатели некогда процветающего края ниже всякой критики.
Что же касается сути претензий - то, получается, под осуждение ЕСПЧ попал тот факт, что ПМР заставляло фермеров платить налоги и пошлины за вывозимый урожай, чем создавала им трудности. Однако возникает вопрос: неужели в какой-либо европейской стране допустимо обрабатывать землю, собирать урожай - и ничего не платить? Или налоги нарушают права человека? Впрочем, ответы на эти вопросы и так очевидны.
Однако во времена, когда ЕСПЧ выдвигал претензии к РФ по делу «группы Илашку» или образовательным проблемам в Приднестровье, подобные атаки со стороны Запада еще вызывали интерес, а наша страна еще была готова платить за подобный фарс (членство в Совете Европы, частью которого является ЕСПЧ - отнюдь не бесплатное удовольствие). Сегодня же скоро исполнится год с принятия решения приостановить финансирование Совета Европы со стороны России.
Очевидно, это не последнее решение суда по правам человека, в котором Россия будет обвинена в том, что совершил кто-то другой или что вообще трудно назвать преступлением или правонарушением. Более того, подобные решения в сложившейся политической обстановке, вероятнее всего, будут приниматься все чаще и сопровождаться все более абсурдными заявлениями. Судя по логике ЕСПЧ, Россия вообще во всем виновата. Так может России стоит прямо заявить, что она не признает юрисдикции ЕСПЧ? На русском народном языке эта мысль выражается значительно короче и более емко.
*Автор - эксперт РИСИ